Телевизоры сверхвысокой четкости: текущая ситуация и перспективы

Юрий Леонов, директор департамента аудио- и видеотехники компании Samsung Electronics в России

 Ожидается, что уже к 2018 г. спрос на телевизоры с разрешением 4К достигнет 68,4 млн единиц, что на 350% больше показателей 2014 г.

 Первые UHD-телевизоры с разрешением 3840×2160 пикселей появились на рынке в 2013 г., и эта новинка сразу же получила высокую оценку потребителей. По данным аналитической компании Futuresource Consulting, если в 2013 г. доля телевизоров 4К составляла 1%, то к концу 2014-го она достигнет уже 5%.

Сейчас крупнейшим рынком UHD-телевизоров является Китай. На сегодняшний день здесь продается 84% 4К телевизоров. Рынок Европы тоже показывает очень высокую динамику. Аналитики Futuresource Consulting прогнозируют небольшое замедление спроса в Китае в ближайшие годы, что будет стимулировать китайские компании к расширению экспансии на западные рынки. В России продажи телевизоров формата 4K составляют менее 1% всего объема продаж ТВ-устройств. Однако развитие нового сегмента в стране также происходит весьма активно: за шесть месяцев 2014 г. доля UHD-телевизоров на нашем рынке увеличилась почти в 2,5 раза.

Трудности в продвижении UHD-телевизоров

Рекламный слоган «четырехкратное преимущество над Full HD» действительно отражает преимущества UHD-формата – это отмечают сами пользователи новой технологии. Высокое разрешение телевизора обеспечивает бóльшую детализацию изображения и превосходную разборчивость текста. Изображение на экране телевизора формата 4K призвано удивлять глубиной, яркостью цветов и четкостью деталей.

Но не все было так же четко и гладко для производителей новой технологии – на пути становления нового формата им пришлось преодолеть ряд трудностей. Сначала они столкнулись с препятствием, заключающимся в интерфейсе. Первое поколение UHD-телевизоров поголовно использовало интерфейс HDMI версии 1.4, который был способен передавать максимальный видеосигнал 3840×2160 p (UHD) лишь при 30-кадровой развертке. Этого показателя было вполне достаточно новому поколению техники, но стало катастрофически не хватать для первых спутниковых трансляций спортивных соревнований в формате 4K, которые имели частоту 50 Гц.

В сентябре 2013 г. вышел стандарт HDMI 2.0, который позволил поддерживать разрешение 4K со скоростью 60 кадров в секунду. Производители по-разному пережили эту трансформацию стандарта (так, компания Samsung снабдила все телевизоры формата 4K внешним интерфейсным модулем, который подключается к телевизору через собственный кабель).

Вторым препятствием для развития формата 4K стал алгоритм для компрессии UHD-видеопотока. Каждый производитель стремился использовать собственный алгоритм. Это создавало серьезные трудности как для контент-провайдеров, так и для потребителей, которые были существенно ограничены в доступе к видео с разрешением 4K.

В начале 2014 г. ситуация изменилась кардинальным образом: на рынке появился индустриальный стандарт компрессии HEVC. Это событие существенно упростило жизнь и производителям телевизоров, и создателям контента. Эксперты уверены, что уже в 2014 г. произойдет лавинообразный рост видеопродукта формата 4K в интернет-кинотеатрах, на телевидении и на жестких носителях.

Третьим барьером для развития рынка UHD-телевизоров стала цена. По словам ведущего аналитика IHS Линды Лин, с тех пор как UHD-панели впервые были представлены миру, спрос на такие устройства рос довольно медленно – в первую очередь из-за их сравнительной дороговизны. «Но по мере того, как технология становилась более распространенной, а маркетинг со стороны производителей UHD-панелей все более агрессивным, ситуация стала меняться», – заявила она.

В отчете IHS отмечается, что максимальным спросом у потребителей сегодня пользуются панели UHD с диагональю 40, 42, 48, 49, 50, 55 и 60 дюймов.

Согласно прогнозам компании Morgan Stanley, в 2015 г. UHD-телевизоры будут составлять 25% общего объема продаваемых плоскопанельных ТВ-устройств, а к 2016 г. их доля на мировом рынке достигнет уже 40%. При этом средняя цена на телевизоры с разрешением 3840×2160 пикселей упадет в два раза по сравнению с показателями 2014 г.

Одной из проблем продвижения на рынке формата UHD TV является недостаток UHD-контента, однако эта проблема сильно преувеличивается скептиками. Индустрия UHD-контента уже вышла на уверенный уровень и продолжит развиваться в соответствии требованиями рынка – речь идет в первую очередь о выпуске киноновинок. Ведущие голливудские компании, такие как FOX и Paramount Pictures, уже поставили на поток производство художественных и документальных фильмов в UHD-формате. Компании-производители постоянно работают над пополнением списка партнеров, чтобы сделать возможности UHD-экосистемы максимально широкими и доступными. Сейчас в ряде стран активно ведутся переговоры с кабельными операторами по оказанию содействия UHD-вещанию, а также проводятся соответствующие тесты.

Перспективы развития UHD

Большинство экспертов сходятся во мнении, что ближайшие пять лет станут эрой стандарта UHD. По мнению аналитиков IHS, спрос на телевизоры с разрешением 4К достигнет 68,4 млн единиц к 2018 г., что на 350% больше показателей 2014 г. Следующий революционный этап на рынке телевизоров эксперты ожидают к 2020 г. Они полагают, что к тому времени потребитель созреет для UHD-стандарта формата 8K (7680×4320 пикселей, или 33,2 мегапикселя), и начнется массовый переход на телевизоры нового поколения. Разрешающая способность этого стандарта считается сопоставимой с кинопленкой формата IMAX 15/70.

Однако развитие рынка телевизоров будет происходить за счет не только перехода на новый более емкий стандарт, но и внедрения инновационных решений в производство. К примеру, после почти двух десятилетий господства плоскоэкранных моделей телевизоров у них появились серьезные конкуренты в виде моделей с вогнутой плоскостью экрана.

Стоит добавить, что в США и Германии были проведены исследования восприятия инновационного телевизора покупателями: после ознакомления с концепцией UHD-телевизора с изогнутым экраном его готовы были купить 66 и 73% опрошенных соответственно. После непосредственного просмотра готовность людей приобрести такой телевизор увеличилась: процент желающих достиг 83 и 79%. При этом потребители были осведомлены, что изогнутый телевизор стоит дороже плоского приблизительно на 20%. Таким образом, люди готовы были доплатить за то, чтобы купить именно изогнутый ТВ, гарантирующий наивысшее качество изображения и эффект присутствия.

Согласно прогнозу аналитической компании DisplaySearch, продажи моделей с изогнутым экраном достигнут почти 800 тыс. в 2014 г. Ожидается, что к концу 2017 г. будет реализовываться более 6 млн таких телевизоров.

За сравнительно небольшое время UHD-телевизоры прошли путь от новинки до системообразующего тренда рынка. Сегодня они пользуются огромной популярностью среди потребителей, а спрос на продукцию возрастает в геометрической прогрессии. Однако эксперты выделяют ряд факторов, которые могут оказывать сдерживающее влияние на развитие рынка телевизоров формата 4К. Помимо стоимости самих панелей к ним относятся база доступного видео в формате UHD и разветвленность средств доставки контента. Принятие единого отраслевого стандарта компрессии сигнала HEVC должно снять большинство из этих сложностей с повестки дня.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку