Центрам управления и мониторинга прогнозируют рост

Компании Accenture, Digital Leader и КРОК провели исследование «Центр управления и мониторинга: новые технологии». В нем участвовали более 250 респондентов из десяти отраслей, в том числе ИТ, энергетики, металлургии, банковской сферы, а также государственного сектора.

Один из выводов исследования состоит в том, что в 2021 г. рынок центров управления и мониторинга в России вырастет на 15%. Основанием для такого прогноза эксперты назвали запуск проектов, отложенных из-за пандемии.

ЦУМ – не магазин, а среда совместной работы

Центр управления и мониторинга – это среда совместной работы, обеспечивающая возможность обработки большого потока данных в реальном времени. ЦУМ призван повысить эффективность бизнеса, стать основной для принятия верных управленческих решений.

Объем российского рынка ЦУМ в 2020 г. составил 7,1 млрд рублей. В 2021-м прогнозируется рост на 15%, в дальнейшем также ожидается увеличение на 9% ежегодно. К 2030 г. рынок ЦУМ в России оценивается в 17,7 млрд руб.

Как показало исследование, 67% респондентов воспринимают ЦУМ как центр экспертизы с возможностью управления компанией в режиме реального времени и оперативного реагирования на изменения. Еще 38% участников исследования считают, что ЦУМ – это система для работы с историческими данными компании. 33% воспринимают центры управления как физическую среду совместной работы с множеством экранов или видеостеной.

Базовые функции ЦУМ


По словам руководителя направления Intelligent Cloud & Infrastructure Accenture в России Евгения Филатова, в РФ пока не сформирован единый подход к функционалу центров управления и мониторинга. «Набор базовых функций ЦУМ дополняется в зависимости от типа бизнеса и тесно связан с отраслевой спецификой», – говорит он.

В России ЦУМ наиболее востребованы в реальном секторе экономики. В «цифровых» отраслях (ИТ, банки, телеком) центры управления пока создают только крупные игроки, при этом их бизнес наиболее чувствителен к возможным сбоям в работе такого центра.

 

Стоимость технологий – не преграда

Гавный барьер в создании ЦУМ – нехватка качественных данных для мониторинга. Для его устранения, считают эксперты, компаниям предстоит инвестировать в Digital Platforms, IoT и Data Governance. Еще один барьер связан со сложностью организационных изменений, сопровождающих внедрение ЦУМ, а также низкой культурой цифровизации. При этом стоимость технологий преградой для создания ЦУМ не является. Респонденты объясняют это тем, что эффект от внедрения такого центра перевешивает затраты на его создание.

82% опрошенных полагают, что в условиях пандемии мобильность ЦУМ стала вектором развития для большинства предприятий.

 

Факторы роста

Главными факторами роста рынка ЦУМ в России, как и в мире, станут продолжающееся стремление компаний к повышению операционной эффективности, уровня автономности принятия решений без участия человека, а также все большее проникновение таких технологий, как интернет вещей (IoT), большие данные (Big Data), вычисления на конечных устройствах (Edge Computing) и машинное обучение. Кроме того, центры управления будут развиваться в отраслях, где до этого были мало представлены.

«Мы видим тренд на минимизацию, упрощение в представлении данных, а также объединение функционала. Системы дашбордов настраиваются так, чтобы один человек мог контролировать работу нескольких систем на предприятии», – подчеркивает Дмитрий Шабанов, руководитель направления мультимедийных систем ИТ-компании КРОК.

70% респондентов отмечают, что в долгосрочной перспективе снизится роль человека в работе ЦУМ, а 30% подтверждают, что этому будет способствовать развитие искусственного интеллекта. Еще один тренд – рост объема обрабатываемых данных и появление сквозного мониторинга, затрагивающего все возможные подпроцессы.

10% участников исследования уверены, что значительное влияние на ЦУМ будущего окажут цифровые двойники предприятия. Они дадут возможность симуляционного моделирования и использования новых инструментов. Например, уже сейчас созданы физико-химические модели, позволяющие имитировать сценарии и вырабатывать оптимальную технологию производства.

Комментарий эксперта Accenture для Connect

Редакция журнала Connect обратилась в компанию Accenture с просьбой разъяснить, как центр управления и мониторинга соотносится с такими структурными единицами, как ситуационный центр, диспетчерский центр, центр мониторинга. Мы поинтересовались также, учитывалось ли наличие перечисленных структур в ходе исследования, на этапе разработки методики его проведения?

В ответ на редакционный запрос руководитель направления Intelligent Cloud & Infrastructure Accenture в России Евгений Филатов ответил, что ЦУМ следует рассматривать как консолидацию и развитие этих трех сущностей, а также центров управления сетью, безопасностью. При проведении исследования наличие перечисленных структур, конечно, учитывалось. Можно сказать, что они считаются одним из начальных уровней развития ЦУМ.

Современный ЦУМ – это не только комната со множеством экранов и рабочих мест для операторов. В первую очередь это аналитическая система для обработки и визуализации данных. Пандемия COVID-19 значительно повлияла на восприятие пользовательского опыта, показала эффективность удаленного взаимодействия сотрудников и изменила подход к управлению организацией в целом. Этим объясняется то, что
всего лишь 33% респондентов воспринимают ЦУМ
как физическую среду со множеством экранов и личным взаимодействием.

В ЦУМ важна не конкретная функция, а их сочетание
и кумулятивный, синергетический эффект. 69–76% опрошенных выделяют аналитическую платформу, программную и аппаратную части, источники данных и средства визуализации в качестве ключевых элементов устройства ЦУМ.

Физическое пространство для ЦУМ становится все менее актуальным.
Мобильность и децентрализация интерфейса
при одновременной централизации данных – важный тренд развития центров управления и мониторинга.

После внедрения ЦУМ организации стремятся заместить внешних специалистов своими, что продиктовано соображениями информационной безопасности и необходимостью развития внутренней экспертной команды. В будущем роль центров управления и мониторинга в принятии управленческих решений возрастет. Такие решения станут ядром экосистемы организаций.

Мировой рынок решений для центров управления и мониторинга,
по оценкам Transparency Market Research, в 2020 г. достигнет
29,2 млрд долл., к 2030 г. объем рынка вырастет до 58,2 млрд долл. Среднегодовой темп роста составит около 7%.

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Win-win цифровизация «убьет» розницу и мегаполисы и создаст 13 млн. новых рабочих мест в российской «глубинке»

Подробнее

Светлана Архипкина: «Выиграет тот, кто раньше других оценит перспективы виртуальных сотрудников»

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку