На вопросы Connect отвечает заместитель начальника Управления организации перевозок – начальник Ситуационного центра ОАО «ФПК» Сергей ВАСИЛЬЧЕНКО.

– Контроль движения поездов по всей России в режиме онлайн, несомненно, требует наличия постоянной и надежной связи. Как она технически организована? Благодаря чему достигается оперативность связи с поездом?

– При создании Ситуационного центра ОАО «ФПК» был разработан комплекс программно-технических средств, который интегрирует различные информационные системы, в том числе использующие систему ГЛОНАСС. Информация от указанного комплекса выводится на табло коллективного пользования, на котором работники центра могут видеть местоположение поездов на сети железных дорог России. Электронный паспорт поезда отражает маршрут следования, расписание движения, количество вагонов и пассажиров в составе поезда, а также данные о нарушении графика движения.

Идет работа по оснащению штабных вагонов пассажирских поездов системой ГЛОНАСС, на данный момент ею оснащен 781 вагон. Благодаря спутниковой связи есть возможность организации связи между Ситуационным центром и начальниками поездов даже в зоне отсутствия сотовой связи. Перед отправлением в рейс начальники поездов вносят в «электронный паспорт» свои контактные данные, информацию о поезде. Для поддержки постоянной и надежной связи начальники поездов и работники филиалов ОАО «ФПК» постоянно отслеживают работоспособность этой системы.

-В случае нештатной ситуации, как правило, требуется взаимодействие с различными службами на местах – как относящимися к РЖД (например, ремонтными), так и внешними (например, медицинскими). Как строится такое взаимодействие?

– Работа Ситуационного центра ОАО «ФПК» как компании-перевозчика тесно взаимоувязана с работой Ситуационного центра ОАО «РЖД» и дежурных служб департаментов ОАО «РЖД». При возникновении нештатной ситуации дежурная смена СЦ ОАО «ФПК» оперативно информирует СЦ ОАО «РЖД». Информация о планируемом времени задержки поезда в пути следования доводится до пассажиров. При задержке пассажирских поездов свыше 4 часов для пассажиров организуется бесплатное питание. Если пассажирам в пути следования требуется срочная медицинская помощь, Ситуационный центр ОАО «ФПК» взаимодействует с департаментом здравоохранения ОАО «РЖД», Дирекцией железнодорожных вокзалов, кроме того, начальник поезда по поездной радиосвязи вызывает медработников на ближайшую станцию. По решению медработника пассажир может быть направлен для госпитализации в ближайшее медицинское учреждение, а если угроза жизни пассажира отсутствует, при необходимости организуется эстафетное медицинское сопровождение.

– В мае нынешнего года начались продажи проездных документов в Крым по «смешанной схеме» – с использованием поездов, парома и автобусов. Какую работу пришлось проделать для реализации этой схемы? Насколько успешен опыт ее использования?

-Для совершения поездки на территорию Республики Крым и обратно пассажиры могут приобрести «единый» билет во всех кассах, осуществляющих продажу проездных документов. Для обеспечения перевозки организовано взаимодействие между ОАО «РЖД», ОАО «ФПК», ГП «Крымская железная дорога» («КЖД») и АНО «Единая транспортная дирекция». В Ситуационном центре ОАО «ФПК» работает телефон «горячей линии», где пассажиры могут получить разъяснения о порядке приобретения проездных документов и условиях перевозки на территорию Республики Крым. Доставка пассажиров, следующих на территорию АРК, осуществляется железнодорожным транспортом до станций Краснодар и Анапа.

По прибытии на указанные станции пассажиров встречает координатор (работник АНО «ЕТД») и сопровождает их до автобуса. Информация о количестве пассажиров, следующих в каждом из поездов, заблаговременно передается нами в Единую транспортную дирекцию для выделения необходимого количества транспортных средств. Пассажиры пересаживаются с автобусов на паром, следующий в порт Керчь, а оттуда автобусы доставляют их до места назначения. С 1 мая и по 15 сентября таким образом перевезено около 320 тыс. пассажиров.

Отмечу, что с 1 августа организовано прямое железнодорожно-паромное сообщение Симферополь–Москва поездами формирования ГП «КЖД», и на сегодня билеты туда и обратно оформили около 31,5 тыс. пассажиров. В летний период мы выполняли также перевозки организованных детских групп к местам отдыха в Крыму.

При организации этой работы нам пришлось налаживать взаимодействие перевозчиков на железнодорожном, автомобильном и морском видах транспорта. Количество граждан, посетивших Республику Крым летний период 2014 г., показывает востребованность данной услуги.

– Каких умений и навыков требует работа диспетчера ситуационного центра? Как подбирается персонал, какую подготовку проходят диспетчеры?

– В составе дежурной смены ситуационного центра ОАО «ФПК» работают несколько диспетчеров, каждый из которых отвечает за свой участок работы. Это, в частности, контроль за назначением почтово-багажных поездов, организация работы в случае отказа технических средств, взаимодействие с начальниками поездов, работа с жалобами пассажиров (причем пассажиры имеют возможность получить ответ и решить вопрос непосредственно в пути следования), организация содействия маломобильным пассажирам, взаимодействие с правоохранительными органами в случае актов незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта. Руководит работой смены старший диспетчер.

Требования, предъявляемые к сотрудникам, зависят от круга решаемых ими задач. Безусловные требования – наличие высшего образования, опыт работы на транспорте, компетенции в работе пассажирского комплекса, способность к быстрому и грамотному принятию управленческих решений.

ОАО «ФПК» проводит обучение диспетчеров Ситуационного центра и сменных инженеров (диспетчеров) филиалов компании на базе Московского государственного университета путей сообщения. Все работники, связанные с организацией движения, проходят необходимые испытания на знание правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по сигнализации и по маневровой работе, требований охраны труда. В период обучения новый сотрудник работает в паре с опытным диспетчером смены (наставником) и только после сдачи такого экзамена сотрудник допускается к самостоятельной работе.

– В какой мере работа диспетчеров ситуационного центра автоматизирована? Что уже сделано и еще может быть сделано для минимизации человеческих ошибок?

– Диспетчер Ситуационного центра может в режиме онлайн осуществлять контроль за следованием поездов на всей территории страны. С момента ввода в действие указанной системы значительно снизился уровень ручной работы: информационные системы указывают количество пассажиров в каждом из вагонов поезда, позволяют в электронном виде получать техническое описание (паспорта) вагонов и осуществлять автоматизированный контроль количества пассажиров по станциям посадки/высадки, расположенным на маршруте следования поезда. Однако мы видим потенциал и для дальнейшей автоматизации процессов. По сети российских железных дорог протяженностью около 86 тыс. км круглосуточно курсируют несколько сотен пассажирских поездов, сформированных 15 филиалами компании и зарубежными железнодорожными администрациями. Мы проводим работу по автоматизации взаимодействия между всеми филиалами, в том числе за счет перевода вопросов назначения поездов, включения дополнительных вагонов в составы поездов в электронный документооборот. Отмечу, что компанией ведется планомерная работа по созданию ситуационных центров в филиалах. В 2012 г. создан Ситуационный центр Северо-Кавказского филиала ОАО «ФПК» (в условиях выполнения интермодальных перевозок в Крым он хорошо зарекомендовал себя), осенью 2014 г. вводится в действие Ситуационный центр Северо-Западного филиала компании. Уже сегодня необходимое для работы программное обеспечение установлено во всех филиалах. Но, несмотря на высокий уровень автоматизации работы Ситуационного центра право принятия окончательного решения остается за человеком. Информационные системы являются инструментом, экономящим время на сбор информации и позволяющим быстрее принять грамотное управленческое решение. Поэтому сочетание тщательного подбора персонала и внедрения новых информационных технологий дает возможность выполнять поставленные перед нами задачи в полном объеме.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку