Стратегия лоскутной цифровизации

На минувшей неделе в Москве состоялся форум «Защита и безопасность умного города». В ходе обсуждения подходов к созданию современной городской инфраструктуры, на фундаменте которой можно строить умные и безопасные города, выяснилось, что одним из камней преткновения служит не отсутствие, а избыток планов и инициатив цифрового развития систем безопасности в масштабах города и региона.

Цифровая трансформация – безальтернативный вектор развития государства в современном мире. Наша страна не первый год придерживается курса цифровых преобразований и уже демонстрирует результаты, которые может оценить каждый россиянин. Расширяется перечень цифровых услуг, упрощаются бюрократические процессы, становятся более прозрачными, оптимизируется схема взаимодействия граждан с чиновниками.

 

Инициативы из рога изобилия

На фоне растущего количества цифровых инициатив в них трудно сориентироваться. В незавидном положении оказываются зачастую чиновники, госслужащие, главы регионов. Ведь по каждой инициативе требуется или спускается сверху план действий. С учетом его выполнения оценивается результативность управленцев, лиц, принимающих решения, руководителей муниципальных и других территориальных образований.

Подобный сценарий можно наблюдать в такой сфере, как безопасность городской среды. План действий в данном направлении был предусмотрен концепцией «Безопасный город». «В орбиту» этого рамочного документа попадают любые сегменты городской среды: общественная, экологическая, транспортная безопасность, сфера ЖКХ. Все эти направления требуют защиты от угроз техногенного или природного характера.

Запущенный процесс цифровизации в любом из сегментов сопровождается дублированием планов и требований, выдвигаемых на федеральном уровне.

Концепцию «Безопасный город» курирует МЧС. Усилиями Минстроя РФ второе дыхание обрела платформа «Умный город». Экосистема включает в себя создание разветвленной инфраструктуры с ее датчиками, видеокамерами, диспетчерскими и т. д. Одновременно ведомство формирует системы мониторинга аварийных ситуаций, ведет учет объектов, оформляет технические паспорта, аккумулирует данные в ГИС.

Транспортная безопасность – вотчина Минтранса, который анонсировал в свое время реализацию проекта построения интеллектуальных транспортных систем. Компонентами такой системы служат те же датчики, видеокамеры, табло, посты и т. д., устанавливаемые на магистралях, а также алгоритмы и модели управления транспортными потоками. Если в случае Минстроя базовый объект – здания, сооружения, то в случае Минтранса – дорожное полотно с прилегающими к нему участками.

Систему экологического мониторинга (и здесь без сети сенсоров, других устройств контроля параметров, их динамики не обходится) развивает профильное ведомство – Минприроды.

А если взять надстройку над министерствами и ведомствами – госуправление, то здесь свой перечень функциональных объектов. На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране строятся ситуационные центры (СЦ), предпринимаются попытки объединить их в распределенную систему. Стоит напомнить, что толчком к проектированию таких объектов послужила авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. По мере расширения списка СЦ разного уровня и возможностей наращивалась аналитическая компонента, сотрудники учились строить прогнозные модели развития. Сравнительно недавно в Московской области оборудовали центр управления регионом. Результативность ЦУР оценили на самом высоком уровне, и российским регионам рекомендовали присмотреться к новому опыту, взять на заметку.

В этом же ряду платформа обратной связи (ПОС) – детище Минцифры. Пилот по ее внедрению начался в 2019 г. Платформа состоит из четырех основных компонентов: обращения граждан, опросы и голосования по инициативам органов власти и местного самоуправления, инциденты в социальных сетях, подразумевающие поиск проблемных сообщений и реагирование на них органами власти, а также госпаблики, которые предполагают централизованное управление аккаунтами в соцсетях и мессенджерах с возможностью модерации и построения контент-плана, сообщается на портале министерства. Основная цель платформы – быстрое решение актуальных проблем граждан. ПОС позволит получать объективную информацию об актуальных проблемах и принимать необходимые меры, обеспечивая единый стандарт подачи обращений граждан в органы власти и организации. Создается платформа в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление».

 

Во главе угла – интеграция

Перечисленные направления – одинаково архиважные. При этом даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы заметить дублирование задач и усилий, прилагаемых для создания безопасной среды жизнедеятельности на территории любого российского региона. Список платформ, технологий, оборудования и решений, предлагаемых для решения задач безопасности, сегодня настолько внушительный, что такое их разнообразие при свободе выбора и отсутствии финансового обеспечения грозит превратиться из преимущества в недостаток.

На это периодически указывают представители регионов, отвечающие за цифровую трансформацию своих территорий. Они бы и рады оказаться в верхних строчках рейтинга цифровой зрелости, который ведет Минцифры, или рейтинга IQ городов, предложенного Минстроем, но как выбрать приоритетные направления приложения усилий, чтобы разумно расходовать средства и обеспечить достижение результата на практике?

Нехватка средств подталкивает региональных руководителей (с них спросят за цифровизацию, понизят KPI или строчку в рейтинге) к выбору половинчатых решений. На форуме «Защита и безопасность умного города» эксперты справедливо указывали на необходимость применения интеграционного подхода к решению задач безопасности в условиях цифровизации. Оживленный характер дискуссии на эту тему был подогрет информацией о подготовке проекта федерального закона о безопасном городе.

Ожидается, что документ задаст цели и внесет ясность в алгоритм создания АПК «Безопасный город», указав на ценность информационной модели. Результативность ее применения во многом будет зависеть от определения целей и задач отраслевых пользователей, строго очерченных требований к составу информации, прописанных наборов прав и обязанностей участников информационного обмена. На этапе создания АПК следует позаботиться о том, чтобы избежать возможных проблем при последующей эксплуатации комплексной системы.

Зигзагообразный маршрут, которым до сих пор идет работа над созданием безопасных и умных городов, заставляет задуматься о том, как соотносятся эти понятия, где точки пересечения их функциональности. На одной из последних конференций по созданию ситуационных центров эксперты долго выясняли сходства и различия этих объектов и центров управления регионом.

Инициативы федерального уровня, которые возникают одна за другой (без должной их проработки) становятся причиной лоскутной цифровизации. На условиях софинансирования в рамках нацпроектов средства выделяются на реализацию очередного начинания, правда, их достаточно лишь на пилотные проекты, участки или ограниченное количество модулей системы (транспортной, мониторинга, умного города и т. д.). Регионы не хотят упускать финансовые ресурсы. А освоив их, губернаторы рапортуют о решении тактической задачи, которой явно недостаточно для формирования будущей экосистемы.

На мой взгляд, разговор на тему создания экосистем в сфере безопасности или управления, особенно в масштабах страны, следует начинать с обсуждения интеграционной составляющей, гарантирующей сбор и перераспределение данных. На это же указывали участники упомянутого форума. Строящаяся система должна быть масштабируемой за счет расширения новых микросервисов. И это возможно, если ее созданию предшествовала разработка стратегии, согласованной различными ведомствами. Банально, но очевидная истина не перестает быть таковой, сколько бы о ней ни вспоминали, пусть и в контексте сверхактуального разговора на тему безопасности в цифровом мире.

На примере анализа данных, собираемых в рамках АПК «Безопасный город», эксперты делают вывод о том, что и по составу, и по объему этих данных достаточно для того, чтобы АПК рассматривать в качестве универсальной платформы для создания города будущего. Остается лишь наложить этот инструмент на согласованную стратегию.

 

https://www.connect-wit.ru/

Поделиться:
Спецпроект

Компания iFellow объявила о переходе на российскую платформу CommuniGate Pro

Подробнее
Спецпроект

У общественного транспорта Ярославской области появилось мобильное приложение

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку