Системное упражнение федерального уровня. ГИС «Моя школа» претендует на статус суперсервиса

Министерство просвещения анонсировало создание государственной информационной системы (ГИС) «Моя школа», которая должна появиться к 2024 г. Очередное «системное упражнение» федерального масштаба обойдется более в 2,18 млрд руб. Обещано, что ГИС будет представлять собой единую платформу для всех (!) образовательных учреждений.

 

Функционал ГИС

О масштабе проекта можно судить по тому, что «Моя школа» будет включать в себя учреждения дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Оператором ГИС станет Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Реализация системы начнется с 15 пилотных регионов.

Функционал ГИС распространяется на такие сервисы, как электронный школьный дневник, журнал, расписание, хранение файлов в облаке, библиотека контента с курсами, система поддержки проектной деятельности и портфолио учеников. Среди пользователей системы – педагоги, ученики, родители, авторы контента. Регистрация на платформе будет доступна через портал госуслуг.

 

Ненужные ресурсы

Параллельно с анонсом нового проекта Минпросвещения стало известно об отказе от других созданных ресурсов, в частности, «Российской электронной школы», «Маркетплейса образовательного контента и услуг», «Российского образования» и ГИС «Информационно-аналитическая платформа» (об этом сообщил «Коммерсант» со ссылкой на концепцию разработки системы).

Следует особо отметить, что создание перечисленных информационных ресурсов обошлось российскому бюджету почти в 2,2 млрд руб.

 

Суперсервис «Моя школа»

Минувшим летом о создании ГИС «Моя школа» как суперсервиса рассказал в интервью «Российской газете» профильный министр Сергей Кравцов. «Коронавирус многому нас научил. Мы увидели, что образовательных сайтов, онлайн-порталов с различными сервисами в Интернете очень много. Но они разрозненные, довольно непростые в использовании. Несмотря на их множество, они предоставляют далеко не все, что востребовано и необходимо для образовательного процесса, и далеко не всегда можно ручаться за их качество как с точки зрения безопасности в Интернете, так и с точки зрения содержания образования», – пояснил чиновник.

На платформе, служащей основой создания цифровой образовательной среды, как ожидается, будут представлены только безопасные сервисы с качественным содержанием. Интерактивные уроки и задания планируется синхронизировать с содержанием одобренных учебников, структурировать по классам и темам. Причем ресурсы должны быть доступны учителю и школьнику независимо от того, живут они в мегаполисе или в небольшом поселке.

По словам министра, это создаст условия для того, чтобы дети и родители смогли оперативно получать информацию и взаимодействовать с учителем, со школой и системой образования. Речь идет о приеме в детские сады и школы, доступе к данным об успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, записи в кружки, секции и т. п.

Предполагается, что все это будет работать в совокупности с региональными электронными системами. Основные услуги (в частности, запись в школу) будут выводиться в раздел «Мое образование» портала госуслуг. Технологии позволяют использовать большие данные, которые разрознены на разных уровнях и зачастую дублируются.

Вопросы без ответов

Рассказывая о целях проекта, министр говорил о трансформации госуправления на основе больших данных, при этом отметил, что решение задачи займет не один год. Однако овчинка стоит выделки, так как в условиях цифровой образовательной среды удастся снизить нагрузку на учителей и школы благодаря автоматизации сбора данных и формирования отчетов. Как известно, в министерстве появился департамент цифровой трансформации и больших данных, который и будет курировать создание ГИС «Моя школа», аккумулирующей огромный объем информации от всех российских школ.

Потенциал системы «Моя школа» эксперты оценивают неоднозначно. Одно из сомнений обусловлено тем, что уровень развития ИТ, как и доступ школ к ШПД в российских регионах, значительно различается. Сможет ли один оператор управлять ГИС? Не менее актуальный вопрос, почему министерство отказывается от уже разработанных за несколько миллиардов бюджетных рублей систем?

Напомним, что Национальный проект «Образование», рассчитанный на 2019–2024 гг., включает и другие федеральные проекты: «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Экспорт образования», «Социальные лифты для каждого». Общий бюджет нацпроекта превышает 780,5 млрд руб.

Благие намерения остаются таковыми, если при проектировании очередной цифровой среды, в данном случае образовательной, не получается интегрировать созданные ресурсы или имплементировать их в продукты более высокого уровня. На мой взгляд, потому что так и не удалось унифицировать требования к разработке государственных информационных систем. Поэтому неудивительно, что очередной этап вынужденного реформирования отрасли, продиктованный, в частности, пандемическими условиями, требует колоссальных затрат. Как тут не задуматься о том, насколько продуктивно будут потрачены дополнительные два миллиарда.

Connect-WIT

Поделиться:
Спецпроект

ИТ-стартапы в сезон венчурной зимы

Подробнее
Спецпроект

Платформа RPA на вырост. Ускоренная миграция с импортного решения на отечественное

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку