Ситцентр как инновационный инструмент обучения в ВУЗе

Олег Пьянков, заместитель начальника кафедры инфокоммуникационных систем и технологий, Воронежский институт МВД России

Введение

В настоящее время особое значение имеет повышение профессиональной подготовленности сотрудников ОВД к действиям в повседневной и нештатной ситуациях. Высокие показатели в служебно-боевой подготовке не являются гарантией эффективности действий личного состава подразделений ОВД, так как эта эффективность во многом обусловливается оптимальностью управленческих решений. Принятие управленческих решений происходит в условиях значительной неопределенности и зависит от множества факторов. Все ситуации, возникающие в ходе служебной деятельности, уникальны, и следовательно, опыт действий в одной ситуации не может механически переноситься на новые условия.

Недостаток опыта принятия управленческих решений в этих условиях может быть восполнен в ходе проведения практических занятий в форме деловых игр в образовательных учреждениях МВД России (например, при обучении на курсах повышения квалификации) или командно-штабных учений в подразделениях ОВД с использованием современных информационных технологий. Одним из перспективных направлений применения современных информационных технологий является создание ситуационных центров (СЦ) [1].

Ситуационные центры разворачиваются в главных управлениях МВД России по субъектам Российской Федерации. С их помощью проводятся совещания, подводятся итоги, разбираются сложные ситуации в целях принятия коллективного, наиболее правильного решения.

В сфере образовательной деятельности нашли применение учебные ситуационные центры [2]. В них проводятся обучение и тренировки обслуживающего и оперативного состава, в который входят аналитики и лица, ответственные за принятие решений. Не каждый вуз на сегодняшний день может похвастаться наличием у себя учебного ситуационного центра. Такие центры уже действуют в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Московском государственном институте международных отношений и др. Они могут носить универсальный и направленный характер. В первом случае деятельность центров направлена на получение общих навыков работы с технологиями, программным и аппаратным обеспечением. Во втором случае центры либо дублируют существующий рабочий аналог, либо позволяют изучить отдельные транспортируемые компоненты (например, программное обеспечение). Кроме того, действующие ситуационные центры могут выступать в качестве учебных – за счет использования специального «холостого» тренировочного режима.

Ресурсы и средства центра также могут использоваться: для поддержки разнообразных активных форм проведения занятий с курсантами и слушателями всех видов и форм обучения; для обучения применению современных информационных, аналитических и технологических средств; для проведения деловых игр и стендовой отработки интеллектуальных информационных технологий, создания рабочих прототипов технологий органов внутренних дел.

Создание учебного ситуационного центра предполагает и создание специального математического и программного обеспечения, позволяющего решать задачи подготовки к выработке управленческих решений на основе моделирования кризисных ситуаций.

Виды занятий и режимы работы учебных ситуационных центров

На базе ситуационного центра возможно проведение занятий следующих видов:

  • лекции-демонстрации;
  • лекции-дискуссии;
  • анализ конкретных ситуаций;
  • командно-штабные учения;
  • деловые игры.

Методическим обеспечением учебного ситуационного центра (УСЦ) могут являться:

  • постановка проблем и сценарии проведения конкретных занятий, описания используемых методов, моделей, алгоритмов и программ;
  • режиссерские сценарии проведения конкретных занятий;
  • типовые сценарии проведения активных видов занятий;
  • типовые сценарии поддержки коллективных действий на этапах решения проблем;
  • модели проблемных ситуаций и сценариев проведения конкретных занятий для отображения в метабазе учебного контента.

Методические и дидактические трудности в организации деятельности УСЦ могут быть если не устранены, то значительно упрощены при использовании сценарного подхода к организации и проведению учебных занятий.

Опыт эксплуатации существующих ситуационных центров в мире и России позволяет выделить следующие типовые режимы работы УСЦ [3]:

  • режим экспромта;
  • сценарный режим разрешения проблемных ситуаций, не относящихся к экстремальным;
  • сценарный режим разрешения чрезвычайных проблемных ситуаций;
  • режим повседневной деятельности.

Режим экспромта – произвольная последовательность этапов работы участников, характерная для их коллективной деятельности (прежде всего мозгового штурма).

Сценарный режим разрешения проблемных ситуаций, не относящихся к экстремальным, – априори заданная и организованная последовательность этапов работы участников, причем для каждого этапа определены последовательность, содержание, формы представления данных на коллективных и индивидуальных средства отображения. Обеспечивающими сценарный режим действиями можно считать:

  • формирование рабочих баз данных (РБД) участников;
  • проведение расчетов, консультаций, предварительных совещаний (телеконференций) для подготовки данных и знаний, подлежащих включению в РБД участников;
  • разработку последовательности (временнóго графика или стохастической сетевой модели) представления сведений из РБД на средствах отображения; к этим сведениям относятся, в частности, иллюстративные материалы аналитического доклада по поводу выносимой на сеанс проблемной ситуации.

Сценарный режим разрешения чрезвычайных проблемных ситуаций в среде УСЦ должен быть ориентирован прежде всего на имитацию деятельности некоторого органа власти в чрезвычайных ситуациях. В этом случае решения принимаются иерархически организованным коллективом участников. Таким образом, в условиях сеанса требуется воссоздать многоуровневую систему управления со специфическим разделением и специализацией труда участников. При этом ужесточаются требования к оперативности представления информации на средствах отображения, обеспечения потоков информационного взаимодействия между участниками.

Режим повседневной деятельности включает работы по поддержанию готовности УСЦ к выполнению им генеральных функций (профилактика, тренировка и повышение квалификации обслуживающего персонала, применение новых средств поддержки и т. д.).

Введение сценарных режимов работы УСЦ абсолютно оправдано, поскольку исследование форм организации оперативных совещаний, способов их подготовки и проведения в ситуационных центрах показывает, что успех этих совещаний во многом определяется использованием типовых сценариев, которые легко алгоритмизируются и могут иметь поддержку в виде программных средств. К тому же нет смысла создавать отдельные программные приложения под каждую задачу – необходимо стремиться к универсальности (например, по принципу схожести достижения поставленной цели в деятельности участников) и тем самым реализовывать сценарный подход.

Однако следует подчеркнуть, что не сценарные режимы, а именно режим экспромта определяет «лицо» УСЦ: от того, насколько участники коллективных действий будут обеспечены информационными и коммуникационными услугами в случае их произвольного (незапланированного, стохастического) обращения к средствам автоматизации УСЦ, зависит мнение участников мозгового штурма (а они, как правило, не являются специалистами в области автоматизации) о полезности УСЦ.

При описании учебных (учебно-аналитических) задач, решаемых в среде УСЦ (особенно в сценарных режимах), удобно использовать сценарный подход, построенный на особенностях использования автоматизированных рабочих мест учебного назначения. Такой подход унифицирует методику описания задачи и учитывает наличие разнообразных типов АРМ, а также широкого спектра индивидуальных особенностей преподавания в разных учебных заведениях. Сценарий учебной (учебно-аналитической) задачи позволяет:

  • последовательно осуществлять технологический подход к проведению занятий с использованием данной задачи;
  • сочетать полноту и лаконичность описания каждой части задачи;
  • рассматривать практическое занятие в УСЦ с учетом ролей участников (обучающихся или групп обучающихся, преподавателей или групп преподавателей, обеспечивающего персонала и т. п.);
  • планировать использование соответствующих наглядных пособий, технических средств, дополнительных источников информации в ходе занятия.

С учетом специфики проведения занятий в среде УСЦ в некоторых случаях в сценарии целесообразно выделить специальные роли организатора занятия (игротехника), отвечающего за содержательную часть сценария и получающего от группы участников занятия соответствующие полномочия, и режиссера сеанса работы УСЦ, отвечающего за технико-технологические аспекты поддержки сеанса. Логическая схема технологической системы обучения приведена на рис. 1.

Группа подыгрыша имитирует действия элементов, вовлеченных в кризисную ситуацию, доводит до оперативного штаба информацию об обстановке и ее последующих изменениях.

Группа принятия решений выдает задания группам по направлениям деятельности на проведение расчетов и подготовку проектов документов, принимает управленческие решения и сообщает о них группе подыгрыша.

Группы по направлениям деятельности осуществляют расчетно-аналитическую работу по подготовке управленческих решений.

Рис. 1. Логическая схема технологической системы обучения

Типовой сценарий учебной (учебно-аналитической) задачи включает следующие части:

а) введение, содержащее общие характеристики занятия:

  • тип и продолжительность занятия;
  • цели и задачи занятия;
  • перечень частей группы, или малых групп (микрогрупп) участников занятия (как обучающихся, так и преподавателей), с указанием их ролей (частных задач) в занятии;
  • последовательность и ориентировочная продолжительность основных этапов проведения занятия, определяющая точки синхронизации работы микрогрупп;

б) теоретические основы решения задачи, поставленной на занятии:

  • понятийный аппарат, связанный с задачей и ее решением;
  • краткое описание математической модели;
  • методы решения задачи (как для всего занятия, так и для работы микрогрупп);

в) характеристики АРМ, используемых в ходе занятия для работы микрогрупп (по каждому АРМ приводится используемое программное и информационное обеспечение);

г) описание принципов работы с АРМ при решении проблемы; для этого описания удобно использовать модульный подход (см. ниже);

д) методы работы участников занятия в ходе решения задачи; суть этих методов сводится к планированию времени и других учебных ресурсов и привлекают следующие средства:

  • сетевой график работ всех микрогрупп для каждого этапа занятия (при необходимости);
  • тактовые временные диаграммы выполнения каждого этапа на уровне работ, где каждый такт соответствует завершению по крайней мере одной работы (при необходимости);
  • частные тактовые временные диаграммы всего занятия для каждой микрогруппы с указанием для каждого такта информации, отображаемой на видеостене (при необходимости);
  • объединенные частные тактовые временные диаграммы всех микрогрупп с указанием только наличия или отсутствия отображения информации на видеостене с АРМ каждой микрогруппы (режиссерский сценарий);
  • регламент работы руководителя занятия (игротехника) и режиссера, правила действий в ситуациях, не предусмотренных сценарием (при необходимости).

Первые четыре части сценария используются преподавателями при проведении теоретической части занятия или обучающимися в режиме самообучения (самоподготовки к занятию); последняя – в практической части занятия. Кроме того, в любой части сценария может возникнуть необходимость использования того или иного наглядного пособия, заранее подготовленной компьютерной презентации, текстового документа и т. п.

В процессе обучения руководитель занятия распределяет роли среди обучаемых, ставит задачи, следит за ходом их выполнения и вносит коррективы в действия обучаемых. Обучаемые решают поставленные задачи, обусловленные их учебными ролями с фиксацией в имитационной среде, используют данные справочной системы и средств визуализации, отображающих текущее состояние решения задач. Следует отметить, что время на принятие решения ограничено и среда имитации реализует модель решаемой задачи поливариантно на основе принимаемых или не принимаемых решений. Таким образом, обучаемые действуют в реальном масштабе времени или вне реального.

Техническое оснащение центров

Основными элементами технического оснащения таких центров являются:

  • экран коллективного пользования, предназначенный для мультиэкранного отображения данных различного вида (видеоизображений, электронных карт, графиков, диаграмм, текстовой информации и др.);
  • средства видеоконференцсвязи, обеспечивающие проведение коллективных совещаний между удаленными участниками обсуждения;
  • система звуковой связи, предназначенная для проведения групповых обсуждений;
  • вспомогательное оборудование ввода и отображения графических данных (интерактивные доски, документ-камеры);
  • интегрированная система управления, обеспечивающая взаимодействие всех элементов технического оснащения.

Будем считать, что оборудование обеспечивает возможность:

  • организации нескольких специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ);
  • организации обмена информацией и передачи команд управления между АРМ с использованием различных инфокоммуникационных технологий;
  • оперативного доступа к информационным ресурсам.

Размещать специализированные АРМ следует в соответствии с описанной технологической системой обучения (рис. 2).

Рис. 2. Структура учебного ситуационного центра

Группы в структуре УСЦ могут находиться в различных удаленных помещениях или в одном зале, но с обязательным ограничением «территорий» групп.

Практика использования УСЦ

Логическая схема технологической системы обучения, согласованная со структурой УСЦ, использовалась при создании в Воронежском институте МВД России учебного ситуационного центра. На его базе проводятся межкафедральные оперативно-тактические учения, направленные на отработку ситуаций, возникающих в ходе служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Так, 29 мая 2013 г. было проведено тактико-специальное учение на территории института с задействованием возможностей ситуационного центра, что позволило поддерживать в режиме реального времени непрерывную видео- и аудиосвязь между учебными площадками и обеспечивать слаженные действия игровых коллективов [4].

При этом были смоделированы игровые ситуации, связанные с совершением футбольными болельщиками административных правонарушений, а также с чрезвычайными ситуациями (проникновением на территорию спортивного объекта лиц с огнестрельным оружием, групповыми нарушениями общественного порядка во время футбольного матча, возгоранием на трибуне стадиона).

Рис. 3. Работа курсантов в ситуационном центре института:

а – группа принятия решений; б – группы «подыгрыша»

Во время учения в рамках указанных игровых ситуаций курсантами и слушателями отрабатывались вопросы управления подразделениями органов внутренних дел, совершенствовались практические навыки административно-юрисдикционной и оперативно-розыскной деятельности.

Немаловажной особенностью проведения учения было осуществление технического обеспечения, что позволило привлечь к нему курсантов и слушателей, обучающихся в институте по техническим специальностям, и привить навыки организации связи в меняющихся условиях.

Кроме того, была создана обучающе-тестирующая программа «Управление силами и средствами при выполнении оперативно-служебных задач», обыгрывающая кризисную ситуацию по захвату заложников, что позволило использовать возможности информационных технологий на учебных занятиях по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» [5]. По опыту реализации данной программы можно сформулировать ряд особенностей ее применения.

  1. Обучаемых необходимо предварительно проинструктировать относительно особенностей работы с программным средством, при этом интерфейс программы должен быть максимально упрощен путем устранения избыточной информации.
  2. Время на выполнение этапов ситуационной модели должно быть ограничено. Такой подход выводит обучаемого из штатного обыденного состояния, приближая к условиям экстремальной чрезвычайной ситуации, что активизирует его умственную деятельность.
  3. Индивидуальность принятия решения. Процесс использования программного средства позволяет избежать коллективного принятия решения, тем самым способствуя развитию лидерских качеств и чувства персональной ответственности.
  4. Процесс тестирования должен выполняться с использованием вопросов разных типов: «один из многих», «многие из многих», «свой вариант решения задачи» и др.
  5. Ситуационные модели имеют дискретный характер развития и требуют принятия решений на каждом этапе. В случае применения линейных моделей обучаемому после выполнения задания предоставляется возможность ознакомиться с правильным ответом и обоснованием его оптимальности, после чего обучаемый переходит к решению следующей задачи. В случае использования разветвляющегося алгоритма ознакомление с оптимальными вариантами решений осуществляется после выполнения всех заданий.
  6. Результаты выполнения заданий могут быть сохранены и использованы в дальнейшем для анализа принимаемых решений, получения экспертных оценок.

Анализ проведенных учебных занятий с использованием разработанного программного средства показал заинтересованность обучаемых в усвоении материала, их активность при выполнении заданий.

Дальнейшее применение современных информационных технологий при подготовке сотрудников ОВД может состоять в следующем:

  • расширение перечня рассматриваемых задач по действиям в кризисных ситуациях;
  • увеличение количества параметров, влияющих на принятие решения;
  • переход от линейных моделей к разветвляющимся ситуационным;
  • совершенствование математического и алгоритмического обеспечения.

Заключение

Современные информационные технологии позволяют реализовывать динамические модели конкретных кризисных ситуаций, включающих описания элементов, вовлеченных в эти ситуации, а также воздействий, изменяющих состояние элементов.

Современное инфокоммуникационное оборудование обеспечивает возможность создания ситуационных центров с автоматизированными рабочими местами должностных лиц оперативного штаба, создаваемого при возникновении проблемных ситуаций.

На основе использования ситуационного центра возможна такая организация обучения действиям, когда представленная модель обеспечивает имитацию ситуации и в реальном масштабе времени, и вне реального масштаба времени.

Ситуационный центр может быть использован в ходе проведения практических занятий в форме деловых игр в образовательных учреждениях МВД России (например, при обучении на курсах повышения квалификации) или командно-штабных учений в подразделениях ОВД. Это обеспечит более эффективное закрепление знаний, формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Меньших В.В. Использование ситуационных центров для обучения действиям в кризисных ситуациях / В.В. Меньших, А.Ф. Самороковский, О.В. Пьянков // Информационная безопасность регионов, СГСЭУ. 2011. № 2. С. 104–107.
  2. Бокова О.И. Применение центров ситуационного управления как инновационных образовательных технологий / О.И. Бокова, А.Н. Глушков, О.В. Пьянков // Тематический сборник «Информационные технологии, связь и защита информации – 2012». М.: Информационный мост, 2012. С. 75–77.
  3. Учебный ситуационный центр как среда обучения групповому принятию решений: Методические рекомендации для системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. М.: Российская академия образования Институт информатизации образования, 2006.
  4. Оперативно-тактическое учение «Действия подразделений органов внутренних дел в ходе несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий» [Электронный ресурс] // http://www.vimvd.ru/news/news_detail.php?ID=5840 – дата обращения 25.12.2013 г.
  5. Пьянков О.В. Обучающе-тестирующая программа «Управление силами и средствами при возникновении чрезвычайных обстоятельств» / О.В. Пьянков, А.Ф. Самороковский // Государственный информационный фонд неопубликованных документов ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (г. Москва) № 50201251373 от 21.11.2012 г.
Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку