Переориентация «Спутника»

Компания «Ростелеком» объявила о переориентации проекта «Спутник» на корпоративные разработки. Первоначально планировалось создать на базе «Спутника» российскую поисковую систему и браузер, чтобы правильно представлять государственные ресурсы пользователям Интернет и гарантировать безопасность информации в выдаче. В мае 2014 года поисковый механизм был запущен, а ещё через год – в сентябре 2015 года – был запущен и собственный браузер, который поддерживал российские алгоритмы шифрования для SSL и безопасный режим просмотра с родительским контролем.
Однако в августе 2018 года «Ростелеком» потребовал признать ООО «Спутник», которое занималось разработкой обоих продуктов, банкротом и в июле 2019 года дочерняя компания прекратила свою деятельность, хотя сайт и сервисы продолжали работать в прежнем режиме. Однако в начале этой недели журналисты Cnews обнаружили [1], что строка поиска исчезла с сайта sputnik.ru и объяли об окончательном закрытии проекта. По подсчётам журналистов в компанию было вложено 2 млрд руб. бюджетных денег, а поскольку собственный поисковый индекс, видимо, был уничтожен, то все они были потрачены напрасно.
На самом деле сейчас сайтом и всеми разработками владеет компания «Поисковый Портал «Спутник», на имя которой даже выдана бессрочная лицензия ФСБ России на разработку решений с использованием российских алгоритмов шифрования. Компания по-прежнему предлагает доверенный и корпоративные браузеры, в которых встроены российские алгоритмы шифрования, хотя главное, что в них указаны российские удостоверяющие центры как корни доверия. Встроить список российских УЦ в иностранные браузеры оказалось практически невозможно, а сейчас практически все ресурсы в Интернет защищены шифрованием по SSL, корни доверия к которому лежат как раз в этом списке. Причем практически все браузеры уже не заходят на HTTP-ресурсы под предлогом, что они небезопасные. В результате может сложиться ситуация, когда иностранная компания отзывает сертификат доверия, например, для сайта госуслуг, и российские пользователи не смогут получить к нему доступ. Поэтому наличие собственного браузера принципиально для функционирования электронного государства – его можно будет скачать и пользоваться соответствующими сайтами безопасно.
Также компания предлагает клиентам аналитическую систему «Спутник» и одноименный корпоративный поиск. Понятно, что в обоих продуктах собраны компетенции, наработанные при создании Интернет-поиска, хотя в некоторых случаях корпоративный поиск может оказаться даже сложнее индекса открытых сайтов – феномен darknet как раз и связан с тем, что существующие поисковые машины сканируют не все ресурсы или делают это не полностью. При корпоративном поиске нужно индексировать все корпоративные электронные документы и организовать по ним индивидуальный поиск. Особенно это сложно сделать для государственных организаций имеющих сложную иерархическую и разветвленную региональную структуру. Поиск документов в них – не простая задача, за которую как раз и взялись разработчики «Спутника».
Собственно, именно таков был ответ пресс-службы самого «ПП «Спутник», который Cnews также опубликовала [1]: «На сегодня в портфеле компании такие решения как корпоративные браузер и поисковая система, система поддержки медицинских решений, лаборатория интеллектуального анализа данных, web-аналитика и другие. Решения компании «Спутник» используются в ФНС России, Почте России, ГИБДД РФ, ФИПС, Роспатенте, Правительстве Москвы и в областных администрациях 85 регионов России, Министерстве здравоохранения Республики Алтай, ФГУП Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» и других организациях».
Из этой истории можно сделать вывод о том, что ещё один поисковый индекс Интернету не нужен, потому что просто список сайтов со статистикой слов исчерпал себя. Для качественного Интернет-поиска нужен второй компонент – знание о предпочтениях пользователей. Именно поэтому все поисковые продукты превратились в сложные порталы с большим количеством сопутствующих сервисов. Google для этого даже операционную систему сделал. Все, чтобы получать информацию о потребностях пользователей в информации. Именно для этого в свое время разработали технологию Больших данных. Возможно, со временем и из разработок «Спутника» получаться какие-нибудь интересные технологии. Однако сам по себе поиск по сайтам уже не имеет коммерческой ценности, как не получили должной популярности технологии тематических рейтингов, первоначально разработанной компанией Rambler. Поэтому переориентация «Спутника» – правильный шаг. Поиск по закрытым базам данных государственных служб и организация удобного доступа к хранящейся в них информации – не менее важная, но более актуальная задача, а именно ей и будет заниматься компания. Многие ли государства могут похвастаться тем, что имеют собственный поисковый движок?

[1] https://www.cnews.ru/news/top/2020-09-07_rostelekom_vnezapno_zakryl

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку