Регулирование платформенной экономики

Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, разработанный в целях создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для формирования правовых условий развития и функционирования таких платформ. Документы были инициированы правительством РФ.

Термины и правила

В частности, определяются понятия «платформенная экономика» и «цифровая платформа». Предоставление доступа к цифровым платформам теперь должно основываться на принципах равенства и запрета дискриминации, соблюдения требований законодательства РФ.

Вводятся новые правила для посреднических цифровых платформ (ПЦП) – маркетплейсов и сервисов, через которые пользователи и продавцы заключают сделки, размещают заказы, совершают оплату. Теперь такие платформы будут включаться в специальный реестр, который будет вести уполномоченный орган. Новые требования направлены на повышение прозрачности работы платформ, защиту прав потребителей и усиление ответственности операторов.

Операторы ПЦП обязаны заключать договоры с продавцами (партнёрами) в электронной форме и проверять их данные. В карточке товара должна содержаться достоверная информация о продавце, продукции, наличии лицензий, разрешений и выполнении требований по маркировке. Продажа запрещённых товаров, таких как несертифицированные БАДы или агрохимикаты, будет блокироваться.

Для торговли товарами с ограничениями предусмотрена обязательная биометрическая идентификация покупателя. Также запрещены манипуляции с результатами поиска: если покупатель выбрал сортировку по цене или рейтингу, платформа не вправе продвигать рекламные позиции в обход этого выбора.

Вопрос скидок

Отдельно регулируется вопрос скидок. Теперь платформа не сможет снизить цену товара за счёт продавца без его согласия. Уведомление о снижении должно направляться не менее чем за пять рабочих дней, и только при наличии согласия партнёра. Более того, продавец вправе заранее установить запрет на продажу его товаров со скидкой, например, через личный кабинет. В этом случае платформа обязана соблюдать такой запрет.

Ответственность платформы и оператора

Платформы будут нести ответственность перед потребителями за неисполнение своих обязанностей. Если проблема возникла по вине продавца (например, товар оказался ненадлежащего качества или предоставлены недостоверные документы), ответственность остаётся за ним.

Важно, что платформа должна предоставить техническую возможность покупателю направить претензию продавцу напрямую через интерфейс ПЦП. Также вводится обязательное досудебное урегулирование споров и взаимодействие платформ с налоговыми органами.

Вторым законопроектом усиливаются требования к размещению информации о продаже товаров на ПЦП и других открытых площадках. Операторы будут нести ответственность за убытки, причинённые потребителям в результате нарушений при размещении таких предложений. Они обязаны обеспечить возможность предъявления требований о возврате средств и компенсации убытков.

Особое внимание уделяется иностранным платформам. Если онлайн-сервис, включённый в реестр, обслуживает до 500 тысяч пользователей в сутки из России, он также будет считаться иностранным оператором ПЦП и обязан соблюдать российские правила. Это создаёт единые стандарты регулирования цифровой торговли и повышает уровень защиты для всех участников рынка.

В случае принятия документы вступят в силу с 1 марта 2027 года.

Мнение эксперта

«Регулирование посреднических цифровых платформ – логичный шаг к цивилизованному рынку электронной торговли. До сих пор многие процессы, особенно в части ответственности платформ перед потребителями и партнёрских отношений, оставались в «серой зоне». Новые правила формализуют эти отношения и делают их более прозрачными, что важно как для пользователей, так и для добросовестных продавцов», – считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.

Особенно значимым нововведением можно назвать ограничение на произвольное снижение цен за счёт продавцов. Это серьёзная проблема для малого бизнеса, который не всегда может отстаивать свои интересы в отношениях с крупными площадками. Установление обязательного уведомления и получения согласия партнёра – это шаг к более справедливой коммерческой практике.

Также важно, что законопроект устанавливает требования к точности информации в карточках товаров, включая наличие разрешительной документации. «Это защитит покупателей от недобросовестных продавцов и повысит уровень доверия к маркетплейсам. Техническая возможность идентификации покупателей при продаже ограниченных товаров – ещё один механизм, направленный на повышение безопасности. Но вместе с тем, платформам придётся перестраивать бизнес-процессы, усиливать юридическую экспертизу и ИТ-инфраструктуру. Особенно это коснётся зарубежных игроков, которые теперь обязаны соблюдать российские требования, даже при относительно небольшой аудитории. Это создаёт предпосылки для формирования устойчивой и более защищённой экосистемы цифровой торговли в стране», – заключил парламентарий.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее