Пешеход на цифровом контроле

Власти Москвы хотят отслеживать движение пешеходов, собирая данные с их гаджетов, и формировать карты пассажиропотока в городе, сообщил «Коммерсантъ».

Центр организации дорожного движения столицы разместил на сайте госзакупок заказ на 155,2 млн рублей. Эти деньги чиновники готовы потратить на то, чтобы в течение полугода на пешеходных стелах навигации и остановках были поставлены 220 аппаратно-программных комплексов, которые будут собирать по Wi-Fi и Bluetooth MAC-адреса пользовательских устройств, собирать эти данные и отслеживать по ним движение пассажиров. В конкурсных документах говорится, что новая система должна будет составлять отчеты по движению человека за день, неделю, месяц и год.

Планируется, что система сбора данных будет работать в связке с камерами наблюдения, которые тоже передают данные о количестве пассажиров. Вся собранная информация будет поступать в единый центр хранения данных, которым управляет столичный департамент информационных технологий. В результате департамент сможет отслеживать маршруты пешеходов и составлять карты пассажиропотока в столице.

В карточке контракта говорится, что аукцион выиграло ООО “Информационные технологии будущего”. Однако закупку приостановили из-за жалобы одного из потенциальных участников, ООО “Проф-ИТ Групп”, которое нашло нарушение в процедуре.

Система не предусматривает сбора персонифицированных данных, а цель проекта – улучшить качество пешеходных перемещений и работы городского транспорта, прокомментировали тендер в пресс-службе ЦОДД, сославшись на опыт Сингапура, Берлина и Лондона.

Собираемые данные остаются обезличенными, поскольку привязки устройства с конкретным MAC-адресом к личности нигде нет, подтвердил эксперт по сетевым решениям компании «КРОК» Александр Сигачев.

MAC-адреса нужны мэрии для расширения уже существующих баз данных, рассказал газете источник, знакомый с ходом цифровизации хозяйства Москвы.

“Узнать подробную информацию о передвижении обладателей мобильных устройств можно через мобильных операторов, но их работа зарегулирована и информацию они дают не с привязкой к конкретной локации, а по крупным квадратам. Новая система, похоже, позволит мэрии самостоятельно, без запросов, узнавать подробную и релевантную информацию о передвижении пешеходов и пассажиров”, – объяснил он.

Данные о пассажиропотоке собирают и другие городские системы, например турникеты, где “прокатывают” транспортные карты, но они не показывают дальнейший путь человека в метро, отметил руководитель отдела аналитики “Серчинформ” Алексей Парфентьев.

На основе собранных данных можно будет анализировать посещаемость определенных магазинов или сервисов определенными группами людей и рассылать им таргетированную рекламу, отметил глава направления аналитики ГК InfoWatch Андрей Арсеньев.

Если собираемые данные помогут оптимизировать маршруты городского транспорта, сэкономят время на дорогу и повысят уровень комфорта пассажиров, как утверждают городские власти совместно с профильными службами, то идея заслуживает повышенного внимания и всяческого одобрения. Однако есть одно «но» – кто, как и на каких условиях сможет получать доступ к таким данным.

Один из вариантов их использования – бизнес, заинтересованный в рассылке адресной рекламы. И против этого не стоит возражать. К чему получать приглашение приобрести товар, услугу либо наведаться в заведение, в потреблении или посещении которых владелец смартфона замечен не был. Но в нашей стране, как показывает опыт, высока вероятность попыток получения данных незаконным путем для сомнительных целей.

Уязвимость идей типа сбора данных, записи и хранения разговоров, введения QR-кодов в том, что они как следует не проработаны с точки зрения безопасности аккумулируемых сведений, финансовых расходов на реализацию задуманного. Направить эту неоднозначную тенденцию в продуктивное русло, возможно, помогли были пилотные проекты, которые есть смысл воплотить на практике. Хотя бы для того, чтобы понять, стоит ли овчинка выделки. И сделать это с экономическим расчетом затеи до того, как формулировать условия электронного аукциона на внушительную сумму.

Что касается конкретного аукциона № 0173200001420001132 на сумму 155.291.157,07 руб. (по данным портала https://zakupki.gov.ru/) ради создания комплексной информационной системы мониторинга пассажиропотока (КИС МП) в рамках развития интеллектуальной транспортной системы г. Москвы, то любопытно узнать, какие аналитические инструменты будут задействованы для обработки собранных данных. И какие последующие решения, принимаемые, в частности, на основе отчетов о движении человека за день, неделю, месяц и год, оправдают разработку еще одной комплексной информационной системы на бюджетные средства.

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку