«Мы намерены “вырастить” в Челябинской области компании-чемпионы, внедряющие технологии шестого уклада»

Благоприятный инвестиционный климат содействует успешному внедрению современных технологий, созданию производств, закладывающих фундамент поступательного развития региона. Об этом можно судить на примере Челябинской области, обладающей значительным научным, производственным, ресурсным и кадровым потенциалом. Сегодня динамичное социально-экономическое развитие региона, направленное на повышение качества жизни людей, невозможно без информационных технологий, которые позволяют создавать новые точки роста и модернизировать существующее производство. Одним из драйверов внедрения технологий в различных сферах деятельности является реализация концепции партнерства государства и бизнеса. О мерах, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, стимулах развития ИТ-отрасли в изменившихся экономических условиях, поддержке предприятий ОПК на территории области, одного из наиболее развитых промышленных регионов России, в интервью журналу Connect рассказал заместитель губернатора Челябинской области Руслан ГАТТАРОВ.
– Челябинская область – промышленный край, на территории которого стабильно развиваются предприятия металлургии, машиностроения, атомной энергетики, сельскохозяйственное производство. Меняются ли с течением времени приоритеты социально-экономического развития региона?
– Действительно, наш регион – один из самых успешных промышленных регионов нашей страны. Но для того чтобы поддерживать этот статус, нужно прилагать усилия. И за последние годы сделано немало. Прежде всего, нам удалось модернизировать металлургические предприятия. Повысить темпы развития агропромышленного комплекса, вклад которого в валовый региональный продукт превышает 10%. Область занимает ведущие позиции в стране по производству многих видов продовольствия.
Темпы развития технологий, рыночные и макроэкономические тенденции, повышение конкуренции, смена технологических укладов вносят изменения в реализацию региональных программ, заставляют пересматривать приоритеты. Перед нами стоит задача не только удерживать лидерство в базовых отраслях, но и обеспечить диверсификацию экономики. Губернатор Борис Дубровский делает ставку на развитие отраслей с максимальной добавленной стоимостью, сегментов, в которых сохраняется большой потенциал роста производительности труда. Среди других приоритетных направлений социально-экономического развития региона – внутренний туризм, транспортная и логистическая инфраструктура, перерабатывающая промышленность и ряд других.
– Как бы вы сформулировали задачи, которые руководство области ставит перед региональным правительством на данном этапе развития?
– Ключевая задача – поиск новых точек роста. К одному из таких перспективных направлений, безусловно, относится развитие ИТ-отрасли. Для развития всех сегментов экономики необходимы современные информационно-коммуникационные технологии. О потенциале устойчивого развития предприятий и учреждений можно судить по тому, насколько они уже сегодня используют в своей работе вычислительные и программные ресурсы. Только на основе применения таких инструментов можно эффективно организовать сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, обеспечить согласованность действий подразделений, служб и специалистов. Динамика развития ИТ-отрасли имеет одинаково высокую ценность для всех сфер экономики. Челябинская область располагает достаточными ресурсами и компетенциями, для того чтобы стать полноправным участником процесса по обеспечению технологической независимости нашей страны, внести вклад в развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса, осуществление плана по замещению импортных технологий и программного обеспечения.
– На чем основана ваша уверенность?
– Задача правительства области – создать на территории региона комфортные условия для развития ИТ-компаний. На мой взгляд, улучшение инвестиционного климата – главный стимул для развития инновационных производств. О том, что наши усилия в этом направлении не напрасны и реализация подхода, выбранного для достижения поставленных целей, приносит плоды, можно судить на примерах успешного развития высокотехнологичных предприятий, таких как компании «Конар», «Планар», ЧТПЗ («Этерно»), «Метран», «Папилон», «Андроидная техника», «ДАЛОМО», «Русский кварц», БВК и многие другие. Организованное в регионе производство электронно-измерительной техники, робототехнических и биометрических систем развивается динамично. Все это делается для людей, чтобы они жили в благополучном регионе и чувствовали уверенность в будущем.
Диверсификация экономики предполагает создание новых рабочих мест, что весьма актуально на настоящем этапе развития региона. В результате повышения производительности труда, внедрения современных технологий высвобождаются рабочие руки. Причем речь идет зачастую о молодых специалистах, персонале, имеющем высокую квалификацию. Наша задача – дать им возможность трудоустроиться на новых производственных площадках. Для этого мы переобучаем кадры и создаем условия для их профессионального развития. Например, запускаем новые высокотехнологичные предприятия, соответствующие пятому и шестому укладам. Эта работа предусмотрена в том числе стратегией развития региона на период до 2030 г.
– Вы один из проводников в регионе концепции государственно-частного партнерства (ГЧП) и сторонник идеи, что государство должно не инвестировать в ИТ-проект, а получать систему в пользование и иметь возможность зарабатывать на ИТ-ресурсе. Насколько реализуема подобная идея? Что показывают ваш опыт и практика?
– 1 января этого года вступил в силу Федеральный закон № 224-ФЗ, определяющий основные правила игры на этом поле. В рамках ГЧП инвестор может переложить часть рисков на публичного партнера (минимальная гарантия доходности, плата за доступность и другие механизмы), инвестировать в долгосрочный проект с фиксированной доходностью под гарантии государства, увеличивать выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг.
В нашем регионе уполномоченным органом в указанной сфере определено Министерство экономического развития Челябинской области. Борисом Александровичем Дубровским утверждена дорожная карта развития государственно-частного партнерства. При этом мы рассматриваем ГЧП не только как правовой механизм, но и как принцип взаимодействия власти и бизнеса. Примером реализации такого подхода может служить ИТ-парк Челябинской области, построенный без вложения бюджетных средств.

Официальное открытие Технопарка информационных технологий в Челябинской области в апреле 2016 г.
Официальное открытие Технопарка информационных технологий в Челябинской области в апреле 2016 г.

– За последние годы в стране было создано немало подобных технопарков. В чем уникальность ИТ-парка, открытого в Челябинске?
– Стоит подчеркнуть, что челябинский ИТ-парк заслуженно претендует на получение статуса уникальной технологической площадки. В этом году мы сделали важный шаг на пути к обеспечению технологической независимости предприятий оборонно-промышленного комплекса. Речь идет о создании на базе челябинского ИТ-парка Консорциума «Цифровое предприятие». Его главная задача – тиражирование типовой информационной системы ядерно-оружейного комплекса (ТИС ЯОК), разработанной Госкорпорацией «Росатом», на предприятия ОПК. Помимо ИТ-парка в состав консорциума вошли «Всероссийский НИИ экспериментальной физики», «Всероссийский НИИ технической физики имени академика Е.И. Забабахина», ПО «Маяк», «НИИ измерительных систем имени Ю.Е. Седакова» и интегратор «ЛАНИТ-Урал». 15 апреля в нашем ИТ-парке открылся опытно-демонстрационный центр ТИС ЯОК. Теперь представители любого предприятия Урала, Сибири могут приехать к нам и, как говорится, своими руками пощупать систему, обучить специалистов.
ТИС ЯОК охватывает процессы сквозного жизненного цикла изделий: научно-исследовательские работы, имитационное моделирование, опытно-конструкторские работы, технологическую подготовку и управление производством, эксплуатацию и утилизацию изделий. Еще одно преимущество системы состоит в создании единого информационного пространства предприятия на основе распределенной ИТ-инфраструктуры и центров обработки данных. При этом ключевая особенность таких ЦОД – защищенное исполнение, позволяющее обрабатывать информацию с грифом «государственная тайна».
В центре также представлен суперкомпьютер «Зубр» производства Снежинского федерального государственного ядерного центра ВНИИТФ (входит в состав «Росатома»). Общий объем частных инвестиций в проект опытно-демонстрационного центра превысил 90 млн руб. Предполагается, что мощности суперкомпьютера будут задействованы не только резидентами ИТ-парка, но и производственными предприятиями, в том числе ОПК.

Официальное открытие Технопарка информационных технологий в Челябинской области в апреле 2016 г.
Официальное открытие Технопарка информационных технологий в Челябинской области в апреле 2016 г.

– Насколько востребован научный и технологический потенциал ИТ-парка на территории региона, что показывает практика?
– В середине апреля состоялась церемонии открытия центра и одновременно были подписаны первые соглашения с предприятиями. В ИТ-парке работает зона coworking space – пространство для организации совместной деятельности, развернут бизнес-инкубатор, рассчитанный на 100 рабочих мест. Кроме того, на базе этого парка обеспечивается взаимодействие с федеральными институтами развития, например Фондом «Сколково».
– На какую поддержку региональных властей могут рассчитывать предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые развиваются на территории региона?
– Важное направление поддержки предприятий ОПК закладывается на базе областного Фонда развития промышленности, который оказывает помощь производствам, выпускающим гражданскую продукцию. В частности, предприятия могут получить целевые займы по льготной ставке, консультации по различным мерам и видам поддержки, оказываемой Фондом развития моногородов, экспортным страховым агентством ЭКСАР, «Корпорацией МСП», Внешэкономбанком и иными федеральными институтами развития.
В нынешних экономических условиях многие предприятия заинтересованы в экспертном сопровождении инвестиционных проектов и подготовке соответствующих контрактов. Грамотная оценка таких проектов позволяет рассчитывать на получение федерального и регионального финансирования, а также свести к минимуму возможные риски.
На территории Челябинской области предприятиям ОПК предлагается еще один вид поддержки на базе Центра кластерного развития региона. Участники региональных кластеров могут рассчитывать на получение субсидий из областного бюджета на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию производства, что позволяет им возместить часть затрат. Речь идет о субсидиях, связанных с обслуживанием кредитов и займов, приобретением оборудования и уплатой первоначального взноса по договорам лизинга отечественного оборудования.
– На территории области создана Ассоциация предприятий оборонно-промышленного комплекса. Какие результаты ее деятельности вы могли бы отметить?
– Ассоциация предприятий оборонно-промышленного комплекса Челябинской области была создана в 2000 г. для координации деятельности, защиты интересов предприятий ОПК и сохранения оборонного потенциала области. За 15 лет заметно расширился не только список входящих в нее предприятий, но и круг стоящих перед ней целей и задач. Сегодня это развитие военно-технического сотрудничества, расширение рынков сбыта, содействие инновационному развитию и диверсификации производства предприятий ОПК Челябинской области, формирование кадрового заказа.
В состав Ассоциации входят 62 предприятия, 32 из них напрямую связаны с исполнением гособоронзаказа. В прошлом году указанные предприятия нарастили объемы производств на 9%, до 100 млрд руб. Это 10% валового регионального продукта. Общий объем финансирования инвестиционных проектов по модернизации предприятий ОПК Челябинской области превысил 7 млрд руб.
– Какие крупные ИТ-проекты реализуются сегодня на территории Челябинской области? Насколько руководство региона удовлетворено тем, как продвигается работа?
– Если говорить о государственном управлении, то по поручению губернатора области Бориса Александровича Дубровского в этом году должна быть создана единая информационная система в сфере социальной защиты населения. Она разрабатывается специально для людей, проживающих на Южном Урале. В ней будут работать не менее 2,5 тыс. пользователей – сотрудников региональных органов и учреждений социальной защиты населения. Система будет содержать информацию почти о 2 млн жителей области и позволит контролировать, насколько эффективно расходуются средства, выделяемые на социальные нужды. У нас появится возможность формировать аналитические отчеты на основе информации по каждому муниципальному образованию. С помощью этой же системы наши граждане получат доступ к различным государственным услугам в электронном виде – всего в этом списке более 40 услуг.
Заканчивается внедрение системы электронного документооборота, которая объединит все органы исполнительной власти Челябинской области и органы местного самоуправления, а также подведомственные им учреждения. В минувшем году пользователями системы были 130 сотрудников аппарата губернатора и правительства Челябинской области. В 2016 г. число пользователей системы увеличится на 2000 человек. Через три года к системе планируется подключить еще 5000 пользователей.
Также большое значение для области имеет создание регионального сегмента федеральной системы учета обучающихся всех уровней. На этот проект, который вошел в число приоритетных направлений становления информационного общества в Челябинской области, выделены субсидии из федерального бюджета. Проект довольно сложный. К системе должно быть подключено почти три тысячи образовательных учреждений области, которые расположены в том числе в отдаленной сельской местности. При этом мы серьезно решаем вопросы, связанные с устранением цифрового неравенства. Эта система должна предоставлять актуальные сведения об очередях в образовательные учреждения различного типа и о степени их наполнения, оценивать посещаемость, что важно для профилактики беспризорности детей. Собранная информация позволит принимать эффективные управленческие решения, например составлять планы строительства новых объектов в сфере образования.
Еще один крупный ИТ-проект, созданный для людей и их безопасности, – АПК «Безопасный город», работа над которым ведется в области с 2014 г. К настоящему времени завершены два этапа создания комплекса. На дорогах и магистралях обеспечиваются фото- и видеофиксация нарушений правил дорожного движения, в общественных местах ведется видеонаблюдение. В региональный центр обработки данных электронного правительства информация стекается с 48 постов, включающих 643 камеры фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, и 75 камер, установленных в общественных местах. Кроме того, в течение этого года в тестовом режиме на базе Единой дежурно-диспетчерской службы Челябинска осуществляется вызов экстренных служб по единому номеру Системы-112. По результатам проекта со следующего года планируется внедрение единого номера во всех диспетчерских службах региона.
– Если проанализировать темпы и специфику работы над такими проектами в целом, то в развитии каких ИТ-систем заинтересованы госучреждения Челябинской области в текущей экономической ситуации?
– Прежде всего в решениях, которые автоматизируют и упрощают повседневную деятельность госслужащих, связанную с предоставлением государственных и муниципальных услуг, межведомственным взаимодействием. Естественно, с оглядкой на замещение импортных технологий и решений. Примерами таких систем могут быть как уже упомянутые системы, так и автоматизированная система мониторинга исполнения и анализа эффективности госпрограмм, автоматизированная система оперативного мониторинга социально-экономического развития региона и др. Кроме того, наблюдается интерес к системам бизнес-аналитики, что закономерно. Ведь разработка стратегически грамотных решений высшими должностными лицами субъектов возможна только на основе полной и выверенной информации, составляющей основу для анализа большого числа критериев социально-экономического развития региона.
– На основе каких критериев оценивается эффективность ИТ-проектов?
– На этапе планирования оцениваются сроки окупаемости проекта, рассчитывается экономия бюджетных средств при эксплуатации систем в последующие годы после внедрения конкретного решения. Принимаются во внимание дополнительные поступления и снижение расходов областного бюджета, помогающие определить, насколько рационально используются выделяемые средств. Так, с прошлого года предложения по реализации ИКТ-проектов рассматриваются только при наличии финансово-экономического обоснования с оценкой их эффективности.
– В прошлом году Челябинской области пришлось урезать бюджет на 10%, в пропорциональном отношении планировалось уменьшить расходы и на информатизацию. Что послужило драйвером развития ИТ в подобных условиях?
– Развитию ИТ-отрасли содействуют не только государственный заказ на информатизацию, но и реализация мер поддержки предприятий. В частности, Челябинская область первой из субъектов законодательно установила налоговые каникулы. Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, занятых, например, в сфере разработки ПО и консультирования, была введена нулевая налоговая ставка на два года в том случае, если они применяют упрощенную либо патентную систему налогообложения.
Кроме того, для челябинских ИТ-компаний, получивших госаккредитацию, дополнительно к федеральным мерам поддержки снижена ставка налога на прибыль (до 13,5%), который поступает в региональный бюджет, они освобождены от налога на имущество. Преференции планируется установить на пять лет. Налоговые льготы также предоставлены управляющим компаниям и резидентам индустриальных парков, инвесторам, реализующим проекты, в том числе в сфере ИТ. Это позволяет привлечь в регион крупных инвесторов и становится еще одним финансовым стимулом для региональных предприятий, инвестирующих в модернизацию и развитие высокотехнологичных производств. К слову, один из таких инвесторов создал в Челябинске ИТ-парк.
В качестве дополнительного стимулирующего фактора можно рассматривать наличие федеральных налоговых преференций, в частности льготных ставок по страховым взносам для аккредитованных Минкомсвязью России ИТ-компаний. Как известно, 80% расходов компаний, которые разрабатывают софт, приходится на оплату труда. Минкомсвязь РФ планирует продлить срок действия мер поддержки до 2025 г. Челябинская область входит в число субъектов, поддерживающих данную инициативу.
– В средствах массовой информации сообщалось о намерениях создать на территории области гарантийные фонды. Насколько реализуемой и продуктивной оказалась эта идея?
– Фонды учреждены на условиях софинансирования из федерального бюджета. Их цель – обеспечить инновационным компаниям доступ к финансовым ресурсам. В августе прошлого года были созданы два инфраструктурных объекта – Интегрированный центр и Центр инжиниринга. Региональный Центр инжиниринга создан для повышения технологической готовности предприятий бизнеса за счет разработки технологических, технических процессов и обеспечения решения проектных, инженерных и организационно-внедренческих задач. На сегодня Центром отобрано 20 малых производственных предприятий для реализации инвестпрограмм их модернизации (на общую сумму 12,8 млн руб.). Потребность в подобных инструментах существовала давно, поскольку предпринимателям, как показывает практика, нужно помогать устанавливать и развивать технологическое и научное сотрудничество с представителями бизнес-сообществ в других странах. В настоящее время в базах данных размещено около 200 зарубежных и региональных запросов, поступила уже почти тысяча предложений от потенциальных партнеров. Работа в этом направлении продолжается.
– На решении каких задач сосредоточены ваши усилия в последнее время? Какие меры предпринимаются, чтобы обеспечить дальнейшее социально-экономическое развитие региона, и в чем их важность?
– Приоритетные направления деятельности правительства Челябинской области, которые находятся на контроле губернатора Бориса Дубровского, – привлечение инвестиций и содействие развитию бизнеса на территории региона. В минувшем году большое внимание уделялось стимулированию экономики области по целому ряду направлений. В тройке наиболее важных – финансовая поддержка промышленных предприятий, компаний малого и среднего предпринимательства, улучшение инвестиционного климата в регионе. Это особенно важно, потому что за каждым предприятием стоит уникальный коллектив, и мы прилагаем все усилия, чтобы эти люди не были сокращены и своевременно получали заработную плату.
Ряд мер был принят для стабилизации ситуации в экономике. Например, оказана финансовая поддержка крупным промышленным предприятиям в виде государственных гарантий Российской Федерации. В частности, производственному объединению «ЧТЗ-Уралтрак» было выделено 4,8 млрд руб. на рефинансирование кредитного портфеля, что дало возможность реструктурировать долг корпорации и снять острую проблему задолженности перед промышленными предприятиями Челябинской области. Кроме того, в прошлом году по итогам конкурса Челябинский трубопрокатный завод получил государственную гарантию в размере 8 млрд руб. на исполнение обязательств по кредиторской задолженности. Эта мера поддержки позволила ЧТПЗ и ММК осуществлять долгосрочное планирование производственной деятельности и своевременные поставки труб большого диаметра под стратегические инфраструктурные проекты. В результате была обеспечена стабильная работа двух крупных предприятий области – Челябинского трубопрокатного завода, где сегодня трудятся около 7 тыс. человек, и Магнитогорского металлургического комбината, коллектив которого насчитывает 18,6 тыс.
Поддержка бизнеса осуществляется в рамках реализации госпрограмм. В прошлом году на эти цели из федерального бюджета было привлечено 380,3 млн руб. Это более чем в 2,5 раза превышает объем средств на программу в 2014 г. Уровень освоения финансовых ресурсов составил 99%. Адресной финансовой поддержкой воспользовались 446 предпринимателей. Благодаря этой поддержке было создано 1,9 тыс. новых и сохранено 12,8 тыс. действующих рабочих мест.
Доступ к кредитным ресурсам обеспечивает Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства. Реализуемая им программа расширена и теперь охватывает компании среднего бизнеса. К слову, Фонд занимает пятое-шестое места среди 82 региональных гарантийных организаций. Его программой за все время существования воспользовались 1200 предпринимателей, объем кредитов составил 8,4 млрд руб. В текущем году перед нами стоит задача привлечь как можно больше федеральных средств на поддержку бизнеса. Сосредоточимся также на продвижении услуг, оказываемых на базе региональных объектов инфраструктуры.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку