Три ИТ-преимущества человека за партой

Экзаменационная пора – в разгаре. Студенты и без пяти минут выпускники школ, лицеев, гимназий живут в эти дни от экзамена к экзамену с той лишь разницей, что первые – в предвкушении каникул, а большинство одиннадцатиклассников – в ожидании нового для себя статуса абитуриента. Для недавних школьников есть хорошие новости.

 

Онлайн-поступление

Правительство РФ расширило возможности сервиса «Поступление в вуз онлайн». В этом году в России увеличится количество выпускников школ, которые смогут подать документы на поступление в высшие учебные заведения через портал госуслуг. Соответствующее постановление подписал премьер-министр. Стоит напомнить, что прежде сервисом пользовались только поступающие на бюджетные места. А в этом году он будет доступен и для абитуриентов, которые интересуются платными отделениями, целевыми и льготными местами в рамках бюджетного направления.

Другая дополнительная возможность сервиса – система обновления конкурсных списков. Разработчики обещают, что информация о поступлении будет доступна в личном кабинете абитуриента сразу после решения приемной комиссии. Выигрыш во времени важен для выпускников, которые подают заявления одновременно на несколько специальностей. Эта своего рода ложка, которая дорога к обеду, позволит молодым людям отслеживать конкурсную ситуацию в режиме реального времени и оперативно принимать решение.

Предложенные нововведения не отменяют для абитуриентов-2022 возможности подать документы классическим способом – направить в вуз почтой или принести лично.

 

Цифровой контент

Еще одна новость в сфере образования связана с цифровым образовательным контентом. В последней декаде мая начался отбор поставщиков, которые готовы бесплатно предоставить обучающий контент для федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Минцифры реализует несколько образовательных проектов для школьников и студентов. Предоставление цифрового контента – один из них. Проект рассчитан на школьников и студентов колледжей и техникумов, педагогов, которые регистрируются на платформе (https://educont.ru/), чтобы рекомендовать ученикам контент к изучению, сообщили в министерстве.

Стартовал дополнительный отбор образовательных провайдеров, которые выразили желание бесплатно предоставить контент для школьников и студентов средних профессиональных учреждений. Это нестандартная практика работы министерства с образовательными провайдерами, услуги которых обычно оплачиваются из бюджета.

Сейчас на платформе в каталоге цифрового образовательного контента доступно более 900 онлайн-курсов по различным предметам (алгебре, биологии, иностранным языкам, физике и т. д.). Материалы представлены на таких образовательных площадках, как Просвещение, Учи.ру, Фоксфорд, ЯКласс, Globallab, IBLS, iSmart, 1С: Урок, Мобильное электронное образование, Новый диск, Новая Школа, Облако знаний, Native Class, Stratum. Анонсировано, что в скором времени этот перечень пополнится ресурсом СберКласс.

Система контроля

Доступ к контенту – не единственное условие успешного обучения. Важнейшим элементом является контроль за полученными и усвоенными знаниями. Здесь на помощь также приходят ИТ-технологии, которые применяются для оборудования классов и аудиторий прокторинга (от англ. proctor – наблюдатель).

Один из таких классов открылся на днях в главном корпусе Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ) им. К.Г. Разумовского. В классе прокторинга за студентами на экзамене будет наблюдать не педагог, а технологичная камера с искусственным интеллектом. Помещение представляет собой компьютерный класс, оснащенный системой идентификации и возможностью контроля за сдачей экзамена в дистанционной форме. Благодаря технологиям исключаются возможности подменить студента, сдать экзамен за сверстника либо списать, подсмотреть в шпаргалку, воспользоваться запрещенной консультацией. Установленное оборудование позволяет оптимизировать образовательный процесс.

Известно, что система прокторинга все шире используется в корпорациях, где развивается направление корпоративного университета. Специалисты проходят курсы, по окончании которых сдают экзамены. Такая система дисциплинирует, дает возможность объективно контролировать полученные знания. Ее можно использовать для онлайн-обучения, аттестации или тестирования сотрудников.

В МГУТУ для оборудования компьютерного класса с возможностью наблюдения и контроля за дистанционным экзаменом или тестированием выбрали технологию на основе компьютерного зрения, разработанную отечественными компаниями VisionLabs и Examus. Специалисты рассказали о механизме автоматической идентификации. Студент создает учетную запись в системе для онлайн-сдачи экзаменов LUNA EXAM, где вводит свой e-mail, загружает скан паспорта и фотографируется на веб-камеру. Система считывает паспортные данные и сравнивает сделанное только что фото с изображением в паспорте. Если они совпадают – регистрация прошла успешно.

Благодаря такому подходу максимально упрощается идентификация при сдаче экзамена: достаточно ввести свою почту и посмотреть в веб-камеру, чтобы система автоматически сравнила лицо в кадре с фотографией студента из имеющейся базы. Верификация осуществляется на протяжении всего экзамена. Разработчики утверждают, что обмануть систему не получится. Стоит попытаться показать программе чужое фото или поменять человека в кадре, доступ тут же блокируется.

Режимы прокторинга

Преобразования, стимулом к которым послужила в том числе пандемия, заставили образовательные учреждения переходить на онлайн-обучение. При этом встал вопрос – как организовать экзаменационные испытания? Выбор для этой цели систем прокторинга эксперты объясняют тем, что специальное программное обеспечение позволяет обеспечить дистанционное наблюдение, протоколирование и оценивание поведения абитуриентов, выпускников, участников тестирования и т. д.

В настоящее время системы могут работать в нескольких режимах. Асинхронный прокторинг предусматривает, что идентификация личности, процедура ведения экзамена обеспечивается программным инструментом с использованием технологий искусственного интеллекта. Всевозможные отклонения в поведении тех, кто сдает экзамен (например, отсутствие студента в кадре, появление постороннего лица, разговор и т. п.) фиксируются автоматически. По окончании экзамена сохраняется видео, которое просматривается человеком.

Вариант синхронного прокторинга предполагает, что за действиями испытуемого следит не только искусственный интеллект, но и человек, выступающий в роли проктора. Полностью автоматический режим прокторинга напоминает асинхронный, с той лишь разницей, что результаты предоставляются в форме отчета, впоследствии посмотреть видео невозможно.

По мере распространения систем прокторинга для подбора и тестирования персонала, онлайн-обучения, аттестации становятся все более очевидными их бесспорные преимущества: объективность оценок, исключение всевозможных манипуляций. В то же время технические сбои, как и недостатки доступных на рынке отечественных систем (высокие требования к освещению аудитории, некорректность отображаемых заданий, отведенные в сторону от монитора глаза испытуемого зачастую расцениваются как нарушение) заставляют особенно внимательно подходить к их выбору.

Получение знаний остается нелегким трудом, а экзамены все так же напоминают собой лотерею с элементами везения. И все же благодаря ИТ-технологиям у современных учеников появляется все больше преимуществ, недоступных предыдущим поколениям их сверстников. Если судить по новостной повестке последних дней, то таких преимуществ как минимум три. Первое – возможность воспользоваться онлайн-сервисом, чтобы попробовать свои силы и поступить в любой вуз, не обращая внимания на его территориальную удаленность. Второе – онлайн-курсы с цифровым контентом. И третье – объективная оценка знаний с помощью системы прокторинга.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку