Россия прогнула интернет-гигантов

Роскомнадзор информирует о статусе соблюдения иностранными ИТ-компаниями требований российского законодательства.

 

Закон о «приземлении»

На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) появилось информационное сообщение «О статусе соблюдения иностранными ИТ-компаниями требований российского законодательства».

Как мы писали ранее, 1 июля 2021 года в России был принят Федеральный закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» (№ 236-ФЗ), согласно которому иностранные интернет-компании с суточной аудиторией свыше 500 тыс. пользователей должны будут открыть свои уполномоченные представительства на территории России, разместить на своем сайте электронную форму обратной связи со своими российскими пользователями, а также зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора для взаимодействия с органами власти и установить на информационном ресурсе рекомендованный счетчик посещаемости.

Сразу же после опубликования по адресу этого закона раздалась беспощадная критика со стороны так называемой «либеральной общественности», которая в один голос визжала о том, что «российские власти перекрывают кислород свободному развитию Интернета», и что свободолюбивые западные компании ни за что не согласятся соблюдать российское законодательство в области Интернета, а скорее убегут из России.

Мы тогда же по-своему прокомментировали появление этого закона, указав на тот факт, что для любой западной компании значение имеет только один показатель – прибыль, и никто из западных интернет-гигантов не захочет терять свои сочные куски «российского интернет-пирога». Как выяснилось, мы были на 100% правы, впрочем, как и всегда, когда речь идет о так называемых «либеральных ценностях» и истинной «цене свободы».

 

Список прогнувшихся

По состоянию на 4 февраля личный кабинет на сайте Роскомнадзора зарегистрировали следующие иностранные ИТ-компании:

  • Apple Distribution International Ltd.
  • Twitter, Inc.
  • TikTok Pte. Ltd.
  • Likeme Pte. ltd.
  • Viber Media S.à r.l.
  • Spotify AB.

Форму обратной связи на своих информационных ресурсах разместили:

  • Apple Distribution International Ltd.
  • TikTok Pte. Ltd.
  • Likeme Pte. ltd.
  • Spotify AB.
  • Viber Media S.à r.l.

 

Подробности «приземления»

Пожалуй, самым показательным в этом списке является поведение компании Apple – «прекрасного западного яблока», которое всегда было в глазах хипстеров, блоггеров и прочих «интернет-зависимых» и подсаженных на iPhone граждан неким «символом западной свободы и американской демократии». Русские хипстеры с наслаждением рассказывали друг дружке легенды о том, как доблестное «яблоко» не прогнулось даже перед коварным американским ФБР, успешно судилось с Фемидой США, отстаивая тайну переписки владельцев iPhone. Но с Россией такие кренделя, как выяснилось, не проходят – владельцы Apple быстро смекнули, что Правительство РФ шутить не любит, и сразу же четко выполнили закон о «приземлении».

Компания Apple Distribution International Ltd. предоставила в ведомство необходимые документы о создании на территории России представительства. Таким образом, Apple Distribution International Ltd. исполнены практически все обязанности по закону о приземлении, за исключением установки счетчика посещаемости.

От компании Spotify AB в Роскомнадзор поступила информация об учреждении российского юридического лица. На данный момент проводятся предусмотренные законом процедуры и проверка предоставленных документов.

Также компания Likeme Pte. ltd. уведомила о своих планах по учреждению российского юридического лица. Подтверждающих документов компания не предоставила.

Форма обратной связи на информационном ресурсе Viber выявлена по результатам мониторинга специалистами Роскомнадзора. Она полностью соответствует требованиям, но компания Viber Media S.à r.l. пока не сообщила об исполнении данной обязанности.

 

А остальным придется заплатить

Для компаний, не исполняющих требования закона, предусмотрены жесткие ограничения экономического характера, в частности: запрет на рекламу, поисковую выдачу, сбор и трансграничную передачу персональных данных, ограничение платежей и переводов денежных средств.

Также возможно применение технологических мер – от замедления трафика до полной блокировки ресурса на территории России.

 

Позиция российских законодателей

Заместитель председателя Комитета Госдумы России по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин так прокомментировал вопрос о применении к компаниям предусмотренных мер понуждения в своем Telegram-канале:

«Компания Zoom Video Communications направила в Роскомнадзор запрос на регистрацию личного кабинета и тем сам начала процесс приземления в РФ. Процесс запущен, но пока условия компания не выполнила. Из 13 фигурантов списка две иностранных организации выполнили требования закона в полной мере, и семь – частично.

На расширенном заседании ИТ-комитета, где мы сегодня обсуждаем реализацию закона «о приземлении», замруководителя РКН Вадим Субботин сообщил, что у тех компаний, которые по каким-то причинам медлят с исполнением, остается совсем немного времени – до конца февраля 2022 года. Ведомство готово рассматривать вопрос о применении к ним предусмотренных мер понуждения.

На мой взгляд, одна из самых эффективных мер – это запрет на рекламную деятельность. Эта мера не ущемляет российских пользователей, а компании-нарушители, которые не хотят соблюдать права наших граждан, получат четкий экономический сигнал: не хотите работать цивилизованно – будете терять деньги».

 

 

Поделиться:
Спецпроект

ИТ-стартапы в сезон венчурной зимы

Подробнее
Спецпроект

Платформа RPA на вырост. Ускоренная миграция с импортного решения на отечественное

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку