Подходы к повышению эффективности автоматизации процессов управления субъектом РФ в мирное время, при кризисных и чрезвычайных ситуациях и в особый период

Нина Адамова, руководитель проектов специального назначения Департамента комплексных проектов АО «Концерн «Автоматика» Госкорпорация Ростех

АО «Концерн “Автоматика”» – крупнейшее предприятие Российской Федерации по проблемам информационной безопасности, разработке и производству технических средств и систем засекреченной связи, защищенных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем автоматизированного управления специального назначения.

Определение полного объема задач управления, решаемых главой и администрацией субъекта Российской Федерации в социально-экономическом и общественно-политическом развитии субъекта РФ, задач обеспечения безопасности, поддержания правопорядка и мобилизационной готовности, с учетом требований «Методических рекомендаций по созданию и вводу в эксплуатацию ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия», дает представление о полном функционале информационно-аналитической системы ситуационного центра (СЦ) управления регионом. При этом необходимо учитывать, что разрабатываемая в соответствии с требованиям Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации система предназначена для консолидации систем общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в единое информационное пространство на всех уровнях исполнительной власти, формирования единого информационно-понятийного пространства в целях обеспечения перехода государственного управления от ситуационного (ручного) управления к проектно-прогнозному управлению, основанному на реализации риск-ориентированного подхода к решению задач управления, определенных Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Ключевым элементом создаваемой системы должна стать подсистема обеспечения деятельности высшего должностного лица и правительства региона. Для ее построения  функционал системы следует разложить на три взаимно дополняющих друг друга функциональных модуля: мирное время, режим «КЧС» (кризисных и чрезвычайных ситуаций) и особый период.

Сегодня в субъектах РФ уже существует множество автоматизированных систем, которые обеспечивают часть функций государственного управления. Сама по себе интеграция нескольких решений с единой системой – непростая задача. Необходимо принять во внимание, что внешние решения могут взаимодействовать между собой, обмениваться данными, опираться на одинаковые или подобные бизнес-процессы, образуя разнообразный электронный контент. Ситуационный центр как инструмент, автоматизирующий и увязывающий в единое целое разрозненные бизнес-процессы органов государственной власти, формирующий из разрозненных бизнес-процессов и данных единое информационное, понятийное и технологическое пространство, целесообразно создавать на базе системы, способной обеспечить полный жизненный цикл всего электронного контента.

Особенностью предлагаемого решения является построение архитектуры информационной системы ситуационного центра, позволяющей объединять системы сбора информации из различных источников и предоставлять возможность обработки информации для различных подсистем в рамках единой архитектуры, с использованием единой системы нормативно-справочной информации каталогизации и нормализации первичных показателей.

 

Основные возможности предлагаемой системы в части управления показателями:

1) инструменты анализа данных системы:

  • настраиваемая система индикативных показателей;
  • анализ хронологии изменения значений показателей на картографической основе и диаграммах (timeline);
  • автоматическая индикация проблем;
  • анализ отклонения факта от плана;

  • рейтинг подведомственных субъектов по достижению результатов;
  • аналитические справки (текст, таблицы, графики, фото и т. п.);

2) геомониторинг:

  • мониторинг состояния дел по выбранным направлениям;
  • отображение значений показателя на картографической подоснове с детализацией до различных уровней административно-территориального деления (субъекты Российской Федерации, федеральные округа, экономические районы, муниципальные образования, хозяйственные объекты и т. д.);
  • динамика изменения значений показателей;
  • выделение проблем индикативной расцветкой на карте и в дереве показателей;

3) мониторинг состояния объектов:

  • отображение информации о различных типах объектов учета (дорожное строительство, детские дошкольные учреждения, проблемные застройщики и пр.);
  • индикация степени готовности;
  • мониторинг KPI-показателей объектов учета;
  • отображение паспортов объектов и аналитических справок;
  • ретроспектива состояния объектов (с использованием фоторяда);
  • оn-line трансляция видеопотоков в режиме реального времени;
  • мобильные приложения (Win8, iOS);
  • автономное использование большей части функций cистемы (без подключения к сети);
  • отзывчивый и удобный интерфейс;
  • полная функциональность настольной версии (ретроспективный анализ, on-line трансляции);

4) инструменты социальных показателей в системе:

  • интерфейсы для связи с гражданами;
  • оперативные сводки СМИ, сообщения о ЧС, информация о ходе исполнения ключевых проектов;

5) расширенные возможности сбора и конфигурирования данных в системе:

  • ведение классификаторов и справочников;
  • разграничение прав доступа пользователей системы к информации;
  • конфигурирование форм ввода данных в систему;
  • различные варианты сбора данных;
  • конфигурирование алгоритмов расчета значений показателей;
  • настройка профилей отображения в системе аналитических и отчетных данных;
  • конфигурирование статусной модели объектов учета;
  • возможность использования системы в режиме «видеостены» в ситуационных центрах и залах заседаний.

В дальнейшем описанный подход позволит обеспечить переход от задач мониторинга состояния объектов к задачам анализа и планирования (программирования), включая процессы формирования и взаимоувязки плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, целей и приоритетов национальной безопасности Российской Федерации, федеральных целевых программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, ведомственных целевых программ, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, планов мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения комплексной безопасности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также муниципальных программ:

1) взаимоувязка программ и проектов:

–          с целевыми показателями стратегического планирования;

–          с задачами территориального планирования;

 

2) планирование ассигнований бюджетов всех уровней, а также средств из внебюджетных источников на осуществление мероприятий комплексной безопасности;

3) планирование инвестиционных проектов;

4) формирование комплексных целевых программ, в том числе:

–          совершенствование систем обеспечения комплексной безопасности;

–          создание и оснащение оперативных служб и подразделений;

–          создание, накопление, освежение и использование запасов материальных, технических и финансовых средств;

–          снижение рисков воздействия негативных факторов и смягчению их последствий;

–          привлечение и стимулирование различных групп населения;

5) контроль, оценка достижимости целевых показателей и корректировка целевых программ в области обеспечения комплексной безопасности.

 

Мы предлагаем технологическую платформу на базе открытых технологий линейки интегрированных программных продуктов и платформ, ориентированных на использование при решении типовых задач информатизации российских государственных и коммерческих организаций, а также задач импортозамещения программного обеспечения в унаследованных и вновь создаваемых автоматизированных системах.

 

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку