Роль и место системы распределенных ситуационных центров в информационном пространстве Российской Федерации

mironov
Алексей Миронов, заместитель директора ФСО России – руководитель Спецсвязи ФСО России

Интервью с заместителем директора ФСО России – руководителем Спецсвязи ФСО России, первым заместителем председателя Межведомственной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия, Мироновым Алексеем Геннадьевичем.

Алексей Геннадьевич, 7–9 октября 2015 г. в Ярославле под вашим руководством состоялась очередная научно-практическая конференция «Система распределенных ситуационных центров – 2015», прошедшая спустя год после аналогичного форума в Воронеже. Что вы можете сказать об итогах этого года в контексте создания системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (СРСЦ), – насколько он был успешен?

– За это время проделана серьезная организационная и интеллектуальная работа. Вначале остановлюсь на проведенном 7 мая 2015 г. под председательством директора ФСО России Е.А. Мурова заседании Межведомственной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (МВК).

На этом заседании утверждены главные системообразующие документы – единый регламент взаимодействия распределенных ситуационных центров и методические рекомендации по созданию и вводу в эксплуатацию ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия. Одобрены представленные ФСО России совместно с Минобрнауки России и Минтруда России предложения, направленные на организацию подготовки различных категорий специалистов в области информационных технологий и аналитического обеспечения СРСЦ, обслуживания и эксплуатации ситуационных центров (СЦ). На основании наших собственных технических наработок и научно обоснованных рекомендаций, озвученных на предыдущей конференции в Воронеже, подготовлены и приняты на заседании МВК за основу для дальнейшего формирования СРСЦ проектные решения по созданию ее главных структурных элементов.

Отдельного упоминания заслуживает поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 24 августа 2015 г. федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять необходимые меры для реализации мероприятий плана работ по модернизации действующих и созданию новых СЦ, разработанного ФСО России во взаимодействии с заинтересованными ведомствами. Этот план предусматривает ввод в эксплуатацию до 2020 г. включительно 25 СЦ федеральных и 56 СЦ региональных госорганов, не считая создаваемой в Республике Татарстан своей системы распределенных СЦ.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что за прошедший год мы практически завершили подготовительный этап формирования научного и правового фундамента СРСЦ, вплотную подойдя к следующей стадии, связанной с созданием непосредственно самой технологической инфраструктуры СРСЦ. Переворачивая столь обширную страницу достигнутых результатов, мы рассчитываем не просто положить их на полку и без того внушительного хранилища знаний в области проектирования СЦ, а повсеместно применить все это на практике.

В таком случае, что сегодня представляет из себя СРСЦ? Начала ли она функционировать именно как система, а не как группа отдельных СЦ? Можно ли утверждать, что она существует не только в замысле, а уже работает и решает практические задачи?

– Рапортовать о полноценном функционировании СРСЦ несколько преждевременно. Прежде всего в силу известной экономической ситуации и, как следствие, нерешенности вопроса, связанного с финансированием данного проекта. Тем не менее даже в пределах тех бюджетных ассигнований, которые выделяются сегодня ФСО России для обеспечения всей ее деятельности, нам удается изыскивать определенные возможности, позволяющие продвигаться вперед в деле создания СРСЦ. Так, к концу 2015 г. будут завершено создание первой очереди центра управления и координации СРСЦ, введены в эксплуатацию СЦ Государственной Думы и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе, модернизирован СЦ Президента Российской Федерации, осуществлены другие работы. Но завершение всего комплекса мероприятий по формированию СРСЦ остается пока задачей ближайших лет.

Также, как я говорил ранее, к исходу 2020 г. запланировано создание значительного числа новых СЦ и их интеграция в СРСЦ. При этом не исключено, что ряд государственных органов, не вошедших в данный план работ, последуют в этом направлении в дальнейшем, приняв соответствующие решения. Тем самым рассматривать СРСЦ в качестве завершенной многоуровневой системы, объединяющей максимально возможное количество СЦ различной ведомственной, региональной и отраслевой принадлежности, справедливо будет только по итогам исполнения упомянутого августовского поручения Д.А. Медведева.

В настоящее время некоторые реально функционирующие контуры будущей СРСЦ уже запущены и развиваются. В первую очередь – опытный район системы. В этом году решением МВК его состав расширен путем включения Национального центра управления обороной Российской Федерации. В ответ на обращение Росфинмониторинга прорабатывается возможность организации межведомственного обмена информацией о незаконных финансовых операциях на платформе опытного района СРСЦ. Кроме того, в ряде госорганов широко используются, в том числе с применением СЦ, разработанные ФСО России комплексы информационных систем, обеспечивается доступ к нашим информационным ресурсам (являющимся, по сути, частью создаваемого распределенного информационного фонда системы), регулярно осуществляются сеансы видеосвязи. А это, замечу, не что иное, как неотъемлемые элементы СРСЦ, все вместе образующие ее цельную и завершенную конструкцию.

Сегодня, как и год назад на конференции в Воронеже, вы говорите о проблеме финансового обеспечения работ по созданию СРСЦ. Каким вы видите ее решение и определение источников финансирования создания ведомственных и региональных СЦ?

– О том, что в современных непростых условиях всем нам не следует сидеть сложа руки и ожидать позитивных изменений экономического фона, указал в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент нашей страны В.В. Путин еще в декабре 2014 г. Позволю себе процитировать его слова: «Мы добьемся успеха, если… не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру. Если справимся с неорганизованностью и безответственностью, привычкой «закапывать в бумагах» исполнение принятых решений… Впереди время сложное, напряженное, и многое зависит от каждого из нас на своем рабочем месте. Так называемые санкции и внешние ограничения – это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей».

Сложившиеся обстоятельства требуют от нас гибких подходов, ставят на повестку дня вопрос о применении новых моделей взаимодействия с заинтересованными органами, организациями и фондами. Мы внимательно следим за новациями законодательства, просчитываем возможные риски. С принятием Федерального закона № 224-ФЗ от 13 июля 2015 г. особое внимание обращаем на перспективы применения при построении СРСЦ механизмов государственно-частного партнерства, положительно зарекомендовавших себя в других сферах в условиях ужесточения бюджетной политики. Отмечу и то, как активно обсуждалась на конференции в Ярославле с участием бизнес-сообщества ИТ-отрасли возможности применения норм Федерального закона № 315-ФЗ от 1 декабря 2017 г. «О саморегулируемых организациях» в интересах более качественного отбора исполнителей и оптимизации работ в процессе создания и развития СРСЦ.

При этом необходимо понимать, что проблема финансирования носит комплексный характер. С одной стороны, в условиях внешних и внутренних вызовов задача построения СРСЦ должна рассматриваться как одна из приоритетных программ, связанных с повышением качества государственного управления за счет внедрения передовых технологий информационно-аналитической поддержки обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны. В этом ракурсе стоящая перед нами задача приобретает общефедеральное значение, на что указывает и уровень юридической силы правовых актов, заложивших основу СРСЦ, – указов Президента Российской Федерации. В данном случае источником финансирования мероприятий по созданию основополагающих элементов СРСЦ, без которых невозможно ее функционирование именно как государственной системы, должен являться федеральный бюджет.

С другой стороны, и здесь наша точка зрения совпадает с позицией Минфина России, затраты на строительство конкретных СЦ необходимо предусматривать при составлении заинтересованными органами смет расходов в рамках соответствующих программ информатизации и непрограммных направлений развития в пределах собственных бюджетов. Следует признать, что в современном мире, который характеризуется интенсивно увеличивающимися массивами информации, возрастающими скоростями ее поступления и обработки, без своего СЦ (либо его аналога) нельзя стать полноценным участником процесса управления. Тот, кто игнорирует проблему создания СЦ сегодня, завтра окажется в аутсайдерах данного процесса, рискуя затем вовсе выпасть из его орбиты. Это надо не только осознавать, но и изыскивать необходимые финансовые ресурсы – путем пересмотра приоритетов, оптимизации закупок, перераспределения расходов и прочих срочных мер.

Мою убежденность, что материальные трудности не должны становиться непреодолимым препятствием, проиллюстрирую примером из истории. В работе историка Н.С. Смирнова «Несостоявшаяся информационная революция» (М., 2013) приводится показательный факт: в каких послевоенных условиях приходилось развивать отечественную электронную промышленность и средства массовой коммуникации. Для внутренних перевозок на предприятиях одной из самых передовых отраслей – электроники, использовался гужевой транспорт: на балансе образованного в 1946 г. Минпромсвязи СССР числилось 1180 лошадей. Тем не менее, пишет автор, через 10 лет страна запустила спутник, создала ракетно-ядерный щит, оснащенный электроникой самого высокого уровня, развила радио- и телевещание. Думаю, вы согласитесь, что в наши дни мы находимся в куда более выгодных условиях. И потому просто обязаны, несмотря на все сложности, с которыми сталкиваемся, построить высокотехнологичную систему СЦ, способную реализовывать широкий спектр информационно-аналитических и коммуникационных функций.

Вы упомянули о колоссальном росте информации в наше время. Какие практические задачи по ее обработке способны решать современные аналитические системы СЦ?

– Чтобы не повторять банальные вещи о прямой зависимости пределов властных полномочий от объемов владения информации замечу, что последняя является сегодня не только важнейшим управленческим ресурсом, но и мощным нефатальным средством воздействия в военно-политических целях. На эту особенную черту обратил внимание членов МВК директор ФСО России Е.А. Муров, когда говорил о зафиксированной в новой Военной доктрине Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. тенденции смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство, а также особой важности создания в данном аспекте СРСЦ как инфраструктурной основы информационно-аналитической поддержки и повышения эффективности государственного управления.

Отсюда следуют и те повышенные требования, которые предъявляются к интеллектуальным аналитическим системам, способным вывести работу каждого СЦ и СРСЦ в целом на качественно новый уровень. Применяемые в них технологии обработки данных должны ориентироваться на наиболее рациональное использование особенностей человеческого мышления и каналов восприятия им информации. Это вызвано необходимостью преодоления растущего противоречия между возможностями интеллекта человека и постоянным усложнением управленческих задач в условиях взрывного роста информационных потоков. Об именно взрывном характере такого роста убедительно свидетельствуют цифры, приводимые академиком А.П. Кулешовым, директором Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН. По его оценке, если взять общий объем данных, находящихся в мировом совокупном компьютерном пространстве для хранения документов, то 90% из них появились только за последние два года (журнал «Эксперт», 2015, № 36). В ближайшей перспективе эта тенденция способна изменить очень многое, если не все, и в жизни общества, и в процессах управления.

Известно, что информационная перегрузка провоцирует принятие решений на отрывочном информационном поле и часто является причиной неадекватных действий или отсутствия реагирования. В результате такой перегрузки может наблюдаться ряд негативных моментов, включающих неумышленный пропуск важных сведений, нехватку нужных данных при переизбытке поступающей информации, откладывание принятия решений, что в совокупности существенно влияет на результативность выполнения управленческих функций. Плюс ко всему необходимость выработки оперативных решений при возникновении сложных многофакторных вопросов требует от должностного лица высокого уровня компетенции в самых различных и далеких друг от друга сферах человеческой деятельности.

Информационно-аналитические системы, реализуемые в СЦ, позволят преодолеть отмеченные проблемы за счет следующих возможностей: агрегирования и селекции поступающих непрерывным потоком данных; сжатия огромных объемов информации путем ее образного представления; выделения аспектов, существенных для анализа обстановки и форм реагирования; моделирования развития ситуаций и предварительной оценки последствий принимаемых решений; организации коллективного анализа обстановки специалистами и экспертами. Что самое главное, все эти процессы могут проводиться непрерывно и в реальном масштабе времени.

Из беседы с вами даже неспециалисту становится понятно, что информационная безопасность управленческих процессов в текущей политической и экономической ситуации становится такой же важной задачей, как и эффективность работы СЦ. Как обеспечивается тогда информационная безопасность СРСЦ?

– Проводя параллель с методологическим подходом, примененным в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.
№ Пр-1895, полагаю также возможным разделить мероприятия по обеспечению информационной безопасности СРСЦ на правовые и организационно-технические.

К первым я отнесу разработку нами совместно с ФСБ России, Минобороны России и ФСТЭК России ряда нормативных документов, в которых в том числе определены принципы и порядок обеспечения информационной безопасности создаваемой системы, содержатся описание и анализ типовых угроз. Органам государственной власти, иным органам и организациям рекомендовано руководствоваться указанными документами при построении новых и модернизации существующих СЦ, их интеграции в СРСЦ.

Ко вторым – ведущиеся работы по созданию комплексов информационной безопасности СРСЦ, гарантирующих конфиденциальность, целостность, доступность и аутентичность информации за счет применения специальных программно-аппаратных средств и реализации соответствующих организационных мер. Эти работы осуществляются в соответствии с едиными принципами информационной безопасности, учитывая различную ведомственную принадлежность СЦ и многофункциональное назначение самой СРСЦ.

Вы являетесь первым заместителем председателя МВК. Как организована ее работа, представители каких министерств и ведомств участвуют в ее деятельности?

– Положение о МВК и ее состав во главе с директором ФСО России утверждены Указом Президента Российской Федерации в 2013 г. Первоначально в МВК входили 34 представителя федеральных органов исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации. В 2015 г. в состав комиссии вошли заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, должностные лица аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе, Министерства образования и науки Российской Федерации. О своем намерении участвовать в работе МВК нас уведомила и Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Организационно-техническое обеспечение деятельности МВК осуществляет ФСО России как уполномоченный орган, ответственный за создание СРСЦ. Одной из основных задач комиссии является выработка единой научно-технической политики по вопросам создания, обеспечения функционирования и развития СРСЦ. Для реализации решений МВК государственные органы, представители которых входят в ее состав, принимают соответствующие (в том числе совместные) нормативные правовые акты.

При комиссии образованы рабочая группа по подготовке проектов решений и других документов МВК, а также экспертная группа, основными задачами которой является научно-правовая, информационно-консультационная, аналитическая и экспертная поддержка деятельности комиссии и процессов создания СРСЦ. Обе группы сформированы из представителей федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, профильных научных подразделений РАН, высших учебных заведений и других заинтересованных организаций.

Алексей Геннадьевич, как в целом вы оцениваете итоги прошедшей конференции? Актуальна ли необходимость ее дальнейшего проведения на регулярной основе?

– Сегодня без грамотного, обоснованного и объективного научно-методического сопровождения невозможен ни один серьезный проект, тем более такой масштабный, как создаваемая СРСЦ. И на этом направлении нам предстоит преодолеть еще многие трудности и проблемы.

Существенную интеллектуальную поддержку здесь оказывает наша совместная с ИД «КОННЕКТ» научно-практическая конференция, которая уже успела приобрести известность и заслуженный авторитет в научной сфере, а также среди отечественного сегмента рынка информационных технологий. Пятый год подряд она проходит на высоком организационном уровне, внося весомый вклад в формирование фундаментальной теоретической базы создания и развития СРСЦ.

Построение единой интегрированной системы СЦ, охватывающих все сферы компетенции органов власти, иных государственных органов и организаций, позволит в сжатые сроки реализовать на практике принципиально новый подход к совершенствованию государственного управления, базирующийся на самых передовых достижениях науки и техники. В основу данного подхода закладывается возможность предоставления руководству страны, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации современных высокотехнологичных инструментов, обеспечивающих анализ, оценку, прогнозирование развития ситуации и поддержку принятия управленческих решений.

Эти вопросы стали одним из главных направлений научного поиска конференции, а значит, при ее непосредственном участии будет и далее культивироваться благоприятная среда для развития инноваций, генерирования свежих идей и, как следствие, принятие нами всесторонне проработанных технических и архитектурных решений при построении СРСЦ. Сейчас, как никогда, особенно востребованы рационализаторские и нестандартные инициативы, направленные на оптимизацию использования государственных информационных ресурсов в интересах обеспечения безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, информационно-аналитической поддержки стратегического планирования, снижения затрат на создание СЦ и организации эффективного взаимодействия между ними.

Не вызывает сомнения, что положительный опыт конференции необходимо транслировать и в дальнейшем, наращивая ее научный потенциал, организуя в ее рамках своего рода межведомственный и межотраслевой мозговой штурм по выработке наиболее результативной стратегии и тактики деятельности в процессе формирования СРСЦ. По этой причине мне видится целесообразным и впредь продолжить традицию проведения такого форума в формате научно-практической конференции, включающей в себя не только работу тематических секций и круглых столов, но и демонстрацию функциональных возможностей СЦ, их мобильных компонентов, выносных мультимедийных комплексов и информационных систем.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку