Система распределенных ситуационных центров как платформа для стратегического планирования

В первой декаде октября в Ярославле состоялась Пятая научно-практическая конференция «Система распределенных ситуационных центров», организованная Издательским домом Connect при поддержке Федеральной службы охраны Российской Федерации и правительства Ярославской области. В мероприятии приняли участие около 400 человек – представители федеральных и более 50 региональных органов власти, нескольких академических институтов РАН, госкорпораций, десятков компаний – разработчиков, поставщиков оборудования и программного обеспечения. На заседаниях тематических секций представители профессионального ИТ- и бизнес-сообщества обсуждали методику создания в Российской Федерации Системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ), вопросы модернизации действующих объектов, анализировали и демонстрировали возможности отечественных разработчиков аналитических и информационных систем для СРСЦ в условиях замещения импортных решений. Участникам конференции представилась возможность посетить Ситуационный центр губернатора Ярославской области, чтобы ознакомиться с организацией работы одного из лучших в стране региональных СЦ, узнать об используемых в нем системах, ИТ-инструментах и методиках. В центре внимания делегатов конференции были вопросы защиты информации в СРСЦ и интеграции аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Систему распределенных ситуационных центров. Проблемы строительства ситуационных центров в силовых ведомствах обсуждались на закрытой секции. Очередная конференция, посвященная созданию СРСЦ, дала возможность не только проанализировать ход реализации масштабного проекта, но и заострить внимание на проблемах, требующих нетривиальных решений.

Инфраструктурный базис госуправления

Открывая пленарное заседание форума, первый заместитель председателя Межведомственной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию Системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия, заместитель директора ФСО России, руководитель Службы специальной связи и информации Алексей Геннадьевич Миронов отметил ключевые задачи на данном этапе формирования системы, призванной повысить эффективность госуправления. Назрел вопрос построения и эффективного использования специализированных аналитических систем, к которым сегодня предъявляются повышенные требования. Это должны быть интеллектуальные инструменты, способные вывести работу каждого СЦ на качественно новый уровень. Применяемые в них технологии обработки данных должны ориентироваться на использование особенностей мышления и каналов восприятия человеком информации. По словам докладчика, это поможет преодолеть противоречие между возможностями интеллекта и постоянным усложнением управленческих задач в условиях взрывного роста информационных потоков и сжатия времени, необходимого для выработки решений.

В настоящее время СРСЦ рассматривается как инфраструктурная основа информационно-аналитической поддержки госуправления не только при возникновении чрезвычайных ситуаций, но и при осуществлении стратегического планирования. В центре внимания специалистов, занятых построением СРСЦ, – создание центров компетенции и заполнение так называемой матрицы инструментов государственного информационного обеспечения, сочетающей в себе предметные области и задачи госуправления. В течение пяти лет планируется создать 25 федеральных и 55 региональных ситуационных центров.

В Ярославле СЦ успешно работает уже несколько лет. На постоянной основе обрабатывается и анализируется широкий спектр социально-экономической информации, в настоящее время внедряется банк моделей, который представляет собой систему прогнозирования среднесрочных и краткосрочных показателей развития региона. В приветственном слове к делегатам конференции губернатор Ярославской области Сергей Николаевич Ястребов сообщил, что региональный СЦ является эффективным инструментом повышения качества работы правительства и управления субъектом федерации в целом. В этом смогли убедиться участники конференции, для которых в дни проведения форума были организованы экскурсии в Ситуационный центр губернатора Ярославской области.

Заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации Игорь Владимирович Лебедев сообщил, что за прошедший с предыдущей конференции год в Госдуме завершились работы по формированию инфраструктуры создаваемого СЦ. Сейчас уточняется перечень задач, решению которых будут способствовать возможности ситуационного центра. Предлагается шире применять ИТ-инструменты при организации избирательных кампаний. В частности, программные наработки по этому направлению можно аккумулировать в рамках информационной системы, которая позволит повысить уровень проведения избирательных кампаний в России.

С докладом, посвященным организации работы совета директоров системы распределенных СЦ, работающей по единому регламенту взаимодействия, выступил первый заместитель главного конструктора СРСЦ Николай Иванович Ильин. В настоящее время продолжается комплексное обследование СЦ органов госвласти, анализируются предложения по развитию опытного района, объединяющего 12 СЦ. По заказу РАН выполнен ряд фундаментальных научных работ, подготовлены методические документы и проекты техзаданий по созданию СРСЦ, разработан и утвержден план модернизации и построения новых СЦ. В ряде регионов принято решение о создании таких объектов.

Среди первоочередных задач докладчик выделил разработку системного проекта по созданию СРСЦ органов государственной власти на основе единого регламента взаимодействия, а также межведомственной Программы НИОКР по созданию и развитию системы на период до 2020 г., дальнейшее развитие опытного района СРСЦ и организацию Центра компетенции по модернизации действующих и созданию новых федеральных и региональных СЦ.

Одна из проблем при формировании СЦ связана с необходимостью уточнения понятийного аппарата, поэтому в ближайшее время будет составлен глоссарий терминов. Как ожидается, это поможет более продуктивно организовать работу специалистов. Предстоит также уточнить номенклатуру программно-аппаратных комплексов с учетом импортозамещения и информационной совместимости; определить типовые модели, методы многофакторного анализа, помогающие выявлять факторы, по которым следует принимать решения. Внедрение инструментов ситуационного моделирования даст возможность составлять оптимальные текущие и стратегические планы по развитию отраслей и территорий. Что касается финансовых вопросов, особенно актуальных в нынешней экономической ситуации, то планируется выработать рекомендации по использованию механизмов частно-государственного партнерства.

Эксперты называют СРСЦ интеграционной платформой, оптимальной площадкой для размещения федеральных информационных систем, через которые осуществляется взаимодействие с региональными органами власти, в частности, в рамках стратегического планирования и оценки анализа национальной безопасности.

С декабря в России в круглосуточном режиме функционирует Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО), который обеспечен всеми техническими средствами для работы и каналами связи, он включен в формируемую СРСЦ. В Центре реализован непрерывный цикл сбора и обработки информации, которая обновляется не менее четырех раз в сутки. Заместитель начальника НЦУО Владимир Павлович Курочкин в своем выступлении заострил внимание на необходимости решения практических задач по организации работы на таких объектах. В частности, он отметил, что огромное количество информации, поступающей в НЦУО, нужно структурировать и разрабатывать сервисы для пользователей. С помощью ИТ-инструментов следует визуализировать передаваемую руководителю информацию, чтобы он мог акцентировать внимание на ключевых факторах и показателях. Большое значение имеет межведомственное взаимодействие, в том числе в режиме видеоконференцсвязи. НЦУО имеет сегодня такую возможность, в конфиденциальном контуре развернут портал межведомственного взаимодействия. Продолжается работа по подключению информационных систем федеральных органов власти. Из 1,5 тыс. ИТ-систем, зарегистрированных Минкомсвязи России, были выбраны 116 – необходимый минимум. Одна из трудностей  в организации работы НЦУО на первом этапе была обусловлена недостаточной подготовкой специалистов в сфере ситуационного управления. В срочном порядке были организованы курсы при Академии Генштаба. В институте управления, созданном при Академии, проходят переподготовку офицеры, составлены базовые компетенции специалистов НЦУО.

Заместитель руководителя Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации Сергей Анатольевич Масалов сообщил о том, что в Росгранице создается интегрированная система управления пунктами пропуска, которая позволит контролировать информацию о перемещении через границу людей и грузов. В нашей стране более 300 пунктов пропуска разных видов. Решение о создании такой ИТ-системы было принято в связи с резким увеличением людских и грузовых потоков, необходимостью осуществления контроля за перемещением грузов в условиях санкций. Недавно было подписано соглашение о взаимодействии ведомства с НЦУО.

Большое внимание формированию СРСЦ уделяется в МЧС России, о чем рассказал заместитель директора департамента МЧС России Юрий Викторович Сидельников. Министерство развивает вертикально-интегрированную территориально распределенную единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Как главный координатор мероприятий по созданию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» МЧС постоянно изыскивает возможности интеграции комплекса с различными информационными системами и ресурсами.

В выступлении начальника департамента проектов информатизации Минкомсвязи России Андрея Владимировича Черненко шла речь о вкладе министерства в создание СРСЦ, был представлен обзор реализуемых проектов в сфере межведомственного взаимодействия, обеспечения доступа к информации, обработки и синхронизации данных. Сбор достоверной информации, на основе которой принимаются управленческие решения на территории огромной страны, – непростая задача. Одним из инструментов сбора оперативной информации и передачи ее в СЦ является проект «Безопасный город». Среди слагаемых повышения эффективности управленческих решений докладчик назвал консолидацию и обеспечение достоверности оперативной информации, анализ статистических данных. Для того чтобы обеспечить быстрый доступ к этой информации из аналитических систем СЦ, Минкомсвязи и ряд ведомств-заказчиков реализуют ряд проектов, в рамках которых отрабатывается прототип эффективного обмена данными и построения единой архитектуры государственных данных.

«Безопасный город» для СРСЦ

В рамках секции «Безопасный город и СРСЦ» обсуждалась тема координации усилий по реализации программы развертывания распределенных ситуационных центров и выполнения другой программы – внедрения аппаратно-программных комплексов «Безопасный город». Как пояснила главный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Валерьевна Якимюк, программа существует и развивается с 2007 г., но в основном для решения задач МВД. Построено достаточно много информационных систем, и для обеспечения дальнейшего развития нужно привести их к единому знаменателю. Основу «Безопасного города» составляют так называемые единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), которые финансируются и поддерживаются на уровне регионов. В целях координации усилий с программой развертывания СРСЦ разрабатываются регламенты для взаимодействия ЕДДС с ситуационными центрами, причем как на муниципальном, так и на субъектовом и федеральном уровнях.

Как отметил заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Петрович Чуприян, ситуационные центры нужны во время чрезвычайных ситуаций, а в остальное время должен мирно работать АПК «Безопасный город». То есть в рамках программы «Безопасный город» диспетчерскими службами должны быть собраны данные об охраняемых объектах, чтобы в случае чрезвычайных ситуаций они были загружены в информационные системы СРСЦ для проведения оперативных действий по предотвращению последствий аварии или стихийного бедствия.

Программа создания ситуационных центров рассчитана на федеральный и субъектовый уровни, а «Безопасный город» – на региональный. Собственно, уже есть как минимум один регион – Курская область, где реализация этой программы находится на достаточно высоком уровне. На конференции результаты развертывания АПК «Безопасный город» были представлены Василием Николаевичем Зубковым, заместителем губернатора Курской области. В Курске в рамках программы «Безопасный город» еще в 2013 г. было развернуто 24 информационные системы, а с 2011 г. началась программа создания ситуационных центров. Уже разработаны технические задания и начали проводить конкурсы по построению своего сегмента СРСЦ в Курской области. Полностью программа должна быть реализована к 2019 г.

Опытом развертывания АПК «Безопасный город» поделились на конференции представители Республики Мордовия, Вологодской и Ярославской областей. В этих регионах начаты пилотное совместное развертывание систем АПК «Безопасный город» и создание СРСЦ. В частности, заместитель губернатора Вологодской области Виктор Владимирович Рябишин отметил, что не стоит привязывать программу «Безопасный город» только к городам. Необходима защита населения на соответствующей территории, а не только проживающих в определенных населенных пунктах. В Вологодской области начато пилотное развертывание АПК «Безопасный город» на трех территориях: Вытегры, Вологды и Череповеца. В Мордовии, по словам министра информатизации и связи республики Олега Александровича Соколова, построен уникальный ЦОД, соответствующий требованиям Tier IV по классификации Uptime Institute. Именно на базе этого ЦОД и будет строиться АПК «Безопасный город». Заместитель губернатора и директор департамента информатизации и связи Ярославской области Эдуард Анатольевич Лысенко отметил, что в «Безопасном городе» им пока нужно перенимать опыт Курска, но зато в построении распределенного ситуационного центра они достигли значительных успехов.

Одной из важных проблем реализации программы «Безопасный город», по замечанию Александра Чуприяна, является подготовка кадров для работы в ЕДДС, которые должны уметь управлять городским хозяйством в «мирное время», когда чрезвычайных ситуаций нет. В частности, сейчас курсы диспетчеров ЕДДС проводятся в Курске, где готовы принять служащих из других регионов и тем самым организовать обмен передовым опытом. Следующей целью после реализации программы «Безопасный город» должна стать программа «Умный город», в рамках которой муниципальные службы будут предоставлять населению различные сервисы, причем не бесплатно, и тем самым наполнять бюджет региона. Но для этого нужно подготовить муниципальных управленцев, которые могли бы заниматься мониторингом, моделированием и прогнозом ситуации на уровне своих регионов.

Центр компетенций и матрица задач

Задачам Союза разработчиков информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления при построении СРСЦ было посвящено выступление заместителя председателя совета Союза «ГосИнформСистемы» Сергея Валерьевича Семенова. Союз был создан в 2014 г. при методическом руководстве Спецсвязи ФСО России. Членами организации являются компании, имеющие опыт построения федеральных и региональных ситуационных центров. Союз – некоммерческая организация, которая ведет работу с федеральными и региональными органами государственной власти по проектированию, построению и модернизации ситуационных центров. В числе ее первоочередных задач – создание Центра компетенций, обучение государственных заказчиков и исполнителей при построении ситуационных центров, системное проектирование и технико-экономическое обоснование развития ситуационных центров.

По словам Сергея Семенова, Центр компетенций будет аккумулировать лучшие разработки отечественной промышленности, которые можно использовать для построения и развития СРСЦ. Систематизированы функциональные задачи СЦ, охватывающие три сферы – социально-экономическую, общественно-политическую, комплексной безопасности; создана матрица функциональных задач. Кроме того, Союз планирует разработать правила и стандарты для компаний (членов Союза), занятых в сфере создания ситуационных центров, чтобы исключить из госзаказа недобросовестных поставщиков.

Специалисты Союза готовы консультировать представителей заказчиков в регионах, давать рекомендации с учетом их специфики, а также проводить обучение на базе МГУ им. М.В. Ломоносова и РАНХиГС. Аналитики «ГосИнформСистем» предлагают подходы к технико-экономическому обоснованию создания и встраивания СЦ в контур государственного управления. Для начала рекомендуется провести инвентаризацию, анализ бюджетного процесса в регионе, чтобы понять, как именно СЦ может содействовать повышению качества госуправления.

С презентацией матрицы инструментов «ГосИнформОбеспечения» в рамках СРСЦ выступил генеральный директор Союза «ГосИнформСистемы» Сергей Александрович Сухарев. Новый этап развития СЦ специалисты связывают с типизацией и индустриализацией в рамках СРСЦ. Под типизацией понимается развитие СРСЦ от проработки предметных областей и функциональных задач государственного, муниципального и корпоративного управления, направленное на снижение зон неустойчивости и преодоление лоскутной автоматизации. Результатом типизации является матрица предметных областей и функциональных задач «ГосИнформиОбеспечения». Матрица сформирована в результате интеграции типовых техзаданий и рассматривается в качестве платформы центра компетенций по созданию и развитию СЦ.

Выделены три предметные области государственного управления в рамках СРСЦ: общественно-политическая, социально-экономическая, комплексной безопасности. В перечень функциональных задач входят: мониторинг и контроль, анализ, прогнозирование, планирование, регулирование и обеспечение деятельности. Матрица предметных областей и функциональных задач обеспечивает комплексный охват с требуемой детализацией сложных задач и решений в рамках СРСЦ, зонирование пространства задач и решений СРСЦ, а также задает вектор совершенствования конкретных решений информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления. Все делегаты конференции получили проект матрицы инструментов «ГосИнформОбеспечения» и инструкцию по ее заполнению.

Переход от конкуренции к открытой кооперации лучших решений, или индустриализация в рамках развития СРСЦ, предполагает создание центра компетенций по лучшим решениям на основе матрицы предметных областей и функциональных задач «ГосИнформОбеспечения».

Сплав информации, аналитики и ПО

Самой насыщенной по количеству выступающих и спектру рассматриваемых тем и задач стала секция, посвященная вопросам информационно-аналитического, аппаратно-программного и кадрового обеспечения СРСЦ. В качестве модератора секции по традиции выступил первый заместитель главного конструктора СРСЦ Николай Ильин.

Заседание секции открылось выступлением референта Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Татьяны Алексеевны Штукиной, которая передала приветствие участникам конференции от Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Анализируя возможности использования органами законодательной власти ресурсов региональных СЦ для стратегического планирования и мониторинга применения законодательства, Татьяна Алексеевна отметила важность единого регламента взаимодействия. Только в таком случае СЦ можно будет обеспечивать корректной информацией, необходимой для прогнозирования. Причем получаемые данные смогут коррелировать с данными, поступающими из других источников. По мнению докладчика, эта проблема представляется не столь разрешимой, как кажется, что обусловлено, в частности, спецификой России, протяженностью страны. Для Совета Федерации как палаты регионов важно знать, что происходит в регионах и быть уверенным в получаемой информации. Поэтому нужно, чтобы данные из СЦ губернаторов были доступны для органов законодательной власти.

Информационно-аналитическую систему обеспечения комплексной безопасности региона в составе СЦ главы субъекта Российской Федерации представила заместитель генерального директора по региональному развитию ЗАО «Фирма НТЦ КАМИ» Нина Михайловна Адамова. Она подчеркнула необходимость применения при проектировании и развитии такой системы единого методологического подхода. Это позволит использовать оптимальный алгоритм решения задач по обеспечению безопасности субъекта РФ за счет сокращения длительности цикла управления и возможности контроля эффективности стратегических мероприятий не только по факту, но и в процессе их выполнения. В частности, можно отслеживать динамику количественных показателей угроз национальной безопасности, чтобы своевременно реагировать на негативные изменения. Накопленную в реестре инцидентов информацию можно использовать для оценки эффективности реализуемых в области госпрограмм и достижения показателей в сфере обеспечения комплексной безопасности.

Проблемы создания Национальной системы стратегического планирования и роль СРСЦ в их решении проанализировал научный руководитель центра долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования при МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Юрьевич Малков. Существующие информационные и информационно-аналитические системы решают в основном задачи мониторинга, оперативного управления и реагирования на чрезвычайные ситуации и не позволяют обеспечить весь цикл стратегического планирования и управления. Еще одна проблема заключается в том, что оценка эффективности госпрограмм осуществляется формально, стратегические документы построены по отраслевому принципу.

Для решения указанных проблем предлагается разрабатывать методическое обеспечение исходя из функционально-целевых блоков, сфер управленческой деятельности органов власти с учетом их «управленческой зрелости». При этом модели должны быть проблемно-ориентированными, акцент нужно делать не на отраслевом, а на проектно-целевом принципе, что позволит выявлять точки роста. Кроме того, рекомендуется обеспечить специализацию СЦ по уровням управления. Так, СЦ федеральных органов государственной власти, губернаторов должны концентрироваться на решении стратегических задач, т. е. «управлении будущим». Приоритетными для СЦ отраслевого и районного уровней должны стать задачи развития, или формирования точек роста. Основная сфера приложения усилий сотрудников СЦ муниципального уровня – задачи жизнеобеспечения.

Предлагается также внедрить единую систему кодификации и нормативно-справочной информации. В ядре СРСЦ рекомендуется создать центр компетенции, выполняющий расчеты по заказу регионов по сложным моделям, обеспечивающий подготовку кадров, консультации, аккумулирующий лучшие практики и разрабатывающий для регионов упрощенные инженерные методики. По мнению докладчика, опробовать создаваемый методический аппарат следует в рамках пилотного проекта.

Заместитель декана факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Игоревич Андреев заострил внимание на необходимости развития экспертного сообщества, что позволит шире использовать научный потенциал. В Российской Федерации, по некоторым данным, примерно 600 тыс. ученых, из них более 100 тыс. докторов наук. Региональные СЦ должны опираться на экспертное сообщество своего региона и уметь привлекать экспертов из других субъектов. Формирование экспертного сообщества предлагается начать с проведения конкурса среди молодых исследователей и ученых.

Предметом выступления советника генерального конструктора ГАС ГОЗ Николая Ивановича Нехорошкина стала тема импортозамещающих информационно-аналитических технологий для СРСЦ на основе интеграции проектного и процессного управления. Реестр федеральных государственных информационных систем включает 330 наименований. Согласно Федеральному закону № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» должна быть создана обеспечивающая формирование и обработку данных федеральная информационная система стратегического планирования на основе распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах и системах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере госуправления.

В рамках госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» разрабатывается система «Электронный бюджет». Для информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок предусмотрено создание единой информационной системы, интегрированной с системой управления госпрограммами. Среди возможных вариантов замещения импортных продуктов для создания информационных систем в сферах обеспечения руководства, управления и аудита наиболее перспективным представляется способ интеграции конкурентоспособных отечественных решений – формирование фабрик знаний, интеграция проектного и процессного управления.

О перспективах развития технологий для проектирования и реализации СЦ органов госвласти шла речь в докладе генерального директора ЗАО «Полимедиа» Елены Владимировны Новиковой. Каждый такой объект – это инновационный, высокотехнологичный и наукоемкий продукт. Ключевым элементом инженерного обеспечения СЦ специалисты называют систему визуализации, посредством которой человек воспринимает 80% информации. Благодаря доступности информации для всех участников совещания в одно и то же время обеспечивается концентрация внимания всех членов коллектива, принимающих участие в выработке решения. Среди направлений развития технологий визуализации можно выделить поиск новых источников формирования изображения, все более высокое разрешение дисплеев (на подходе 8К), разработку интерактивных дисплеев (со встроенным компьютером, ПО и камерой видеоконференцсвязи).

Продолжением темы визуализации информации стал доклад технического директора компании «Полимедиа» Игоря Александровича Ишеева с элементами демонстрации новых решений. Представляя инновационные подходы к построению систем отображения информации коллективного пользования, управления режимами отображения и контентом в СЦ, он выделил основные тенденции в сфере коллективной работы с информацией. К ним относятся применение интерактивных видеостен, беспроводное подключение источников, интерактивное управление режимами отображения.

Заместитель начальника управления эксплуатации автомобильных дорог «Росавтодора» Александр Сергеевич Яхнюк рассказал о создаваемой системе оперативного мониторинга состояния автодорог Федерального дорожного агентства, которая, как ожидается, начнет функционировать в полном объеме в следующем году. К основным задачам СЦ «Росавтодора» относятся обнаружение угроз, реагирование на нештатные ситуации и устранение их последствий. При этом главной задачей является предотвращение подобных ситуаций. Интересный проект был реализован с компанией «Яндекс», в рамках которого была предпринята попытка на основе данных, поступающих с метеостанций и видеокамер (как элементов транспортной системы), дать вероятный прогноз ДТП на федеральной дороге в конкретной точке.

Ситуационное управление в режиме реального времени базируется на результатах мониторинга оперативной обстановки. Эффективность решения подобной задачи во многом зависит от достоверности, целостности и детальности представления информации, отметил старший архитектор бизнес-решений компании «SAP СНГ» Дмитрий Веницианов. Для получения такой информации нужно обеспечить систематизацию фрагментированных разнородных данных, внедрить методики прогнозирования и планирования, инструментарий для их реализации. Компания SAP предлагает информационно-аналитическую вычислительную систему, решающую задачи мониторинга, анализа, моделирования и оценки рисков развития ситуации в динамике на основе анализа собираемых данных и обработки их по заданным методикам. Преимущества решений компании докладчик показал на конкретных примерах использования технологий для ситуационного управления в реальном времени. В частности, сотрудники правоохранительных органов могут анализировать причины повышения уровня преступности за определенный период времени, выяснять, есть ли связь между видами преступлений, совершаемых на территории тех или иных регионов. Опыт участия компании SAP в создании «умных городов», «электронных правительств» показал, что основными проблемами единого ситуационного управления остаются фрагментация данных между исходными системами и взаимодействие на стыке систем, применяемых ведомствами и службами. И чем более реалистичные данные предстоит обрабатывать, тем в большей степени они фрагментированы.

Хранение больших объемов данных – первое требование, которое было реализовано в созданных СЦ. Однако ключевой вопрос применения технологии к фрагментированным данным заключается не столько в скорости обработки и передачи данных, сколько в возможности формирования информативно-осмысленной выборки на основе совокупности исходных данных и в последующем выявлении закономерностей и построении аналитических прогнозов. Одним из условий развития ситуационного управления с точки зрения аналитической подсистемы является применение методологии и моделей данных.

Возможные подходы к разработке информационно-аналитического обеспечения СРСЦ проанализировал руководитель направления социально-экономических решений компании «Прогноз» Сергей Александрович Мрачковский. Особое внимание он уделил механизму интегральной оценки рисков, который предусматривает, в частности, прогнозирование и сценарную оценку рисков на основе математических и когнитивных моделей с участием экспертов, анализа СМИ и социально-экономических показателей.

Старший научный сотрудник Академии ФСО России Галина Васильевна Баранова представила модели анализа и инструменты измерения социально-политической активности в регионах Российской Федерации, которые помогают выявлять причины недовольства населения. Один из интегральных показателей – индекс протестной активности, которая может быть как конструктивной, так и деструктивной. Исследования по разработке такого инструментария ведутся с 2002 г. В 65 регионах России проводились экспертные опросы, которые позволили выделить показатели дестабилизации, а также факторы, оказывающие влияние на социальную напряженность и ее проявление в виде протестной активности. Уровень протестной активности в регионах различается. Мониторинг динамики такой активности позволяет предупреждать конфликты, повышать эффективность и целенаправленность управления, направлять социально-политическую активность в конструктивное русло, обеспечивая тем самым устойчивость регионального развития. Знание причин протестных акций населения – один из факторов повышения эффективности управления.

Источниками достоверной и актуальной информации для ситуационных центров служат федеральные государственные информационные системы (ФГИС), об этом шла речь в докладе технического директора Центра аналитических программ ООО «Инфокомпас» Алексея Михайловича Анискина. Среди преимуществ ФГИС как источника данных докладчик выделил накопленные в них огромные массивы легитимных данных, в частности в региональном разрезе, регулярное обновление согласно регламентам, наличие ответственных за содержание данных, оператора, отвечающего за сопровождение системы и наполнение базы данных. Доступ к данным осуществляется, как правило, на безвозмездной основе, требуются лишь небольшие затраты на адаптеры доступа и заключение соглашения. Кроме того, многие ФГИС подключены к СМЭВ по модели сервисов.

Построение региональных ситуационных центров АО «ФПК» стало темой выступления заместителя начальника управления организации перевозок АО «Федеральная пассажирская компания» Сергея Валерьевича Васильченко. «ФПК» – крупнейшее дочернее предприятие холдинга «РЖД». Проект создания ситуационных центров в АО «ФПК» стартовал в 2011 г. Сегодня СЦ действуют в аппарате управления компании, в Северо-Кавказском и Северо-Западном филиалах. В планах на 2017–2018 гг. создание СЦ еще в двух филиалах – Горьковском и Куйбышевском.

О роли СЦ в организации работы компании можно судить на примере чрезвычайной ситуации летом текущего года, возникшей в результате сильных ливней в Краснодарском крае. В Адлерском районе подтопленными оказались вокзал и железнодорожные пути. В зону стихийного бедствия попали 79 пассажирских поездов, в вагонах которых находились 16 624 пассажира. Работу вокзала в Адлере удалось стабилизировать в течение суток. Ключевую роль в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации сыграли СЦ «РЖД» и «ФПК», которые обеспечивали оперативное взаимодействие. Работа СЦ позволила своевременно информировать пассажиров об изменениях в движении поездов, обеспечить доставку людей с затопленного вокзала в оборудованные места посадки, осуществить переключение стрелочных переводов в условиях отсутствия электропитания, выделить дополнительные составы для экстренной пересадки пассажиров.

С предложениями по организации единого информационного пространства системы распределенных ситуационных центров выступил представитель Академии ФСО России Борис Игоревич Соловьев. В частности, он представил модели информационного обмена в информационных системах на основе методов консолидации и федерализации, вариант организации домена единого информационного пространства, а также принцип доступа пользователей системы к распределенной базе данных. Кроме того, докладчик рассмотрел несколько схем организации единого информационного пространства при использовании специального ПО на сервере поставщика услуги.

Информационная безопасность ситуационных центров

На заседании секции «Защита информации в СРСЦ» обсуждались технические аспекты защиты информации в создаваемых ситуационных центрах, где может обрабатываться, например, информация, относящаяся к категории «государственная тайна». В частности, Виктор Евдокимович Гаврилов, старший научный сотрудник ИПИ РАН, проанализировал все возможные варианты атак на систему ситуационных центров, начиная от аппаратных закладок в устройства, применяемые для построения СРСЦ, и заканчивая облачными сервисами. Понятно, что для надежности функционирования ситуационных центров желательно использовать собственную элементную базу, поскольку у иностранных производителей всегда остается возможность получить доступ к данным или системам.

Сейчас темой информационной защиты данных в ситуационных центрах активно занимается ФСО. В частности, Андрей Казачёк, представитель управления Спецсвязи ФСО, предложил обрабатывать информацию разных уровней секретности в различных виртуальных машинах, гарантируя разделение систем, обрабатывающих общедоступную информацию, конфиденциальные данные и государственные секреты на уровне гипервизора. По словам начальника управления ФСБ Александра Юрьевича Максимовского, уже есть российские разработки гипервизоров, которые обеспечивают приемлемый уровень разделения контуров безопасности, обрабатывающих данные различных категорий секретности. В частности, речь шла о разработке компании «Криптософт» под названием QP ОС.

Начальник управления комплексной безопасности ОАО «Концерн «Системпром» Павел Анатольевич Нащёкин предложил создать иерархию ситуационных центров в СРСЦ и выделить специальный центр для контроля ситуации с информационной безопасностью во всей системе. Ведущий секции Александр Максимовский отметил, что создание такого центра, который будет выявлять и отражать атаки на систему, целесообразно. Этим вполне может заняться федеральная служба охраны. Однако было бы правильно, если бы такой отраслевой центр реагирования на инциденты стал частью российской системы реагирования на кибератаки «ГосСОПКА».

Представитель Академии ФСО России Владимир Владимирович Комашинский предложил использовать для создания системы распределенных ситуационных центров строящееся государственное облако и перейти в управлении правами доступа к информации от мандатной и ролевой моделей к атрибутной. Он также предложил проработать средства защиты информации для всех уровней секретности, но в облачной системе до 2020 г. обрабатывать информацию до конфиденциального уровня включительно, а государственную тайну обрабатывать отдельно. Таким образом в ходе дискуссии ФСО, ФСБ и других заинтересованных ведомств постепенно складываются контуры будущей системы защиты информации в СРСЦ.

Камни преткновения на пути создания системы

В центре внимания руководителя аппарата главного конструктора СРСЦ Вячеслава Евгеньевича Хохлова были основные научно-технические проблемы формирования СРСЦ и ее системообразующих компонентов. Докладчик выделил несколько проблем. До сих пор не определены государственный заказчик СРСЦ, а также перечень работ по созданию и вводу в эксплуатацию системообразующих компонентов СРСЦ. Не приняты решения о порядке координации работ по созданию СРСЦ с другими крупными проектами (НЦУО РФ, интегрированная сеть связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка ГАС ГОЗ и др.). Отсутствуют системотехнические решения по построению СРСЦ, в том числе решения по защите информации. Программа создания СРСЦ должна предусматривать комплекс работ по созданию системообразующих компонентов, вводу в действие СЦ и поддержанию их функционирования. Проектирование СЦ для решения местных или локальных задач может затруднить формирование системы как единого организма. Одной из неотложных задач является подготовка межведомственной программы работ по созданию и развитию системы на период до 2020 г.

Проблемы типизации методов и моделей решения функциональных задач стали предметом выступления представителя УИС ФСО России Надежды Викторовны Карпенко. До сих пор не удается сформировать типовой набор моделей, алгоритмов, методов решения задач многофакторного анализа, прогнозирования, текущего планирования (отраслевого и территориального), стратегического планирования, управления федеральными и региональными программами. Информационные системы в федеральных и региональных органах госвласти, предназначенные для принятия решений, в части модельного аппарата носят локальный характер, не синхронизированы, имеют разные структуры информации, поэтому не отражают ситуацию в целом.

Участие в работе СЦ экспертов оставляет желать лучшего. Серьезной проблемой является кадровое обеспечение деятельности СЦ, поэтому даже имеющиеся средства моделирования не используются в полном объеме. Для решения указанных проблем предлагается разработать реестр моделей, алгоритмов решения функциональных задач в социально-экономической, общественно-политической сферах и в сфере национальной безопасности. Требуется обеспечить интеграцию источников информации, необходимых для моделирования ситуаций, и сформировать на основе единого рубрикатора распределенный информационный фонд. Серьезное внимание следует уделить координации деятельности федеральных и региональных СЦ на основе единых информационного и административного регламентов взаимодействия.

На оценке эффективности информационно-аналитических подразделений ситуационных центров остановился в своем выступлении сотрудник Академии ФСО России Александр Антонович Кукушкин. Качество решения тем выше, чем меньше эвристических процедур используется в функциях подготовки решения. Инвариант приоритета времени – это категория, определяющая обязательность подготовки пригодного решения к заданному сроку, даже при отсутствии объективных моделей, неполноте информации и других осложняющих факторах, чтобы реакция на ситуацию была адекватной по времени изменениям окружающей среды. Указанная категория фиксирует отношение зависимости качества решений в первую очередь от времени, необходимого для принятия решений, и только затем от методов обработки, доступности, полноты и достоверности данных, структуры личности лица, принимающего решение, правовых и организационных форм взаимодействия участников и т. д. Наряду с этим категория определяет необходимость взаимодействия в аналитическом пространстве СРСЦ, служит обоснованием для принципа сквозной информационной поддержки всех функций цикла управления с учетом приоритета функций принятия решений. Если оптимизация невозможна, следует автоматизировать эвристики. Слагаемыми комплексного показателя эффективности информационно-аналитических подразделений (ИАП) являются нормированное качество решения, зависящее от методов обработки информации и свойств исходных данных, индивидуальный параметр, характеризующий информационно-аналитическое подразделение, интервал времени, обеспечивающий при заданном индивидуальном параметре качество решений на определенном уровне за конкретный период.

Региональные координаты информатизации

Рассказывая об опыте информатизации региональных органов государственной власти, заместитель губернатора Ярославской области Эдуард Анатольевич Лысенко заметил, что ИТ служат платформой развития всех без исключения отраслей. Целями региональной информатизации являются повышение качества жизни граждан и формирование оптимальных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории субъекта.

Начальник ситуационного центра губернатора Алтайского края Максим Олегович Чирков рассказал о типовых функциональных подсистемах ситуационного центра и мониторинге исполнения поручений и программ. Среди особенностей процедуры мониторинга докладчик выделил относительно непродолжительный период мониторинга (в течение одного года) и оперативность разработки соответствующих инструментов (в течение недели), эластичность задач мониторинга и повышенные требования к визуализации результатов (удобство восприятия, обеспечение принятия решения). Обобщив преимущества и недостатки используемых программных инструментов, в СЦ пришли к выводу, что ПО для мониторинга должно отвечать следующим требованиям: максимальная универсальность, способность интеграции с распространенными офисными программами, быстрая настройка системы, минимальная потребность в обслуживании ПО и возможность разграничения доступа к информации.

Принципы создания системы анализа неструктурированной информации для ситуационного центра губернатора представили министр информационных технологий и связи Челябинской области Александр Сергеевич Козлов и его содокладчик директор Института информационных технологий Челябинского государственного университета Андрей Витальевич Мельников. Один аналитик в ручном режиме способен обработать до 350 публикаций в день, в то время как ежедневно появляется не менее 12 тыс. публикаций. Расширить штат до 35 аналитиков невозможно, поэтому в Челябинской области решили создать информационно-аналитическую систему «Архивариус». Источниками для автоматизированного сбора информации служат материалы телерадиокомпаний, печатных СМИ, новостных сайтов и блогов. В процессе анализа информации осуществляется контроль материалов, освещающих деятельность регионального правительства и губернатора, выявляются позитивные и негативные публикации. В планах развития «Архивариуса» – подключение новых источников информации к ИАС и разработка дополнительных модулей анализа. С помощью этих модулей можно будет определять социально значимые процессы, осуществлять мониторинг направленности внимания населения и рассчитывать рейтинг социальной стабильности региона.

Работающий СЦ – динамическая система, которая нуждается в постоянном развитии, подчеркнул в своем выступлении начальник ситуационного центра губернатора Ярославской области Михаил Васильевич Чистяков. По ходу доклада он заострил внимание на проблемах, требующих решения. Одна из них – большие материальные затраты на проведение социологических опросов в регионе. Другая проблема – отсутствие понятных моделей, которые можно было бы проецировать на регионы и дорабатывать с учетом специфики субъекта Российской Федерации. С трибуны конференции прозвучало предложение составить при участии научных учреждений фонд моделей, которые позволяли бы регионам решать типовые задачи. Реализация подобного проекта потребует немалых средств, но игра стоит свеч, поскольку все регионы получат в свое распоряжение работающие инструменты. Еще одной насущной проблемой является необходимость создания единого информационного пространства на всех уровнях власти.

Комментируя предложения руководителя СЦ губернатора Ярославской области, Николай Иванович Ильин заметил, что заполнение матрицы предметных областей и функциональных задач позволит сформировать типовой набор моделей и методов решения функциональных задач и распространять их по всем субъектам Российской Федерации. Нецелесообразно каждому региону тратить миллионы на создание системы обработки неструктурированной информации, если можно разработать или выбрать несколько программных продуктов, которые подойдут для применения. Реализация второго подхода позволит избежать неоправданного расходования средств и дублирования систем.

Начальник отдела – заместитель начальника управления региональных проектов СПб ГУП «СПб ИАЦ» Константин Васильевич Таглин рассказал о типовых решениях информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной власти региона. СЦ Санкт-Петербурга, введенный в строй в 2006 г., обеспечивает информационную и информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решения первыми лицами города. Информационной базой для СЦ служат два портала. Интерактивный портал «Наш Санкт-Петербург» обеспечивает обратную связь горожан с органами власти по актуальным проблемам. Предусмотрено 180 категорий тем, по которым могут оставить запрос граждане и получить ответ. На модерацию сообщений, которая осуществляется «Городским мониторинговым центром», отводится один день, на исполнение – от двух до 30 дней.

Единой платформой для диалога с гражданами по вопросам защиты прав потребителей служит одноименный информационный портал. Этот интернет-ресурс не только информирует население, но и обеспечивает поддержку принятия решений в сфере защиты прав потребителей органами государственной власти.

С докладом на тему «Информационные системы в сфере территориального планирования» выступил заместитель начальника отдела по работе с резидентами ОАО «Особые экономические зоны» Дмитрий Львович Мордвинов. В рамках мероприятий по развитию Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) ведутся работы по изменению СПО, включая замену импортного ПО подсистем. Сформирована межведомственная рабочая группа по совершенствованию и перспективному развитию ФГИС ТП. Планируется составить дорожную карту по формированию информации, предусмотренной требованиями Градостроительного кодекса РФ. В настоящее время подготовлены поправки в ГрК РФ о региональных информационных системах территориального планирования.

Основу эффективного функционирования СЦ главы субъекта Российской Федерации составляют региональные информационные системы, подчеркнул представитель АО «БАРС Групп» Мурат Кутуев. В ходе выполнения проектов по информатизации региональных отраслевых задач компания сталкивается с рядом проблем. В их число входят: разные уровни развития ИТ-инфраструктуры, детализации и внедрения продуктов; сложность в оценке экономического эффекта от внедрения систем; лоскутная информатизация отрасли и субъекта в целом; слабое информационное взаимодействие (интеграция, сопряжение); необходимость применения импортного ПО.

Особое внимание докладчик уделил вопросу полномочий специалистов, которые занимаются региональной информатизацией. Не всегда они могут контролировать принятие решений по приобретению продуктов. В этом одна из причин лоскутной информатизации, в результате чего невозможно агрегировать данные из систем разных видов. Есть примеры, когда в одном регионе работают шесть медицинских информационных систем от разных поставщиков. Подобное вряд ли возможно в Ханты-Мансийском автономном округе, где ИТ-департамент, наделенный соответствующими полномочиями, может контролировать приобретение ИТ-решений и, кстати, ведет единый реестр информационных систем субъекта.

Финансовое состояние субъектов и возможность выбора качественных ИТ-решений – еще одна проблема, актуальная для всех регионов. Заслуживает внимания подход, реализуемый Минфином России, предоставляеющим субъектам возможность бесплатно скачать с сайта типовые решения для автоматизации ключевых функциональных задач. Например, модуль учета начислений – типовое решение для государственных муниципальных платежей (открытые ссылки, исходные коды).

В настоящее время создается региональный сегмент ГИС ЖКХ, в котором должны аккумулироваться данные из снабжающих организаций и коммунальных служб. Поступление данных из этой системы в СЦ главы региона позволило бы вывести из теневой экономики финансовые процедуры в управляющих компаниях (УК). Не секрет, что УК представляют на оплату компенсации по льготным категориям граждан (факт по нормативам), а получают оплату по счетчикам. Существующая разница, которая могла бы поступать в региональный бюджет, исчисляется сотнями миллионов.

Об элементах вычислительной инфраструктуры ситуационных центров, перспективных программно-аппаратных комплексах для решения функциональных задач рассказал представитель компании «Системные ресурсы» Дмитрий Виноградов. Для передачи информации из открытого контура в контур информации ограниченного доступа и предотвращения ее реверсивной утечки используется специальный ПАК. Комплекс состоит из приемника и передатчика, управляемых специализированным программным обеспечением. Передатчик устанавливается в ПК/сервер в открытом сегменте ЛВС, а приемник – в закрытом сегменте. Программными инструментами оснащаются как ПК/сервер, выступающий в качестве базы для передатчика, так и на ПК/сервер, служащий базой для приемника. Таким образом обеспечивается гарантированная на физическом уровне однонаправленная передача данных между двумя сегментами ЛВС, исключается возможность утечки информации ограниченного доступа.

Надежность управления объектами

Вопросы моделирования и оценки риска межсистемных аварий в энергоснабжении были в центре внимания заместителя заведующего отделом ИБРАЭ РАН Филиппа Олеговича Новосельского. Системы энергоснабжения создавались в конце 1950-х гг. Сегодня даже незначительная перегрузка линии или обрыв проводов поваленным деревом может повлечь за собой массу проблем для системы электроснабжения большой протяженности. Сбои в работе аварийного оборудования и защитных устройств мешают справляться с нештатными и аварийными ситуациями, существующая система аварийной автоматики часто оказывается неэффективной. Аварии в системах энергоснабжения оказывают влияние и на другие инфраструктурные системы (водоснабжение, транспорт и т. д.).

Докладчик представил проект, в рамках которого планируется реализовать методы и модели оценки адаптивной устойчивости систем энергоснабжения, включая оценку рисков каскадных и межсистемных аварий для типового инфраструктурно-сложного объекта, создать экспериментальный образец системы на мощностях технологического оператора, разработать систему индикаторов, показателей и методов количественной оценки для решения задач оценки текущего состояния и прогнозирования уровня устойчивости систем энергоснабжения.

Представитель ОАО «Концерн Росэнергоатом» Валерий Александрович Якимовец рассказал, как организовано получение данных с атомных станций в кризисный центр концерна «Росэнергоатом» в обычном режиме и при аварийном реагировании, какая работа проводится по совершенствованию системы противоаварийного планирования и аварийной готовности. После анализа событий на японской АЭС «Фукусима» и сценариев аналогичных событий применительно к российским АЭС в «Росэнергоатоме» было принято решение о совершенствовании ряда систем связи и передачи данных, чтобы повысить надежность управления в целом. В частности, аналоговые системы радиосвязи заменили цифровой системой на базе стандарта TETRA, создали подвижные узлы связи и подвижные пункты управления руководителей аварийных работ, модернизировали системы электропитания телеком-оборудования.

Выступление заместителя директора ФГУП «СКЦ Росатома» Андрея Ивановича Житова было посвящено практике применения подвижного комплекса управления Госкорпорации «Росатом» при проведении противоаварийных учений и тренировок. Комплекс сбора и трансляции разнородной фактографической информации (КСТРФИ) предназначен для пространственной и радиационной разведки местности в районе аварии. Беспилотный летательный аппарат Infotron IT 180-3 обеспечивает дистанционный видеоосмотр объектов (днем и ночью), передачу и сохранение фото- и видеоинформации, дистанционное инструментальное определение характеристик окружающей среды и объектов (температуры, влажности, уровня радиации), автономное движение по заданному маршруту в точку установки оборудования или проведения измерений.

Прообраз СЦ, бакалавры и аналитики бизнес-разведки

Решения для ситуационных центров разрабатываются сегодня и на базе учебных заведений. В Московском институте инженеров транспорта работает лаборатория принятия ситуационных решений – своего рода прообраз СЦ. Об этом рассказала доцент кафедры инновационных технологий Института транспортной техники и систем управления МИИТ Марина Александровна Федотова. Лаборатория ориентируется на разработку решений сложных задач управления в сфере транспорта. Например, по результатам анализа негативных факторов функционирования транспортной системы в г. Ярославле были установлены основные причины убытков транспортного комплекса: недозагрузка на маршрутах, содержание избыточного парка транспортных средств (расходы на персонал и инфраструктуру), неоптимальные расписание, график выпуска на маршруты и тарифные планы (в частности, нет единых транспортных карт), отсутствие координации между видами транспорта и дублирование маршрутов частными перевозчиками. Как показали расчеты, сокращение убыточных маршрутов может обеспечить почти 10%-ную экономию расходов. Для повышения привлекательности и доходности городского муниципального транспорта предлагается, в частности, разработать общую стратегию его развития.

Заведующий кафедрой информационной безопасности МЭСИ – РЭУ им. Г.В. Плеханова Николай Иванович Баяндин посвятил свое выступление теме подготовки аналитиков бизнес-разведки. Сегодня нет программы профессиональной подготовки аналитиков СЦ. Наиболее близкой, по мнению докладчика, является образовательная программа по направлению подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность», профиль «Информационно-аналитические системы финансового мониторинга».

Опытом создания, использования в образовательном процессе и перспективами развития СЦ МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА поделился старший преподаватель кафедры «Экология и промышленная безопасность» Дмитрий Олегович Копытов. В частности, он рассказал, что для подготовки бакалавров по профилю «Защита в ЧС» применяются специальные программные комплексы, например управляющая система, программное обеспечение АРМ должного лица оперативно-дежурной смены, комплекс оценки риска на основе ГИС, трехмерная модель виртуального города для визуализации ЧС.

***

В заключительный день конференции состоялось обсуждение прозвучавших в докладах и выступлениях идей и предложений, а также практики и опыта работы СЦ губернатора Ярославской области. Панельная дискуссия с членами совета Союза «ГосИнформСистемы» дала возможность уточнить детали заполнения матрицы инструментов государственного информационного обеспечения. Кроме того, участники мероприятия смогли обсудить практические аспекты создания и эксплуатации СЦ губернатора Ярославской области с его сотрудниками.

Одно из прозвучавших в ходе заключительной дискуссии предложений заключалось в том, чтобы организовать цикл ежеквартальных семинаров, в ходе которых будут прорабатываться актуальные вопросы и проблемы, возникающие по мере проектирования и создания системы распределенных ситуационных центров в изменившихся экономических и геополитических условиях.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку