«Морсвязьспутник» становится монополистом?

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации опубликовало на своем сайте протокол № 20-55дсп последнего заседания Государственной комиссий по радиочастотам (ГКРЧ) от 13 июля 2020 г., из которого следует, что правила работы сетей спутниковой связи на транспорте были изменены (https://digital.gov.ru/ru/documents/7214/):
«1. Выделить неопределенному кругу лиц полосы радиочастот 10950–11200 МГц, 11450–11700 МГц, 12500–12750 МГц (космос–Земля) и 14000–14103 МГц, 14129–14149 МГц, 14175–14194 МГц, 14242–14500 МГц (Земля–космос) для использования на территории Российской Федерации абонентскими земными станциями, находящимися в движении, которые осуществляют связь с российскими космическими аппаратами (КА) фиксированной спутниковой службы, а также иностранными КА фиксированной спутниковой службы на геостационарной орбите, указанными в приложении № 1 к решению ГКРЧ от 04.07.2017 № 17-42-07, иностранных спутниковых сетей, скоординированных с администрацией связи Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ)».
2. Использование выделенных пунктом 1 настоящего решения ГКРЧ полос радиочастот абонентскими земными станциями, находящимися в движении, осуществляется без оформления разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов при выполнении следующих условий:
весь трафик, формирующийся абонентскими земными станциями, находящимися в движении, на территории Российской Федерации, должен проходить через станцию сопряжения российского оператора связи, находящуюся на территории Российской Федерации, непосредственно по радиоканалу между указанной станцией и космическим аппаратом;
работа абонентских земных станций, находящихся в движении, в рамках конкретной спутниковой сети должна контролироваться станцией сопряжения этой спутниковой сети (системы) включая управление параметрами их излучения, вплоть до полного выключения;
абонентские земные станции, находящиеся в движении, разрешается использовать только на подвижных платформах (железнодорожном транспорте, автомобильном транспорте, морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река–море) плавания, воздушных судах);
абонентские земные станции, находящиеся в движении, не должны использоваться для построения сетей (систем), предназначенных для обеспечения безопасности человеческой жизни;
абонентские земные станции, находящиеся в движении, расположенные на воздушных судах, могут использоваться только при осуществлении полётов по воздушным трассам Российской Федерации и не должны использоваться на этапах взлёта, захода на посадку и при посадке».
«8. Ввоз на территорию Российской Федерации абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих через космические аппараты на геостационарной орбите в фиксированной спутниковой службе должен осуществляться в установленном порядке.
При этом ввоз (за исключением таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и таможенной процедуры реимпорта) абонентских земных станций, находящихся в движении, может осуществляться только операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой радиосвязи и осуществляющими в установленном порядке эксплуатацию сетей связи, в которых ввозимые радиоэлектронные средства будут применяться».
А теперь мы постараемся расшифровать, к каким последствиям приведет выполнение пункта 8 данного решения.
Итак, ввоз абонентских земных станций, находящихся в движении, теперь смогут осуществлять только операторы связи, имеющие лицензии на предоставление услуг подвижной (мобильной) спутниковой связи и осуществляющие в установленном порядке эксплуатацию сетей связи, в которых ввозимые радиоэлектронные средства будут применяться.
Из операторов, имеющих лицензии на оказании услуг мобильной спутниковой связи, только «Морсвязьспутник» предлагает решения для крупных морских судов. Помимо «Морсвязьспутника», спутниковые терминалы для морских судов предлагают и другие компании: «РТКомм.ру», ГП КС, «Амтелсвязь», Altegrosky, «Стэк.ком». Но поскольку лицензий на мобильную спутниковую связь у них нет, принятие данного постановления означает, что рынок спутниковой связи для морских судов может быть монополизирован «Морсвязьспутником».
В 2019 году руководители операторов спутниковой связи «Стэк.ком», Altegrosky и «Телепорт» обратились к зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрею Свинцову с просьбой откорректировать законопроект. В частности, авторы письма тогда указывали, что предлагаемые законопроектом нормы создают необоснованные преимущества для операторов мобильной связи и устраняют конкуренцию со стороны операторов фиксированной спутниковой связи и дистрибьюторов спутникового оборудования.
При этом если оператор, обладая лицензией на мобильную спутниковую связь, не будет самостоятельно эксплуатировать сети связи, в которых возможно оказание услуг фиксированной спутниковой связи, то он все равно не сможет ввозить абонентские станции. Кроме того, таможенным органам России будет затруднительно определить, действительно ли ввозимое оборудование является абонентским терминалом мобильной спутниковой службы или абонентской земной станцией, находящейся в движении и работающей в рамках фиксированной спутниковой службы. Наконец, цель законопроекта, состоящая в предотвращении угроз национальной безопасности, не будет достигнута, так как операторы мобильной спутниковой связи, осуществив ввоз оборудования в Россию, смогут дальше перепродать его третьим лицам.
Как видим, ГКРЧ не прислушалась к мнению операторов – в результате принятых решений рынок спутниковой связи на морском транспорте будет фактически отдан на откуп госмонополисту – компании «Морсвязьспутник».

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку