Перспективы развития системы СЦ

Ильин Николай Иванович заслуженный деятель науки РФ, профессор, д. т. н.

В настоящее время создается система ситуационных центров органов государственной власти, которая включает Ситуационный центр Президента РФ, ситуационные центры Правительства РФ, Совета Безопасности РФ, Госдумы РФ, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководителей субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств и другие, работающих по единому регламенту. Анализ тенденций развития системы государственного управления в нашей стране, а также обширный мировой опыт использования информационных технологий позволяют прогнозировать значительное увеличение в 2015–2020 гг. количества и повышение качества функциональности ситуационных центров. В статье определены основные научно-технические направления развития этого стратегического тренда информатизации государственного управления.

  1. Создаваемая иерархическая система СЦ должна обеспечить программную, аппаратную, информационную интеграцию как по горизонтали – по ветвям власти (президентская, исполнительная, законодательная и судебная), так и по вертикали (высшая, федеральная, региональная, муниципальная, госкорпорации и предприятия) с учетом требований информационной безопасности.

Ситуационные центры всех уровней управления информационно взаимосвязаны между собой защищенными системами передачи данных, видеоконференцсвязи и межведомственного электронного документооборота. В условиях характерной для нашей страны географической и временнóй распределенности возможность видеоконференцсвязи системы ситуационных центров позволяет руководителям оперативно получить объективную оценку сложившейся ситуации, обсудить ее с экспертами на местах, без вызова последних в Центр.

  1. СЦ, будучи инструментом подготовки и поддержки принятия решений, должны обеспечить непрерывную информационную поддержку как общих функций управления (мониторинг, контроль, прогнозирование, стратегическое, текущее и оперативное планирование), так и специализированных (экономика, промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера, национальная безопасность и др.) при повседневной деятельности и в кризисных ситуациях.

Разработка управленческих решений представляет собой итерационную процедуру анализа складывающейся обстановки, прогнозирования развития ситуации, выработки и оценки вариантов и процедуры обоснования эффективных решений. Для использования в СЦ необходимо разработать алгоритмы этих процедур путем выделения этапов, распределив между ними весь объем необходимых работ по подготовке и принятию решений. Можно выделить этапы оценки обстановки и выявления главных проблем, целеполагания, выработки вариантов решений, их многокритериальной оценки и принятия решения. На этапе оценки обстановки необходимо проводить мониторинг и анализ состояния, что позволяет выделить ключевые проблемы и сформировать информационную модель обстановки. На втором этапе прогнозируется развитие ситуации для оценки возможности решения проблемы. На третьем этапе осуществляется выработка вариантов решения, которые обсуждаются и утверждаются руководителем на четвертом этапе.

  1. С технической точки зрения ситуационный центр представляет собой сложный программно-аппаратный комплекс, включающий ряд взаимосвязанных подсистем (средства индивидуального и коллективного пользования, интерактивную систему управления, средства вычислительной техники, систему видеоконференцсвязи и др.).

При планировании состава и структуры ПТК необходимо учитывать, что СЦ функционирует не автономно, а в системе (будь то система СЦ органов государственной власти или система СЦ муниципальных образований либо предприятий). Кроме того, технические средства СЦ должны обеспечивать возможность доступа к удаленным источникам информации и проведения совещаний с территориально распределенными абонентами (аудио- и видеоконференцсвязь).

Современные СЦ строятся по принципу клиент-серверных технологий. Все вычисления, выгрузки из баз данных и прочие ресурсоемкие операции должны происходить на выделенных под указанную задачу серверах или в специализированных центрах. При этом необходимо предусматривать применение суперкомпьютеров и графических средств с процессорами производительностью до 10 Тфлоп при скорости загрузки графики свыше 200 Мбайт в секунду. Это дает возможность моделирования сложных процессов и решения задач управления сложными системами в режиме реального времени.

Существенным расширением возможностей СЦ по информационному обслуживанию руководителей ОГВ является создание в их кабинетах выносных «мини-ситуационных комнат», программно-технический комплекс которых сопряжен с СЦ и позволяет предоставлять пользователям весь комплекс информационно-аналитических услуг, в том числе видеоконференцсвязь.

При выборе программно-аппаратных комплексов необходимо отдавать предпочтение отечественным производителям.

  1. Информационные системы СЦ обеспечивают подготовку и представление информационных, аналитических и справочных материалов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в РФ, федеральном округе, субъектах РФ и включают в свой состав учетные, информационно-аналитические и информационно-управляющие системы.

Первоочередной задачей является разработка стандартов, унифицированных механизмов и регламентов взаимодействия ИС в СЦ.

Для развития комплекса информационных систем необходимы:

  • создание и развитие систем нового поколения – проектного управления, оценки последствий принимаемых законопроектов, информационно-управляющие и экспертно-аналитические, а также модернизация действующих аналитических мониторинговых систем, расширение их целевого функционала;
  • разработка информационных систем, обеспечивающих мониторинг и оценку результативности решения государственных задач, оценку электоральной ситуации и интеграцию мнений экспертного сообщества, институтов гражданского общества.
  • внедрение сценарных технологий информационно-аналитического обеспечения подготовки и проведения мероприятий в СЦ с участием руководителей, предусматривающих взаимоувязанные процедуры сбора, комплексной обработки и представления разнородной информации;
  • создание типовых для СЦ решений, реализующих базовые технологии аналитической обработки и представления информации и объединяющих средства календарного планирования, упреждающего контроля, учет результатов социологических исследований и экспертных сессий при подготовке решений, моделирования и прогнозирования различных сценариев развития ситуаций;
  • разработка базового набора функциональных задач СЦ, увязанных по вертикали и горизонтали в целях информационного обеспечения деятельности органов власти по актуальным вопросам социально-экономического и общественно‑политического развития страны и регионов;
  • распространение опыта использования в ходе мероприятий в СЦ фактографической фото- и видеоинформации, характеризующей исполнение принятых решений и поручений руководителя ОГВ.
  1. Спектр инструментально-моделирующих средств можно объединить в информационные, интеллектуальные и интерфейсные группы. При этом технология оперативного анализа данных позволяет производить оценку состояния наблюдаемых процессов, выявлять и ранжировать причины значимых изменений, прогнозировать развитие процессов и вырабатывать рекомендации в части подготовки возможных вариантов решений с прогнозом их последствий. Гипертекстовые средства поддерживают связи как внутри одного документа, так и между различными документами. Поддержка таких связей предусматривает автоматизированный поиск ранее неизвестных закономерностей в базах данных информационного фонда, а интеллектуальный анализ этих данных – применение различных форм и методов анализа и моделирования. Перспективным является когнитивный подход, который акцентирует внимание на знаниях и учитывает одно из важнейших качеств, необходимых для принятия решений, – интуицию человека. С точки зрения используемого математического аппарата существующие методы и модели охватывают практически все разделы прикладной математики, начиная от классических – многомерного статистического анализа и математического программирования и заканчивая такими подходами к обработке числовой и текстовой информации, как нейронные сети, генетические алгоритмы, ситуационный анализ и т. п.

В связи с этим чрезвычайно важным направлением является разработка технологической платформы, интегрирующей критериальную базу, модели, методы, алгоритмы, процедуры многокритериальной оценки и выбора оптимальных решений.

  1. При создании СЦ важнейшим фактором, обеспечивающим технологию коллективной работы с информацией, является визуализация информации в процессе принятия управленческих решений. Информация от различных источников должна быть отображена на экране коллективного пользования в отдельных окнах, размеры и расположение которых задаются оператором отображения произвольно. Таким образом, формируются информационные раскладки, которые могут оперативно меняться в ходе обсуждения того или иного материала, при этом решаются задачи адекватного и эффективного представления и восприятия информации с экрана. Здесь особенно важна роль феномена человеческой психики, получившего название «внимание».

Необходимо развитие визуализации с помощью средств виртуальной реальности и интерактивных систем, обеспечивающих наглядное представление ситуации в виде пространственной модели.

  1. Управление созданием наукоемких, высокотехнологичных объектов, к которым относится создание СЦ, требует отхода от некоторых традиционных схем и методов их построения и овладения новыми проектными методами, обучения новым способам интеграции множества дисциплин для создания СЦ в рамках установленного бюджета и требуемых функциональных свойств.

Важнейшее решение, принимаемое при создании СЦ, – выбор и обоснование методологии и технологии ее разработки. Правильный выбор позволит адекватно решить поставленную задачу с минимальными затратами, обеспечит эффективную реализацию жизненного цикла системы.

Жизненный цикл проекта создания привязывается к временнóй шкале, где исходными данными для разработки СЦ являются функциональные и технические требования. Техническое задание – основной документ, определяющий требования и порядок создания, развития или модернизации комплекса технических средств СЦ, в соответствии с которым осуществляются разработка, ввод в действие и приемка. На стадии технического проектирования при необходимости происходит разработка предварительных решений по комплексу в целом и отдельным системам. К важным этапам относятся планирование, контрактирование, монтаж оборудования, загрузка программного обеспечения и запуск СЦ в эксплуатацию.

Актуальной проблемой является разработка электронной технической документации, включая 3D-модели и эксплуатационную документацию, и регламентов их применения в рамках жизненного цикла СЦ.

Перечисленные направления развития системы СЦ обеспечат повышение эффективности и качества государственного управления, позволят оперативно анализировать, моделировать, прогнозировать сценарии развития ситуации и вырабатывать эффективные решения, наиболее рационально применять современные технологии и средства обработки информации.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку