РИФ 26: Экономика цифры

Российский Интернет-Форум (РИФ) в этом году прошел уже в 26-й раз — он проводится без перерывов с 1997 года. В самом начале в РИФ участвовали в основном операторы и провайдеры — собравшиеся обсуждали вопросы интернет-взаимодействия, новых технологий последней мили и управления доменами и IP-адресами. Сейчас же техническая часть интернет-индустрии находится уже не в фокусе цифровой экономики, а на первое место вышли совсем другие цели и задачи. В РИФ 2022 принимали участие в основном представители госструктур, ИТ-компаний и стартапов, студенты и digital-специалисты. В рамках Форума РАЭК представила результаты исследования «Экономика Рунета», а также были сформулированы векторы развития ИТ-отрасли в России. Основными задачами РИФ 2022 стали формулирование новых смыслов Рунета и перезапуск российской ИТ-отрасли. Всего за три дня в форуме приняли участие 5000 человек.

 

7,3% ВВП

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) вот уже десять лет проводит исследование под названием «Экономика Рунета / Цифровая экономика России». В этом году на РИФ были представлены результаты деятельности интернет-индустрии в 2021 году. По оценкам РАЭК в прошлом году общий оборот четырех основных интернет-рынков — электронной коммерции, интернет-рекламы, инфраструктуры и цифрового контента — составил в целом 9,5 трлн руб., что на 42% больше, чем в 2020 году. Общая доля в ВВП России этих рынков составила уже 7,3% (в прошлом году этот показатель был более чем на процент ниже — 6,2%).

Правда основную массу доходов этого пирога составляет электронная коммерция — на ее долю приходится 8,65 трлн руб, то есть 91% всего рынка. Понятно, что именно этот сегмент очень сильно вырос во время пандемии и вынужденной изоляции. Наиболее крупными секторами этого сегмента стали: интернет-ретейл — на его долю пришлось 2,99 трлн руб. доходов; чуть меньше заработал рынок электронных услуг (2,55 трлн руб.); а на третье место вышел даже рынок электронной торговли между самими пользователями (C2C) — он набрал еще 1,5 трлн руб. Для сравнения, весь рынок интернет рекламы набрал всего 432 млрд руб., а самый большой сегмент инфраструктурного рынка (облачные услуги PaaS и IaaS) набрали и того меньше — всего 170 млрд руб. То есть Интернет стал отличной площадкой для электронной торговли.

При этом интернет-аудитория в России по оценкам экспертов РАЭК составляет 97,5 млн человек, то есть практически четыре пятых российского населения (точнее  79,9%). Причем мобильным доступом пользуются 90,2 млн человек — около 73,8% населения России. А доступ с настольных устройств имеют всего 48,4% населения, то есть меньше половины. При этом основные цели использования доступа к Интернет следующие: 64% посетителей Рунета часто занимаются общением в социальных сетях, 63% — обменом текстовыми сообщениями в мессенджерах, а 57% — чтением новостей. А вот за онлайн-шопингом регулярно обращается всего 30% российских пользователей Интернет.

При этом количество занятых в интернет-индустрии специалистов составляет всего 3 млн человек, и еще 1 млн человек составляет дефицит специалистов по различным ИТ-специальностям. Больше всего потребность в специалистах по искусственному интеллекту и информационной безопасности. Причем именно в ИТ-сфере настроения специалистов не очень хорошие — в соответствии с проведенным в апреле 2022 года опросом РАЭК 46% ИТ-сотрудников настроены пессимистично, а вот перспектив для российской ИТ-отрасли не видят 45,5% участников опроса.

Именно для улучшения контактов с отраслью и повышения ее оптимистичных настроений и был предназначен РИФ 2022. Во всяком случае на круглом столе «Рунет сегодня и завтра», модератором которого был глава Минцифры Максут Шадаев, как раз и обсуждали меры государственной поддержки, цифровые платформы, цифровую трансформацию как отдельных предприятий, так и всей экономики России. «Сегодня мы хотим опробовать новый формат — ток-шоу с лидерами интернет-экономики и цифровой трансформации, — пояснил Максут Шадаев цели как самого круглого стола, так и всего РИФа. — В текущих непростых условиях важно понять, как бьются сердца нашего сообщества, порефлексировать, какие ожидания и вызовы есть у отрасли. Со всеми коллегами мне в тесном контакте, хотелось бы провести достаточно откровенный разговор».

 

Перспективные технологии

В этом году в рамках программы РИФ была даже секция по использованию цифровых технологий в космической сфере, в которой разработчики космических аппаратов предлагали проекты для перспективных разработок. В частности, Минобрнауки представило платформу «Арктурус», которая призвана предоставить студентам региональных технических вузов безбарьерный доступ к космическим технологиям — они могут подготовить свой проект спутника для запуска его на орбиту. В частности, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки Александр Ведехин пояснил, что сейчас, в связи с санкциями часть запланированной полезной нагрузки для космических стартов не будет запущена на орбиту, и освободившееся место можно использовать для образовательных целей и запуска перспективных студенческих разработок. Сейчас Минобрнауки прорабатывает создание сети конструкторских бюро в профильных вузах для разработки космических проектов. Таким образом, интернет индустрия сможет оказать влияние на развитие и таких перспективных технологий, как космические.

Поделиться:
Спецпроект

Компания iFellow объявила о переходе на российскую платформу CommuniGate Pro

Подробнее
Спецпроект

У общественного транспорта Ярославской области появилось мобильное приложение

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку