Система распределенных ситуационных центров – матрица информационно-аналитического и технологического обеспечения

 

ILIN
Николай Ильин, заместитель начальника Управления информационных систем Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации, первый заместитель главного конструктора СРСЦ, д. т. н., профессор
Suharev
Сергей Сухарев, генеральный директор некоммерческой организации «Союз разработчиков информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления» (Союз «ГосИнформСистемы»)

Ситуационный центр – это полнофункциональное информационно-аналитическое и технологическое обеспечение управленческой деятельности высшего должностного лица (ВДЛ) возглавляемого органа государственной власти. В соответствии с этим в ситуационном центре (СЦ) должен сводиться весь комплекс задач государственного органа во взаимосвязи с задачами по взаимодействию с другими органами государственной власти, включая вышестоящие.

Задачи информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного управления охватывают широкий спектр предметных областей и функциональных задач государственного управления. Каждая из предметных областей государственного управления, например комплекс социально-экономических вопросов, и каждая из функциональных задач, в частности функции стратегического планирования, имеют исключительную государственную значимость и характеризуются стремлением к самодостаточности. Одновременно они требуют глубокой специализации и интеграции в общую систему информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного управления (госинформобеспечения). При этом само государственное управление является многоуровневой, отраслевой и территориально распределенной системой.

Сложная комплексность задач СЦ порождает сомнения: все ли задачи, функции, сферы создания и модернизации СЦ охвачены? Эти сомнения не оставляют заказчиков и на стадии формирования ТЗ, и на стадии приемки, и в рамках последующей эксплуатации. До разработки матрицы инструментов госинформобеспечения в отрасли информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления необходимое «сводное меню» инструментария СЦ отсутствовало.

 

Важным принципом матрицы инструментов госинформобеспечения является ее ориентация на реализацию потенциала формируемой системы распределенных ситуационных центров. Система распределенных ситуационных центров (СРСЦ), работающих по единому регламенту взаимодействия, формируется в качестве устойчивого фундамента долгосрочного совершенствования системы государственного управления. Каждый ситуационный центр требует интеграции предметных областей и функциональных задач государственного управления в соответствии с иерархической позицией пользователей СЦ в системе государственного управления. Именно комплексность задачи информационно-аналитического и технологического обеспечения СРСЦ заложила необходимость в наиболее полном охвате предметных областей и функциональных задач государственного управления.

Единая архитектура ситуационных центров в рамках СРСЦ должна интегрировать в их «необъятный» контур весь спектр информационных систем подразделений, подчиненных пользователю ситуационного центра, информацию из широкого круга источников, включая данные федеральных государственных информационных систем и ресурсов. С позиции интеграции с муниципальным уровнем необходимо решение вопросов интеграции с аппаратно-программным комплексом «Безопасный город» (АПК БГ).

На первом этапе отдельные СЦ создавались на пересечении двух ограничений: ограниченная постановка задач и ограниченные возможности разработчиков решений (см. рис. 2). В рамках формирования отдельных СЦ реализован широкий круг подходов. Тем самым для дальнейшего развития СЦ в рамках их распределенной системы активизировался вопрос: что важнее? Мониторинг социально-экономического развития или показателей комплексной безопасности? Промышленность или здравоохранение? Эффективность органов государственной власти (ОГВ) или валовой региональный продукт? Стратегическое планирование и управление программами и проектами или текущие госзакупки и инвестиционные проекты? Или все сводится к выбору, но достаточно ли мониторить ситуацию или нужно ею управлять, задействуя инструментарий анализа и прогнозирования?

Необходимость мониторинга первична, но для руководителя пассивного наблюдения за ситуацией недостаточно. Пользователь ситуационного центра незамедлительно потребует перехода к управлению, реализация которого ограничена непроработанностью инструментария, а также необходимостью вывода на ситуационный центр первого лица данных информационных систем подчиненных подразделений.

Выборочный подход к информированию субъекта управления приводит к его «объективизации», когда вместо поддержки принятия управленческих решений они «формируются». В противоположность «объективизации» ситуационный центр нацелен на исключение возможностей информационного манипулирования лицом, принимающим решения, когда доступна вся информация, а не только «подготовленная» для «нужного» решения.

Кристаллизацией «необъятности проблематики» ситуационного центра становится выражение: «Принесите то, не знаю что…» Реализация подобной «целевой установки» приводит к «могильнику информации». В связи с этим единственно возможным вектором развития тематики ситуационных центров является движение от проработки управленческого содержания – предметных областей и функциональных задач ситуационных центров в рамках их распределенной системы.

Таким образом, ответ на вопрос «что важнее» для СЦ: важно все, но разложенное по полочкам структуры предметных областей и функциональных задач. Ситуационный центр призван победить хаос, а не множить его – предоставить субъекту управления информационно-аналитическое и технологическое обеспечение управления сферой полномочий в системе государственного управления. Для решения этих задач и разработана предметно-функциональная матрица инструментов информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления (матрица госинформобеспечения).

Предметно-функциональная матрица инструментов госинформобеспечения

Матрица госинформобеспечения разработана в целях формирования, ведения и совершенствования комплекса задач и решений информационно-аналитического, методического и технологического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления, а также стимулирования их максимального задействования.

Возможен широкий спектр классификационных признаков решений госинформобеспечения, но с позиции перехода к содержательному самосовершенствованию отрасли информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления наиболее важными являются их предметная ориентация по сферам государственного управления и функциональная ориентация по задачам управленческого процесса государственного органа. Таким образом, в качестве классификационных признаков решений госинформобеспечения предлагаются предметные области применения и функциональные задачи государственного управления. Их комплексный анализ позволил сформировать предметно-функциональную матрицу инструментов госинформобеспечения.

Матрица госинформобеспечения формируется путем сочетания перечней предметных областей и функциональных задач государственного управления, на каждом пересечении которых (в ячейках или их группах) определяются конкретные предметно-ориентированные задачи и инструменты госинформобеспечения.

Столбцы матрицы отражают взаимосвязанные, распределенные по структуре федеральных и региональных органов исполнительной власти предметные области государственного управления, включая социально-экономическую, общественно-политическую и сферу комплексной безопасности (рис. 3):

1) социально-экономическая сфера:

  • экономическая сфера:
    • макроэкономика;
    • финансовый сектор;
    • наука, технологии и инновации;
    • связь и информационные технологии;
    • энергетика;
    • промышленность (включая ОПК);
    • архитектура и строительство;
    • транспорт;
    • сельское хозяйство;
    • рыбное хозяйство;
    • природопользование;
    • торговля и услуги;
  • cоциальная сфера:
    • демография;
    • миграция;
    • занятость;
    • семейная политика;
    • молодежная политика;
  • соцзащита и социальная инфраструктура;
  • пенсионное обеспечение;
  • здравоохранение;
  • образование и просветительство;
  • жилищно-коммунальный комплекс;
  • физкультура и спорт;
  • культура и туризм;
  • комплексные вопросы качества жизни населения;

3) общественно-политическая сфера:

  • конфликтный потенциал:
    • социокультурные конфликты и протесты;
    • трудовые конфликты и протесты;
    • корпоративные конфликты и протесты;
    • этно-конфессиональные конфликты и протесты;
    • социально-политические конфликты и протесты;
  • общественно-политические организации и объединения:
    • религиозные объединения;
    • общественные объединения и проекты;
    • политические организации и проекты;
  • отношение к власти;
  • выборы;

4) сфера комплексной безопасности:

  • национальная безопасность;
  • международные отношения;
  • территориальная оборона;
  • гражданская оборона;
  • обеспечение правопорядка;
  • противодействие преступности;
  • безопасность среды обитания:
    • финансовая безопасность.

Строки матрицы инструментов госинформобеспечения отражают функциональные задачи государственного управления, включая единые для всей системы госуправления функции мониторинга и контроля, анализа и прогнозирования, планирования и регулирования исполнения планов, применительно к работе со СМИ, управления государственными и муниципальными услугами, нормативно-правового регулирования, кадрового обеспечения и эффективности деятельности подчиненных органов государственной власти, управления имущественным комплексом, бюджетом, контрактами, программами и проектами, территориального развития и стратегического планирования, включая (рис. 4):

1) мониторинг и контроль:

  • СМИ;
  • государственных и муниципальных услуг;
  • нормативно-правового регулирования;
  • кадрового обеспечения;
  • деятельности подчиненных органов государственной власти;
  • имущественного комплекса;
  • бюджета;
  • контрактов (закупок);
  • программ и проектов;
  • территориального развития;
  • стратегического планирования;

2) анализ:

  • СМИ;
  • государственных и муниципальных услуг;
  • нормативно-правового регулирования;
  • кадрового обеспечения;
  • деятельности ОГВ;
  • имущественного комплекса;
  • бюджета (доходы и расходы);
  • контрактов (в том числе закупок);
  • программ и проектов;
  • в рамках территориального развития;
  • в рамках стратегического планирования;

3) прогнозирование:

  • активности СМИ;
  • государственных и муниципальных услуг;
  • нормативно-правового регулирования;
  • кадрового обеспечения;
  • эффективности деятельности ОГВ;
  • состояния имущественного комплекса;
  • бюджета (доходы и расходы);
  • в рамках управления контрактами (в том числе закупок);
  • в рамках управления программами и проектами;
  • в рамках территориального развития;
  • в рамках стратегического планирования;

4) планирование:

  • отношений со СМИ;
  • государственных и муниципальных услуг;
  • нормативно-правового регулирования;
  • кадрового обеспечения;
  • деятельности ОГВ;
  • имущественного комплекса;
  • бюджета (доходы и расходы);
  • контрактов (в том числе закупок);
  • программ и проектов;
  • в рамках территориального планирования;
  • в рамках стратегического планирования;

5) регулирование и обеспечение деятельности высшего должностного лица:

  • работа с документами (архивами и системой электронного документооборота (СЭД), в том числе с использованием электронной цифровой подписи);
  • поручения (постановка оперативных задач (поручений) ОГВ и отдельным исполнителям);
  • планирование рабочего времени и формирование календаря мероприятий.

Перечень функциональных задач госуправления в рамках матрицы сформирован объединением универсальных управленческих функций (мониторинга и контроля, анализа, прогнозирования, планирования и регулирования) и функциональных задач, выполняемых широком кругом органов государственного, муниципального и корпоративного управления, включая отношения со СМИ, госуслуги, нормативно-правовое регулирование, имущественный комплекс, кадровое обеспечение, контракты, бюджет, деятельность ОГВ, программы и проекты, территориальное и стратегическое развитие.

Заполнению подлежат ячейки на пересечении предметных областей государственного управления по столбцам матрицы, а также функциональных задач госуправления по строкам.

Матрица сводит в единое поле управления госинформобеспечением задачи и решения по отдельным предметным областям и функциональным задачам. Задачи и решения формируют основные слои матрицы. Отдельные ячейки единого поля госинформобеспечения – это конкретика предметно-функциональных характеристик задач и решений госуправления.

Система задач и решений информационно-аналитического, методического и технологического обеспечения государственного управления подразделяется на ИТ-решения, широкий спектр методического и технологического, в том числе инженерного, обеспечения. Практически в ячейки матрицы инструментов госинформобеспечения вносятся краткие названия ИТ-решений, методического или технологического обеспечения и наименования компаний-разработчиков, а также даются ссылки на отдельные справки, в рамках которых заполняются анкеты по их основным характеристикам (подробнее см. в материалах Пятой научно-практической конференции «Система распределенных ситуационных центров – 2015» (г. Ярославль, 7–9 октября 2015 г.) http://www.ситцентр.рф/).

В результате заполнения по ячейкам матрицы определяется предметно-функциональная «конкретика» широкого спектра задач и решений госинформобеспечения, одновременно преодолеваются ложные «универсализм» и «специфика» размытых и неструктурированных задач и решений. Например, все функциональные задачи и предметные области сводятся к комплексу показателей, но у отдельных разработчиков разработана детализация показателей по функциональным задачам и предметным областям, а другие формируют их «безразмерные» перечни. Безусловно, любое решение может быть доработано под конкретную предметную сферу или функциональную задачу. Важно наличие уже готового, заточенного и реально работающего инструмента госинформобеспечения.

Содержательное самосовершенствование информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления на основе матрицы инструментов госинформобеспечения – Центр компетенций создания и модернизации СЦ

Матрица инструментов госинформобеспечения может быть задействована в качестве инструмента содержательного самосовершенствования отрасли информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного (в том числе муниципального и корпоративного) управления, выполняющего функции зонирования предметно-функциональных областей. Матрица позволяет одновременно увидеть всю картину госинформобеспечения и погрузиться в необходимые детали. При этом данный инструмент является достаточно гибким, чтобы на длительную перспективу задать вектор самосовершенствования отрасли и в последующем сохранить преемственность.

В целом необходимость формирования инструментария для управления содержательным самосовершенствованием отрасли госинформобеспечения определяется следующими основными причинами:

  • необходимость видения всей картины предметных областей и функциональных задач государственного управления для управления их самосовершенствованием;
  • востребованность информационных систем поддержки функций государственного управления и стратегическая значимость их опережающего уровня в глобальной конкуренции;
  • сложность каждого отдельного решения госинформобеспечения, помноженная на необходимость формирования интегрированных комплексов отдельных решений в рамках государственных информационных систем;
  • перспективы дальнейшего повышения комплексности и интегрированности систем госинформобеспечения;
  • необходимость повышения прозрачности и эффективности распределенных государственных капитальных (создание) и текущих (обслуживание) затрат на госинформобеспечение;
  • необходимость обеспечения применения при создании и совершенствовании информационных систем поддержки функций государственного управления наилучших из имеющихся отечественных разработок;
  • необходимость преодоления зависимости от отдельных разработчиков и поставщиков, включая зарубежных;
  • стимулирование конкурентного совершенствования решений госинформобеспечения, в том числе снижение стоимости;
  • необходимость защиты долгосрочных интересов разработчиков информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного управления, в частности продвижения на международный рынок;
  • стимулирование отраслевого соответствия требованиям национальной безопасности, включая информационную безопасность.

В идеале комплексные государственные информационные системы должны охватывать весь набор функциональных задач в соответствующих предметных областях. На практике комплексная функциональность еще никем не сформирована, даже в отношении ограниченного базового содержания представленной матрицы инструментов. Аналогичная ситуация по строкам: ни одно функциональное решение не отработано применительно ко всему разнообразию предметных областей. В соответствии с этим представленная матрица инструментов не должна рассматриваться как законченная, не подлежащая изменениям структура. Она служит основой для дальнейшего наполнения и уточнения в рамках содержательного самосовершенствования отрасли информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления.

Первый срез заполнения матрицы к конференции «Система распределенных ситуационных центров» 7–9 октября 2015 г. в Ярославле, сделанный ведущими ИТ-предприятиями и отдельными субъектами РФ, показал дублирование решений информационно-аналитического обеспечения в одних сферах государственного управления и дефицит в других. Не видя полной картины предметных областей и функциональных задач государственного управления, разработчики жестко конкурируют в рамках мониторинговых задач, ГИС-системах, обеспечивающих функциях, оставляя без внимания задачи прогнозирования и планирования, включая стратегическое планирование.

На платформе матрицы заказчики и разработчики госинформобеспечения консолидированно формируют единое пространство предметных областей и функциональных задач госуправления. В рамках работы создаваемого по итогам Ярославской конференции Центра компетенций заказчики и разработчики госинформобеспечения получат долгосрочные ориентиры по наращиванию своих конкурентных преимуществ. Дальнейшая долгосрочная работа по наполнению и уточнению матрицы по своей сути и является содержанием самосовершенствования отрасли информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления.

В целом по ячейкам матрицы инструментов можно представить:

  • имеющиеся (закупленные) в федеральных и региональных органах исполнительной власти решения госинформобеспечения с возможностью их тиражирования;
  • отдельные решения широкого круга разработчиков и поставщиков отрасли госинформобеспечения, включая ИТ-решения, методическое и технологическое обеспечение;
  • области наличия и отсутствия решений по регионам и отраслям, недостаточности или неотработанности решений;
  • актуальные задачи совершенствования госинформобеспечения с учетом их предметно-функциональной ориентации;
  • классификацию участников рынка госинформобеспечения, включая заказчиков, исполнителей и экспертов для организации дальнейшего саморегулирования рынка госинформобеспечения.

В связи с этим основной задачей Союза «ГосИнформСистемы» является организация диалога широкого круга заказчиков и исполнителей госинформобеспечения на платформе матрицы (рис. 7).

Рис. 7. Матрица госинформобеспечения в качестве содержательной платформы Центра компетенций (В рисунке нужна правка)

Таким образом, можно выделить следующие основные направления содержательного самосовершенствования отрасли информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления на основе матрицы инструментов:

  • обеспечение видения всей картины и зонирование пространства решений информационно-аналитического и технологического обеспечения государственного управления;
  • инвентаризация возможностей отрасли, включая классификацию и оценку предложений отдельных разработчиков и поставщиков;
  • инвентаризация предметно-функциональных возможностей уже созданных государственных информационных систем и ресурсов с позиции их наиболее полного задействования в актуальных задачах государственного управления;
  • формирование открытого для дальнейшего дополнения и совершенствования общего комплекса модулей информационных систем поддержки функций государственного управления в рамках СРСЦ;
  • определение направлений формирования новых решений, стимулирование их разработки и интеграции в комплекс решений госинформобеспечения;
  • повышение доступности, открытости и прозрачности предложений разработчиков и поставщиков отрасли, снижение недобросовестной конкуренции и коррупционных рисков;
  • типизация, стандартизация и повышение качества решений, а также сокращение стоимости решений;
  • обеспечение справедливого ценообразования на продукцию и услуги отрасли госинформобеспечения;
  • содействие формированию компетентного заказчика госинформобеспечения, не допускающего нерационального расходования бюджетных средств и неэффективного исполнения государственных функций с учетом доступного инструментария госинформобеспечения;
  • стимулирование спроса на актуальные решения со стороны заказчиков;
  • повышение привлекательности предложения отечественных разработчиков на мировом рынке;
  • формирование профессиональных сообществ экспертов по предметным областям и функциональным направлениям государственного управления;
  • подготовка предложений для регуляторов отрасли госинформобеспечения, включая законодательные инициативы по государственному регулированию и совершенствованию отрасли;
  • комплексное и опережающее удовлетворение потребности в информационных системах поддержки функций государственного управления;
  • достижение стратегического превосходства системы государственного управления Российской Федерации в глобальной конкуренции.

 

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку