Телемедицина на базе «умных» очков. ИТ-решение ЛАНМЕД для удаленного мониторинга в больницах России

9 октября 2020 года состоялся онлайн круглый стол, в ходе которого было представлено ИТ-решение для бизнеса «ЛАНМЕД» – совместный проект компаний Cisco и «ЛАНИТ-Интеграция». Эта телемедицинская система на базе «умных» очков позволяет обеспечить удаленное присутствие экспертов в «красных» зонах медицинских учреждений и открывает перед работниками медицинских организаций уникальные возможности для борьбы с пандемией COVID-19.

В ходе виртуальной встречи докладчики рассказали о предложениях Cisco, о новых уникальных технических особенностях решения «ЛАНМЕД» и поделились первым практическим опытом его использования в больницах России, перепрофилированных для госпитализации пациентов с коронавирусной инфекцией: ФГБУ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна, ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» и ФГАУ «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава России.

Дмитрий Шустер, директор по цифровым архитектурам Cisco

Модератором данного мероприятия выступил Дмитрий Лесков, руководитель по PR и коммуникациям компании Cisco в России и СНГ. Он представил участников круглого стола, рассказал о регламенте и предоставил слово Дмитрию Шустеру.

 

Цифровая трансформация и решения для бизнеса во время борьбы с пандемией

Дмитрий Шустер, директор по цифровым архитектурам Cisco, отметил, что Cisco работает в направлении цифровой трансформации уже более пяти лет: по миру реализованы сотни проектов в десятках стран. Естественно, за это время компанией был накоплен огромный опыт, который Cisco активно использует в новых проектах и делится своими знаниями с заказчиками, как с государственными, так и с коммерческими, идущими сегодня по пути цифровизации: «Работа, которую мы ведем, заключается не столько в позиционировании продуктов и решений Cisco для реализации цифровых проектов, что было бы естественно ожидать от коммерческой компании, – основной фокус мы делаем на интеграцию наших локальных партнеров и локальных разработчиков в нашу экосистему, чтобы за счет этого, с одной стороны, наши решения становились более полными, качественными и удобными для заказчика, с другой стороны, чтобы локальные решения могли быть масштабированы за пределами той или иной страны».

Например, существует такая программа, как Cisco SolutionsPlus, которая позволяет Cisco включать в свой пресс-лист продукты и решения (конечно, предварительно прошедшие соответствующий отбор) от других компаний, которые входят в экосистему Cisco.

Что же касается КОВИД-19, то, помимо ощущаемого всеми негатива, связанного с необходимостью госпитализации пациентов в больницу, нельзя не отметить, что эта же эпидемия дала сильнейший импульс для ускорения цифровизации компаний по всему миру, и Россия тут не является исключением из общего правила: «Все мы оказались в новой реальности – с фокусом на удаленку».

Телемедицина для борьбы с вирусом COVID-19 в российских больницах

Больницы для лечения COVID-19 также столкнулись с необходимостью налаживания форм удаленной работы, причем, речь в данном случае идет об удаленных формах работы внутри самих больниц и клиник: чем меньше перемещений между «красными» и пр. зонами, тем меньше вероятность распространения заражения: «Соответственно, им необходимо обеспечить нормальное взаимодействие, коммуникации между врачами, которые находятся по разные стороны барьера, отгораживающего чистую зону от зараженной территории».

Борьба с вирусом продолжается – в этой связи, по всему миру множество настольных систем, которые использовались для работы в офисах до пандемии, Cisco безвозмездно передала медицинским учреждениям, чтобы им легче было обеспечивать видеоконференцсвязь. Таким образом оборудование Cisco оказалось в нужное время в нужном месте.

Надежная сетевая платформа во время COVID-19

Дмитрий Шустер также напомнил, что цифровизация – это не только удаленная работа, удаленный мониторинг и взаимодействие, это еще и сетевые решения, используемые для обеспечения этого самого взаимодействия, а также механизмы обеспечения защиты передаваемых данных. С начала пандемии Cisco прикладывает максимум усилий, чтобы помочь своим заказчикам в деле обеспечения надежной сетевой платформы для стабильной работы бизнес-процессов, для скорейшего внедрения цифровых технологий.

Бесплатное и безвозмездное оснащение больниц в период коронавируса

Что касается работы в сфере медицины, то Cisco бесплатно оснастила несколько десятков больниц по всей России маршрутизаторами, коммутаторами и точками доступа, понимая, что от надежности работы их инфраструктуры зависят жизни людей. При этом основная помощь со стороны Cisco в России была направлена на региональные больницы – в Башкирии, в Тюменской области и т.д.

Совместный проект цифровой трансформации компаний Cisco и «ЛАНИТ-Интеграция» – это удачный пример такой синергии: инновационное ИТ-решение с сетевыми инструментами Cisco безвозмездно передано трем московским больницам. Таким образом, Cisco помогла здесь и партнеру, который, собственно, разработал данное решение, и конкретным больницам, которые получили возможности для быстрой и качественной реализации медицинских сервисов.

Слаженная работа Cisco и ЛАНИТ-Интеграция

Яна Лобанова, менеджер по работе с заказчиками Cisco

Яна Лобанова, менеджер по работе с заказчиками Cisco, поблагодарила компанию «ЛАНИТ-Интеграция» за слаженную оперативную работу замечательной команды: «У нас всегда особое отношение к партнерской сети – Cisco всегда открыта к совместным проектам, особенно, когда они так явно меняют жизнь людей к лучшему». Яна Лобанова также поблагодарила заказчиков – ФГБУ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна, «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» и «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава России, которые, несмотря на множество негативных вешних обстоятельств, оказались открыты к инновациям и к внедрению новых ИТ-решений.

 

ИТ-решение для удаленной координации

Ростислав Планкин, директор по развитию сектора VR/AR, «ЛАНИТ-Интеграция»

Ростислав Планкин, директор по развитию сектора VR/AR, «ЛАНИТ-Интеграция», рассказал о комплексе для удаленной координации действий медицинского персонала.

ИТ-решение состоит из двух частей: аппаратная часть – это смарт-очки SmartClass с камерой, экраном и голосовым управлением; приложение для очков (веб-клиент). Так, на экране удаленного компьютера эксперт имеет возможность вдеть все то, что видит в данный момент времени медицинский сотрудник, носящий цифровые очки. То есть, он может удаленно делать подсказки, координировать его действия.

Как отметил Ростислав Планкин, «ЛАНИТ-Интеграция» уже около двух лет активно работает по этой же тематика с промышленными предприятиями, на которых инженеры с помощью цифровых очков могут эффективнее работать с дорогостоящим оборудованием. Кстати, и сами очки SmartClass также являются весьма достаточно дорогим инструментом – их стоимость по сегодняшнему курсу доллара составляет порядка 150 тыс. руб.

Новая точка зрения на ИТ-решения для удаленных консультаций

С марта 2020 многие промышленные проекты притормозились, и «ЛАНИТ-Интеграция» смогла посмотреть с новой точки зрения на возможности применения своих ИТ-решений. Пилот в «Коммунарке» показал, что врачам насущно необходимы ИТ-решения, которые могли бы позволить минимизировать иск заражения, чтобы они могли меньше посещать «красную» зону, делать удаленные обходы пациентов, даже находясь физически дома.

Сам процесс выглядит следующим образом: специалист входит в «грязную зону» и подключает устройство SmartClass, голосовое управление обеспечивает ему полную свободу рук во время процедур; происходит автоматическое установление контакта с удаленным экспертом – возникает двухсторонняя связь голос/видео; удаленный эксперт, используя удобное для него решение (Web, Mobile), оказывает консультацию и получает видео-картинку с очков SmartGlass; возможна отправка файлов и фото материалов для специалиста с очками SmartGlass; есть возможность подключения до 6 дополнительных удаленных специалистов к трансляции с устройства SmartGlass.

ЛАНМЕД поможет развить дистанционную медицинскую помощь

В настоящее время «ЛАНИТ-Интеграция» продолжает развивать свое ИТ-решение, продумывая возможности его применения не только для борьбы с Covid-19, но и в области классической «мирной медицины» – это хирургия и дежурная служба, скорая помощь, удаленные консилиумы, научная работа, больницы, клиническая патология, медицина катастроф, лабораторная медицина. Есть определенные планы и по доработке аппаратной и программной части ИТ-решения. В частности, врачам необходимы модули, которые позволят им выполнять какие-то пошаговые процедуры – чек-листы для проведения типовых процедур. Прорабатывается также и возможность создания базы обучающих материалов для быстрого информирования врачей и сотрудников. Планируется также добавление специального модуля «дополненной реальности» для упрощения работы со сложным оборудованием. Наконец, новая система контроля действий специалистов предусматривает возможность фото и видео-фиксации действий сотрудников.

Внедрение цифровой технологии «умные очки» в операционных

Илья Колышев, руководитель Центра новых хирургических технологий ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России

Илья Колышев, руководитель Центра новых хирургических технологий ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, будучи главным бенефициаром представленного ИТ-решения, рассказал о типовых способах использования устройства SmartClass, о дистанционной медицинской помощи.

Он отметил, что в работе хирурга-трансплантолога часто возникают ситуации, когда он лично не может находиться возле хирургического стола, на котором проходит операция: «Инструмент, который был нам предложен, помог решить эту проблему – мой ассистент с умными очками, работающий в операционной, может в любую минуту связаться со мной или другим ведущим хирургом больницы и показать конкретную ситуацию, которая в данные момент сложилась на операционном столе. Мы можем подсказать ему что делать дальше – остановиться и подождать нас, более квалифицированных хирургов, указать, в каком направлении ему можно двигаться самостоятельно и т.д.».

Второй момент, к сожалению, наша клиника, как и большинство российских медицинских учреждений, не располагает так называемыми интегрированными операционными. Речь тут идет о технологиях, используемых внутри операционной – все системы информации о пациенте, аудио, видео, освещение и медицинское оборудование, функционально связаны, что позволяет хирургу управлять всеми этими устройствами с одного сенсорного экрана. Интеграция всех аспектов управления в операционной через простой пользовательский интерфейс с быстрым доступом к управлению таким оборудованием, как например хирургические светильники и инсуффляторы, помогает стандартизировать рабочий процесс и обеспечить больше ухода за пациентами во время операции.

Так вот, решение с умными очками, которое нам предложили, позволяет мне в какой-то степени осуществить идею интегрированной операционной в стандартных условиях, поскольку на экран очков мне в режиме реального времени могут предоставлять нужную диагностическую информацию о пациенте, лежащем на операционном столе.

Телемедицинская система для самых отдаленных районов страны

Данное ИТ-решение позволяет нам на практике осуществлять телемедицину: хирурги, находящиеся в каком-нибудь отдаленном уголке нашей страны, могут предоставлять мне детализированную картинку происходящего и задавать вопросы непосредственно во время проведения операции. Собственно, изначально для этого, для удаленных консультаций, для телеприсутствия, и придумывались методы телемедицинской практики.

На медицинский центр также занимается выездами на чрезвычайные ситуации: понятно, что на место ЧП никогда не вывозят всех ведущих хирургов больницы в полном составе, но с помощью умных очков, доктора, находящиеся «в поле», могут связаться с нами и получить все необходимые им консультации в режиме реального времени. Это, кстати, позволяет нам более эффективно расходовать ка человеческие, так и материальные ресурсы нашего медицинского центра.

Наконец, эти умные очки позволяют мне, как администратору, руководителю центра, осуществлять более точный, качественный административный контроль.

Медицинские организации на удаленке за рубежом

Илья Колышев также рассказал о том, что в США и Германии сравнительно недавно были запущены пилотные проекты так называемых «удаленных клиник», где работает лишь минимальные постоянный состав медиков, а более квалифицированные специалисты наблюдают за состоянием пациентов удаленно. Это позволяет существенно экономить медицинские ресурсы, которых, как показала ситуация с Covid, всегда не хватает. Как полагает Илья Колышев, это вполне разумная практика, которая возможна и в России.

Новые горизонты digital transformation в медицине

Как видим, достаточно простая, с точки зрения ИТ, технология открыла перед нашими российскими медиками новые горизонты, позволила им простыми средствами решать достаточно сложные задачи и спасать жизни людей. А главное, эти решения останутся в наших больницах и после окончания пандемии, так как Cisco и «ЛАНИТ-Интеграция» передали все свое оборудование в безвозмездное пользование. Такие решения упростят дальнейшую digital transformation наших медицинских учреждений.

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку