Цифровая железная дорога требует денег

«Российские железные дороги» (РЖД) и ВЭБ.РФ заключили соглашение на 8,9 млрд рублей по программе льготного кредитования Минцифры РФ.

 

Программа льготного кредитования

Летом 2020 г. Минцифры запустило программу, в рамках которой компании могут получить льготные кредиты под 1–5% годовых на реализацию проектов цифровой трансформации, а министерство будет компенсировать банкам недополученные ими доходы на предоставление таких кредитов.

Минцифры компенсирует банкам 90% ключевой ставки Банка России. Компания может получить финансирование до 10 млрд рублей.

 

Куда пойдут деньги?

РЖД направят привлеченные у ВЭБ средства на проекты по организации перевозочного процесса, управлению инфраструктурой, созданию нового поколения автоматизированных рабочих мест.

Использование цифровых технологий позволит получать подробную информацию в режиме реального времени о перевозках, состоянии производственных объектов, автоматизировать операции и принимать управленческие решения на качественно новом уровне.

Проекты будут реализованы на основе российских цифровых решений, в частности, на базе отечественных микропроцессоров «Байкал» и «Эльбрус».

 

Комментарии чиновника, банкира и управленца

По словам замглавы Минцифры Максима Паршина, программа льготного кредитования, реализуемая Минцифры с крупнейшими российскими банками, направлена на поддержку внедрения отечественных цифровых решений в компаниях. Сегодня общая сумма кредитного портфеля составляет около 35 млрд рублей. Соглашение между ОАО «РЖД» и ВЭБ.РФ – одно из самых масштабных.

Цифровизацию в РЖД рассматривают как инструмент трансформации предприятия в современную и высокотехнологичную компанию. «С помощью «цифры» мы ищем способы, как сделать нашу работу более эффективной и одновременно становимся ближе к нашим клиентам – пассажирам и грузоотправителям», – отметил генеральный директор РЖД Олег Белозеров.

 

Председатель ВЭБ Игорь Шувалов считает, что «финансирование со стороны ВЭБ.РФ поддержит процесс масштабной цифровой трансформации РЖД, которая ускорит переход компании на «цифровую» железную дорогу для совершенствования системы управления пассажирскими и грузовыми перевозками, улучшения безопасности движения, обеспечения прозрачности затрат, повышения клиентоориентированности и производительности труда».

Финансовая ноша Минцифры

Начало цифровой трансформации в масштабах страны было положено утверждением национального проекта «Цифровая экономика», паспорт которого был утвержден в декабре 2018 г. Самым затратным в рамках нацпроекта является федеральный проект по информационной инфраструктуре, что предусматривает в первую очередь обеспечение доступа к широкополосному интернету.

Происходящая в мире цифровая трансформация потребует переосмысления роли государства и органов власти, заявляли в российском правительстве. Была сформирована основная схема мер поддержки: участие в капитале, субсидирование процентных ставок и гранты. В сеть институтов поддержки вошли Фонд содействия инновациям, РВК, VEB Ventures, «Роснано», Российский фонд развития информационных технологий, РФПИ и «Сколково». Прямое субсидирование как одну из мер поддержки закрепили за Минкомсвязи (сейчас Минцифры).

Деньги на цифру

Цифровая трансформация требует немалых средств. Но ключевой вопрос в том, как ими распорядиться. Если цифровизация проводится без стратегии, на отдельных участках, то на существенную выгоду рассчитывать не приходится.

Чтобы добиться эффекта, эксперты рекомендует провести аудит бизнес-процессов, разработать стратегию и составить дорожную карту, что позволит упорядочить лоскутные решения, привести их к единому интерфейсу или заменить другими адаптированными решениями.

По мере оцифровки бизнес-процессов появится возможность перевести производственные и технологические процессы, а также поддерживающие функции на единую ИТ-платформу.

Не менее важный вопрос, хватит ли средств, выделенных РЖД по программе льготного кредитования Минцифры РФ, для преодоления барьеров, которые неизбежно возникают на пути цифровой трансформации. Наиболее очевидные из них – многосистемность, закономерное отторжение инноваций большинством сотрудников, которые по вполне понятным причинам боятся изменений. В частности, несколько лет назад одна из компаний занималась автоматизацией одного из процессов в системе РЖД, который раньше обеспечивался ручным трудом. В прессу просочились информация о волне негатива со стороны персонала, которому показались неудобными упрощенные методы работы.

Новая реальность на фоне пандемии многое изменила в бизнес-среде, преобразования становятся неизбежными. Поэтому масштабное соглашение между РЖД и ВЭБ.РФ при участии Минцифры можно расценивать как «инвестиционную ложку», которая, как известно, дорога к обеду.

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку