Цели и задачи ситцентра в образовательном процессе

Николай Демидов, д. т. н., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Ирина Демидова, к. э. н., Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Инновационный характер экономического развития и необходимость поддержания конкурентоспособности на рынке труда требуют постоянного повышения уровня знаний, творческой переработки подходов и методов формирования системы бизнес-образования с учетом опыта и хозяйственной практики. В связи с этим необходимо повышать качество профессиональной подготовки специалистов на основе современных информационных технологий, которые формируют креативное и инновационное мышление и способствуют развитию лидерского потенциала и стратегического видения.

Для достижения указанных целей нужны новые образовательные технологии, ориентированные на активные методы обучения. Основой программ обучения становятся «ситуационные кейсы», компьютерные симуляторы, деловые игры, ориентированные на достижение слушателями практически значимых результатов в ходе и по окончании образовательной программы. Технологии образовательных программ должны быть направлены не только на стандартный набор лекций и количество часов занятий, но и на овладение слушателями определенными практическими компетенциями. С учетом этого для повышения качества образования требуется следующее:

  • широкое внедрение в практику преподавания наиболее совершенных интерактивных методов («кейсов», компьютерного моделирования, тренажеров, тренингов, «мозговых штурмов», ролевых игр и др.);
  • массовое обучение преподавателей применению современных образовательных технологий;
  • создание единой библиотеки электронных образовательных ресурсов, обеспечение широкого доступа к этим ресурсам, в том числе дистанционного, для всех участников образовательного процесса;
  • разработка современных учебно-методических комплексов с использованием информационных технологий, учитывающих психологию и особенности образования взрослой управленческой аудитории;
  • формирование портфеля управленческих ситуаций («кейсов») по основным проблемам управления на основе российской практики.

Для решения указанных задач все более широкое применение находят учебные ситуационные центры (СЦ). Специфика функционирования СЦ позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы, проводить комплексный анализ проблем, вырабатывать адекватные управленческие решения по их устранению [1].

В нашей стране и за рубежом накоплен значительный опыт создания и эксплуатации ситуационных центров, оснащенных современной вычислительной техникой, принципиально новыми технологиями обработки информации и средствами телекоммуникаций. Сегодня насчитываются сотни ситуационных центров, и число их продолжает увеличиваться. Новые возможности, которые обеспечивают ситуационные центры, основаны на слиянии технологий передачи информации и ее обработки в реальном времени, методов анализа и оценки ситуаций, а также организации коллективной работы слушателей непосредственно в процессе решения задач.

Ситуационный центр – это наукоемкий комплекс программно-технических средств обработки и отображения информации, информационно-аналитических систем и информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, технических и программных средств обеспечения требуемого уровня информационной безопасности, а также специально подготовленного персонала. Целесообразность использования СЦ в образовательном процессе определяется следующими их технологическими возможностями:

  • создание интегрированной системы информационно-аналитической и методической поддержки преподавателей в процессе обучения;
  • организация взаимодействия со слушателями в процессе коллективного обсуждения проблемы посредством новых форм и методов представления информации, обеспечивающих прозрачность и наглядность принимаемых решений;
  • обеспечение комплексного использования методов и инструментов планирования, контроля, подготовки и принятия решений в процессе оперативного анализа рассматриваемой ситуации.

Цель создания СЦ – повышение эффективности и качества учебного процесса на основе применения специальных методов обработки больших объемов информации, комплексного анализа решаемых проблем, а также оперативного построения и проигрывания сценариев их развития. Эту функцию выполняют системы подготовки и поддержки принятия решений (СППР), которые базируются на всем арсенале средств обработки информационных ресурсов, технологиях доступа к информационно-аналитическим системам (ИАС), инструментально-моделирующих средствах и методах визуализации.

Главная особенность СППР в СЦ состоит в творческом характере деятельности пользователей, их свободе в выборе информационных ресурсов на каждом этапе подготовки решений. Принципиальное отличие от традиционных систем – ориентация на конкретного пользователя, его знания, опыт, интуицию, систему ценностей при принятии решений, что обеспечивает решение даже слабо структурированных задач.

Информационной основой СЦ являются интегрированные информационно-аналитические системы (ИАС), обеспечивающие обработку получаемой из различных источников разнородной информации с применением современных методов и технологий.

Творческий характер деятельности слушателей в СЦ, обеспечение свободы в выборе средств решения задач обусловливают необходимость реализации принципа активного пользователя, который предполагает создание условий свободного выбора любых функций системы, а также специальных методик, стимулирующих творческую активность. Это создает условия для эффективного применения подхода «многоагентной системы» (МАС), который рассматривает решение одной задачи несколькими интеллектуальными подсистемами, в составе которых участвуют эксперты (слушатели) [2].

Специфика применения МАС состоит в декомпозиции задач, их разбиении на несколько подзадач, которые распределяются между агентами. Агенты являются частями единой системы и представляют собой процесс решения подзадачи одной общей задачи. Между такими агентами организуется взаимодействие, когда один агент может выработать запрос к другому на передачу некоторых данных или обмениваться знаниями с другими агентами. Решения задач в различных предметных областях логично представлять в виде совокупности агентов, в том числе слушателей, которые будут активными элементами СППР.

Следует отметить, что в процессе функционирования МАС СППР решается главная задача – снятие остроты противоречий и согласование целей разных групп, построение такой информационной модели анализируемой обстановки, которая сконцентрирует опыт и знания экспертов.

Функционирование МАС СППР на базе СЦ должно осуществляться на основе комплекса разноплановых процедур, методов и методик, реализующих в том числе:

  • экспертно-аналитические процедуры, базирующиеся на информационно-аналитических материалах;
  • синтез альтернативных решений проблемных ситуаций;
  • структуризацию проблем методом иерархий;
  • инструментарий теории самоорганизации сложных систем и теории катастроф;
  • методологию экспертных систем;
  • методы ситуационного управления и логического вывода;
  • аппарат математического программирования;
  • методы многомерного статистического анализа;
  • методы принятия решений в условиях неопределенности и риска;
  • событийные модели, а также методологию в обеспечении сбора и хранения данных, их оперативного анализа, оперативной обработки транзакций, управления документами и др.

Особо следует отметить, что важнейшим технологическим компонентом учебных СЦ является визуализация, которая представляет собой методики и инструменты перевода информации, знаний и данных в форму, удобную для восприятия. Главная задача средств визуализации заключается в отображении поступающей из различных источников разнородной информации для обеспечения наглядности, удобного и оперативного ее представления.

Инструментально-моделирующие средства СЦ охватывают практически все предметные области и используют современный математический аппарат. Состав математических моделей СЦ обеспечивает проведение анализа проблемной ситуации и различных аспектов ее развития применительно к широкому спектру предметных областей управленческой деятельности [3].

Для функционирования учебных ситуационных центров необходим комплекс межотраслевых межтерриториальных моделей, отражающих территориальные и отраслевые пропорции, модели макроэкономического анализа и прогноза, демографии, уровня жизни, инвестиций, внешнеэкономических связей, природопользования и управления федеральными и региональными программами и проектами.

Для решения учебных ситуационных задач наиболее востребованными являются:

  • модели оценки эффективности (экономической, финансовой, коммерческой, организационной и пр.) проектов различных проблемно-ориентированных областей;
  • модели целеполагания и синтеза деревьев целей в системе стратегического планирования, управления и контроля программами и проектами;
  • сетевые, имитационные модели реализации проектов, включая алгоритмы упреждающего контроля, прогнозирования, регулирования и оценки рисков.

Ключевыми факторами, обеспечивающими активное внедрение СЦ в преподавательскую деятельность, являются:

  • совершенствование учебных программ за счет включения в них слушателей для выработки навыков решения задач управления;
  • оптимизация принимаемых решений путем их оценки и моделирования ситуации в реальном масштабе времени;
  • повышение качества предварительного анализа информации и вырабатываемых решений благодаря применению современных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию результатов аналитической обработки с полиэкранной формой визуализации информации.

В настоящее время уже накоплен опыт создания и эксплуатации учебных ситуационных центров в ряде образовательных заведений. В МГИМО, МГЛУ, МГСУ и нескольких других высших учебных заведениях создаются мультимедийные аудитории, техническое оснащение которых позволило сформировать особую учебную аудиовизуальную среду, обеспечив возможности использовать во время занятий видеозаписи, ТВ-трансляции, информацию из баз данных и геоинформационных систем, проводить сеансы видеоконференцсвязи, поддерживать синхронный перевод и протоколирование хода обсуждения.

В 2004 г. одним из первых был сдан в эксплуатацию ситуационный центр Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (СЦ РАГС).

Ситуационный центр РАГС

Основными функциями СЦ РАГС являются проведение деловых игр по заказам органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих структур по проблемам, требующим применения интеллектуальных информационных технологий (ИТ), а также стендовая отработка интеллектуальных ИТ и создание прототипов рабочих технологий федеральных органов власти.

СЦ РАГС выполняет следующие функции:

  • поддержка ресурсами и средствами СЦ РАГС разнообразных активных форм проведения занятий со слушателями РАГС всех видов и форм обучения;
  • поддержка ресурсами и средствами СЦ РАГС научно-исследовательских и информационно-аналитических работ, проводимых в РАГС;
  • проведение деловых игр по заявкам органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих структур по проблемам, требующим применения интеллектуальных информационных технологий, в первую очередь по много- и междисциплинарным проблемам;
  • стендовая отработка интеллектуальных информационных технологий и создание прототипов рабочих технологий федеральных органов власти.

Важными задачами являются обучение персонала ситуационных центров использованию современных информационных, аналитических и программно-технических средств, поддержка ресурсами и средствами СЦ разнообразных активных форм проведения занятий со слушателями РАГС всех видов и форм обучения.

В заключение следует отметить, что построение учебных СЦ ориентировано на комплексное применение новых информационных технологий, повышение интеллектуализации обработки информации, внедрение современных технологий коллективной подготовки и принятия решений. Использование учебных СЦ обеспечит подготовку специалистов в области СППР, будет способствовать выработке новых форм обучения с учетом психологии восприятия мультимедийной информации и в результате повысит эффективность функционирования существующих СЦ в целом.

Литература

  1. Ильин Н.И., Демидов Н.Н., Новикова Е.В. Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития. М.: МедиаПресс, 2011.
  2. Демидов Н.Н., Байдин С.Я., Демидова И.Н. Многоагентные системы принятия решений на основе ситуационных центров: Материалы 17-й научно-практической конференции «Инжиниринг предприятий и управление знаниями», 24–25 апреля 2014 г. М.: Изд. МЭСИ.
  3. Демидов Н.Н., Новикова Е.В. Средства интеллектуального анализа и моделирования сложных процессов и систем в прикладных средах как ключевой инструмент ситуационного управления // Connect! Мир связи. 2012. № 3.
Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку