Состояние информатизации образования: практика и перспектива

Виктор Татаринов, доцент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, к. ф.-м. н.

Высшие учебные заведения призваны решать критически важные для общества и государства задачи. Первая задача – транслирование в будущее самобытности общества, а также знаний, навыков и умений, накопленных человечеством. Вторая – качественное обучение специальностям, востребованным на рынке труда «здесь и сейчас». Первая задача – «консервативная», звучащая обычно как «фундаментальность образования».

Вторая – «креативная», проявляющаяся в требовании «практических знаний», необходимых выпускнику на конкретном рабочем месте. Эти две задачи – Сцилла и Харибда высшего учебного заведения, причем у каждого вуза они свои.

Излишняя увлеченность «фундаментальностью» ведет к невостребованности выпускников. Уклон в «практику» превращает вуз в избыточно длительные курсы повышения квалификации. Очевидно, что корпоративные университеты в таком случае более эффективны. В связи с этим вопрос балансирования между названными задачами актуален как для каждого конкретного вуза, так и для высшей школы в целом. И безусловно, та же задача стоит перед обществом как заказчиком всего образовательного процесса.

Указанное диалектическое противоречие между задачами не может быть решено раз и навсегда. Понятно и то, что не существует сколько-нибудь простых методов его разрешения. Однако каждое время имеет свои ресурсы для получения синергетического эффекта от решения этих задач. На наш взгляд, одним из таких ресурсов современности является информатизация образования.

Рассмотрим подробнее этот тезис.

В терминах Института информатизации образования Российской академии образования информатизация образования – это «целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях» [1].

На практике ситуация существенно более вариативна.

С одной стороны, происходит экстенсивное распространение и первоначальное насыщение вычислительной техникой вузов страны, с другой – интенсивное применение вычислительной техники на всех уровнях образования в передовых университетах.

Обратимся к опыту МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В МГТУ имеется более 4 тыс. компьютеров с высокоскоростным выходом в сеть Интернет к мировым информационным и образовательным ресурсам.

В университете разработана и используется информационная управляющая система «Электронный университет» [2]. Благодаря ее внедрению сформирована эффективная система управления университетом, охватывающая все сферы его деятельности. Основными задачами проекта являются:

  • анализ существующих бизнес-процессов и их реорганизация в целях унификации, приведения к современным требованиям организации образовательного процесса, повышения качества образования;
  • автоматизация бизнес-процессов университета;
  • формирование единой информационной среды университета;
  • внедрение аналитических систем для анализа и принятия обоснованных решений по управлению университетом.

С помощью «Электронного университета» контролируются учеба студентов и работа преподавателей. К системе подключены все кафедры, деканаты и другие учебные подразделения университета.

В МГТУ находится одна из лучших университетских библиотек страны. Библиотечный фонд превышает 2,8 млн книг. Деятельность библиотеки обеспечивается информационной управляющей системой МГТУ «Электронный университет», модуль которой «Библиотека» включает элек­тронный каталог всех новых поступлений в библиотеку, доступ к нему через Интернет, удаленный поиск информации и заказ литературы, доступ к полнотекстовым документам. Помимо функций по обслуживанию читателей созданная система решает проблемы автоматизации практически всех внутренних технологических процессов: комплектования, обработки, заказа, списания, инвентарного учета литературы посредством штрих-кодовой технологии.

На основании данных системы «Электронный университет» проводится анализ учебного процесса, принимаются обоснованные решения по его совершенствованию и повышению качества.

Система «Электронный университет» позволяет планировать и обеспечивать движение финансовых потоков с помощью соответствующих подсистем, а также вести кадровый учет сотрудников университета.

«Электронным университетом» не исчерпывается применение информационных технологий в вузе. Интенсивно развиваются и наполняются сайты МГТУ им. Н.Э. Баумана, факультетов, кафедр, личные странички преподавателей. Разрабатываются электронные курсы дисциплин и лабораторных работ. Общение преподаватель – студент перестает ограничиваться рамками занятий и все чаще продолжается дистанционно. Вокруг университета постепенно создается информационно-образовательное пространство, базирующееся на новых информационных технологиях.

Безусловно, не каждый вуз может позволить себе столь глубоко прорабатывать внедрение информационных технологий. Однако каждый вуз должен иметь возможность пользоваться в необходимой ему степени наработками коллег. Это возможно сделать технически, если обратиться к облачным вычислениям.

Под облачными вычислениями (англ. cloud computing) понимается технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис [3].

К преимуществам облачных вычислений по сравнению с традиционной технологией можно отнести [3]:

  • повышенную эффективность использования ресурсов (использование серверных мощностей – 60–70%);
  • агрегированное использование ресурсов и ускоренная консолидация систем;
  • повышение производительности при разработке и управлении приложениями, в использовании сетевых ресурсов и на уровне конечного пользователя;
  • возможность почти моментального увеличения и уменьшения объема задействованных ресурсов;
  • стимулирование предпринимательской культуры;
  • увеличенное количество контактов с нарождающимися технологиями.

Построение информационно-управляющего облака для научно-образовательной среды Российской Федерации силами одного вуза вряд ли возможно. Такую работу следует проводить либо в рамках специальной федеральной целевой программы, либо посредством частно-государственного партнерства.

Литература

  1. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2009. 96 c. Электронная версия толкового словаря выставлена на сайте ИИО РАО: http://www.iiorao.ru.
  2. «Электронный университет»: концепция и реализация / Т.И. Агеева, А.В. Балдин, В.А. Барышников и др.; под ред. И.Б. Федорова, В.М. Черненького. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. 376 с.
  3. Облачные сервисы. Взгляд из России / Под ред. Е. Гребнева. М.: CNews, 2011. 282 с.
Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку