Рынок беспроводных технологий: Wi-Fi дополняет LTE

Активное строительство операторами «большой тройки» LTE-сетей провоцирует в экспертных кругах слухи о скорой кончине WiFi, но, как показывает сам рынок, слухи эти или сильно преувеличены, или вовсе недостоверны. Последние годы рынок беспроводного доступа активно развивается и, по свидетельству его участников, имеет хорошие перспективы дальнейшего качественного и количественного роста.

Именно таким образом можно обобщить выводы выступлений спикеров на 18-й ежегодной конференции по беспроводным технологиям «Беседа», организованной и проведенной в последней декаде сентября компанией CompTek. Вместе с тем, хотя конференция оптимистично называлась «Совершеннолетие беспроводных технологий в России», до реального совершеннолетия и полной дееспособности российскому Wi-Fi-рынку еще далеко – об этом тоже говорилось в выступлениях на конференции, информационным партнером которой выступил Connect. В числе сдерживающих факторов докладчики называли экономическую нестабильность в мире и в России, вероятность ужесточения регулирования рынка беспроводной связи, возможность появления и развития новых технологий, конкурентных Wi-Fi, и ряд других обстоятельств.

Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий CompTek
Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий CompTek

Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий CompTek (и кстати, автор интересной брошюры «Беспроводные сети», розданной участникам конференции), в числе важных изменений на рынке отметил появление множества мелких Wi-Fi-операторов. Причем речь идет не о десятках или сотнях – о тысячах новых игроков. Отличия от ситуации пяти-шестилетней давности кардинальные, подчеркнул спикер, – тогда действительно были опасения, что рынок останется за тремя-пятью крупными игроками, всем известными и стремящимися к доминированию во всех нишах. Этого не случилось по целому ряду факторов: подешевело оборудование, появился стандарт 802.11 ac и др. Изменился и состав клиентов рынка беспроводных технологий – стал заметен частный клиент. Однако основным заказчиком Wi-Fi-технологий и продуктов, по оценке Станислава Рыбалко, по-прежнему остаются корпоративные заказчики, сегмент среднего и малого бизнеса, а также государственный сектор экономики. Одной из важнейших и самых устойчивых тенденций рынка представитель CompTek назвал стремление крупных игроков доминировать во всех сегментах, и именно поэтому, по его оценке, все крупные операторы уже сегодня активно рассматривают варианты строительства сетей фиксированного беспроводного доступа. Что касается планов крупных операторов по LTE, то Сергей Рыбалко отметил, что указанные сети для крупных игроков – стратегический шаг, связанный с тем, что LTE хорошо интегрируются с их сетями и это позволит им продолжать доминировать на рынке.

Количественные показатели рынка Wi-Fi в России представил участникам конференции Сергей Мальцев, старший консультант J`son & Partners Consulting. В начале доклада он подчеркнул, что оценки приблизительные и касаются только публичного рынка. Общее количество точек доступа (hot spot) в России, по оценкам экспертов компании, – примерно 200 тыс. (к 2018 г. ожидается на уровне 290 тыс.), при этом доминирует на рынке сегмент b2b (92%). Из крупных операторов больше всего точек доступа имеет «ВымпелКом» – 17 тыс. (из них 15 тыс. расположены в Москве), далее идет МТС – 3 тыс. (800 в Москве), «МегаФон» и «Ростелеком» имеют на рынке приблизительно равное количество точек доступа – по 1,5 тыс. (у «Мегафона» в Москве 400 точек, у «Ростелекома» – 200). Характерно, что безусловным лидером на региональных рынках является компания «ЭР-Телеком» – 9 тыс. точек доступа в 56 городах России. В плане количественного расклада «регионы – центр» примерно 20% всех точек доступа находятся в Москве. В числе крупнейших московских проектов, напомнил Сергей Мальцев, – Maxima Telecom в метро (4800 точек доступа), проекты Правительства Москвы по установке ТД в общежитиях вузов (5700) и в школах (2500).

Остановился представитель J`son & Partners Consulting и на некоторых аспектах бизнес-моделей, реализуемых крупными операторами на рынке беспроводных технологий. По оценке экспертов, «ВымпелКом» делает ставку на внутренние точки доступа (Indoor hotspot) и сегмент b2b (общежития), при этом Wi-Fi рассматривается оператором как инструмент повышения лояльности клиентов. Оператор «ЭР-Телеком» также делает ставку на внутреннее размещение точек доступа (99%). В августе компанией запущена в сети рекламная модель, которая, как планируется, должна принести рост дохода на уровне 50%. Стоит отметить, что «ЭР-Телеком» – единственная крупная компания, которая уже сейчас готовится к реализации Wi-Fi offloading и соответствующим образом модернизирует сеть. Сегодняшняя бизнес-модель МТС, констатировал Сергей Мальцев, подразумевает предоставление корпоративным клиентам транспортных услуг, что касается разгрузки сети на базе Wi-Fi offloading, то данное направление будет всерьез рассматриваться лишь в отдаленной перспективе, после реализации LTE.

Прохладное в настоящее время отношение к реализации Wi-Fi offloading, судя и по другим выступлениям на конференции, характерно для всех крупных игроков, кроме «ЭР-Телеком». Станислав Рыбалко не согласился с этой оценкой и в одной из своих ремарок к докладу коллеги отметил, что «большая тройка» всерьез рассматривает W-Fi offloading уже сегодня и «как только один начнет – другие подтянутся». Тем не менее, по оценке эксперта J`son & Partners Consulting, новая технология разгрузки 3G-сетей будет востребована лишь в 2016–2017 гг.

В пользу Wi-Fi и разгрузки мобильной сети на базе технологий беспроводной связи говорит тот факт, что трафик мобильных сетей продолжает расти – каждый год в два раза, согласно данным, приведенным в докладе Владислава Григорьянца, представителя компании Ruckus Wireless. К 2016 г. более 50% мобильного трафика будет идти через Wi-Fi offloading, уверен докладчик. Что касается сетей LTE, то данная технология имеет ограничения, главное из которых – частота. В целом LTE – «огромные усилия и пустая трата денег», категорично констатировал спикер. Проблемы имеются и у Wi-Fi, одна из основных: где взять деньги на развитие, если все хотят Wi-Fi бесплатно? Среди возможных способов получения денег Владислав Григорьянц обозначил, во-первых, монетизацию данных об использовании сети, во-вторых, реализацию сервисов и аналитики по определению местоположения (геолокации) пользователей, в-третьих, консалтинг по изменению расположения (например, товаров в торговом центре). В плане стратегии для развития бизнеса Wi-Fi важны два момента, подчеркнул докладчик, – близость к клиенту (большую часть трафика необходимо сосредоточивать в помещении) и реализация сервисов, обеспечивающих возможность зарабатывать.

Максим Егоров, представитель компании Aruba Networks, в своем докладе проявил солидарность с коллегой-конкурентом из Ruckus Wireless, отметив важность разработки самых разных сервисов, благо возможности у технологии Wi-Fi большие. Например, проиллюстрировал он, можно так настроить сеть в пределах помещения, что в одной точке ресурс «ВКонтакте» не будет доступен (например, на рабочем месте), а в другой (комната для кофе-брейка) – будет. Вместе с тем российского рынка сервисов на базе беспроводных технологий в целом пока фактически не существует, констатировал представитель Aruba Networks. При этом сами по себе Wi-Fi-сети уже широко распространены, например, в российских торговых центрах, но строятся при этом беспорядочно, что приводит к их взаимной интерференции. Одна из актуальных задач в данном контексте – построение в торговом центре единой сети одним сервис-провайдером.

В завершение краткого обзора конференции выскажем один жизнеутверждающий тезис, на котором сошлись многие докладчики: технологии Wi-Fi, LTE и 3G не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга, и это будет устойчивой тенденцией на ближайший период.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку