Цифровые вызовы в HR-управлении

На онлайн-конференции, посвященной вопросам автоматизации HR-процессов и цифровизации управления, эксперты проанализировали тенденции развития сегмента HR-tech, представили новые технологии и комплексные решения для эффективного менеджмента. Встреча предшествовала конференции HR & ED Tech Summit 2023. Участники обсуждения выделили ключевую тенденцию: HR из формата бэк-офиса перемещается на передовую решения бизнес-задач. Катализатором стала пандемия, а дополнительный импульс такому развитию событий придало резкое изменение геополитической ситуации на фоне введения санкционных ограничений и массовой релокации кадров.

HR-tech объединяет сервисы для подбора персонала, оценки мотивации и эффективности сотрудников, а также для ведения документации. За последние полтора года HR-tech, как и другие отрасли, претерпел значительные изменения, отметила в своем выступлении руководитель Центра продуктовой трансформации Акселератора ФРИИ Елизавета Кондрашова. На отрасли управления персоналом не могли не сказаться новая геополитическая ситуация, санкционные ограничения и массовая релокация кадров. На этом фоне объявили об уходе с российского рынка зарубежные вендоры, решениями которых пользовались многие отечественные компании и предприятия.

Затем последовали вынужденный акцент на импортозамещении с его дилеммой заменить – нельзя оставить, потребность в разработке собственных продуктов. Фокус внимания HR-специалистов сменился с найма на удержание персонала (прежде всего «белых воротничков», цифровых специалистов – разработчиков, аналитиков, дата-сайентистов и т. п.). Высокими темпами продолжает расти популярность гиг-занятости. При такой системе трудовых отношений работников (преимущественно «синих воротничков», сменного персонала) приглашают не в штат, а на конкретный проект, чтобы в указанные сроки они выполнили поставленную задачу.

На передовой бизнес-задач

Доминирующая тенденция, по мнению эксперта, состоит в том, что от классической функции, формата бэк-офиса HR переходит на передовую решения бизнес-задач. В период пандемии именно HR-специалисты должны были обеспечить организацию процесса удаленной работы, формирование кросс-функциональных команд, удержание распределенных сотрудников, помощь в релокации и последующем их возращении в офис. Наметился тренд на применение в деятельности HR-подразделений продуктового подхода, основу которого составляют определение метрик, проверка гипотез, работа короткими циклами и «постоянное измерение пользы того, что делаем». Поэтому подскочил спрос на сервисы для HR, которые помогают автоматизировать процессы, организовать кросс-командную работу и т. д.

В выступлении на конференции была представлена выручка HR tech по сегментам, которые больше всего принесли денег и пользовались максимальной популярностью. Лидируют по объему выручки джоб-борды и сервисы поиска постоянных и временных сотрудников. Такого количества не только открытых вакансий, но и открытых резюме соискателей, например, на платформе hh.ru, не было лет пять-шесть. Специалисты активно ищут работу (как минимум открыты предложениям) в условиях масштабной ротации кадров. Еще пару лет назад многие ценили работу в перспективных стартапах, а сейчас предпочитают быть занятыми в крупной компании, корпорации, особенно когда на рынке высокий уровень неопределенности.

На втором месте по объему выручки – комплексные решения: системы автоматизации рекрутмента и т. д. В период больших потрясений на рынке HR-службам важно быстро обрабатывать резюме, контролировать время уникальных предложений, управлять такой метрикой, поскольку сильных кандидатов немного, а компаний, ищущих сотрудников, немало.

На третьей позиции – платформы оценки и управления жизненным циклом сотрудников. Далеко не все сотрудники вернулись в офисы, да и не все вернутся. Поэтому в цене сервисы, которые позволяют оценивать занятость, качество работы, обучать, проводить опросы.

Медленно прирастает рынок интеграции ПО, но с уходом SAP картина скорректируется, отмечают эксперты. Кадровый электронный документооборот (КЭДО) занимает небольшую долю рынка, но очень быстро растет.

Динамика роста

Общий тренд на автоматизацию процессов очевиден. На российском рынке стали появляться крупные игроки, предлагающие импортозамещающие решения в этой области. При этом сохраняется немало ниш для становления новых участников рынка.

За минувший год лидером роста стал сегмент КЭДО, прирост составил 80,78%. Его динамика была обусловлена переходом части компаний на удаленную работу и изменением законодательства применительно к электронным документам. Не столь масштабно, но все же продемонстрировали рост системы оценки и контроля сотрудников (почти на 16%).

Повышается востребованность сервисов оценки компетенций и управления жизненным циклом сотрудников. Сегодня важно управлять развитием сотрудников на основе данных, особенно если они трудятся в разных офисах, у компании длинный цикл финансового планирования. Прежде на запуск продукта и подтверждение его рыночного потенциала можно было заложить два-четыре года, сейчас – максимум 12–16 месяцев, значительно сократился цикл инвестирования. Возросла ценность инструментов оценки компетенций сотрудников. За сильных специалистов на рынке высокая конкуренция.

Сохраняется спрос на комплексные HR-решения, которые охватывают большую часть потребностей HR-специалистов. За год выручка сегмента выросла на 21,4%.

Что касается компаний, занятых в упомянутых сегментах, то высокую динамику демонстрирует компания «Рокет Ворк», предлагающая сервис расчета зарплат, поиска сотрудников и КЭДО. Ее рост в 2022 г. составил почти 200%. Более чем на 130% прибавила компания HRBOX. Пользователи по достоинству оценили ее корпоративный портал, систему дистанционного обучения, решения для адаптации, оценки сотрудников, постановки целей, инструменты обратной связи, инструменты автоматизации согласований и заявок на внутренние услуги и кадровые вопросы. Успешным был год и для Convergent HR (рост – 120,5%). Одноименная комплексная платформа помогает мотивировать, оценивать, обучать и адаптировать персонал.

Инвестиционно привлекательные

В топ-20 рынка HR-tech, согласно оценке Smart Ranking, входят, как уже отмечалось, крупные джоб-борды (по объему выручки), несмотря на то, что приоритетным становится не поиск, а удержание персонала, а также сервисы гиг-занятости (дает о себе знать уберизация найма «синих воротничков»). В начале прошлого года «ВТБ Капитал инвестиции» вложил в сервис временной занятости Ventra Go! 700 млн руб. Тогда же сервис MyGig привлек 120 млн руб. от Sistema SmartTeсh, Altus Capital и Brayne. Годом ранее инвестиционной поддержкой заручились и другие похожие платформы: «Точно», Wibedo, Wowworks.

Заслуживают внимания и другие сервисы в этом сегменте, например, оцифровки процессов рекрутмента, с помощью которых формируются базы резюме, автоматизируются процедуры оформления новых сотрудников, оценка «воронки» кандидатов, и которые позволяют оперировать метриками и своевременно делать предложения сотрудникам. На волне роста находятся сервисы удаленной совместной работы.

Крупные игроки расширяют функции за счет приобретения сервисов, занимающих узкие ниши. На рынке продолжается консолидация: VK купил 25% Goodt, «1С» стала соучредителем Mirapolis, «Авито Работа» приобрела контрольный пакет в HR Messenger –в казахстанском чат-боте для подбора персонала.

В ходе мероприятия отмечалось, что отечественные компании предлагают решения, которые в состоянии заменить импортные аналоги, однако пока едва ли их можно назвать полноценной заменой. Несмотря на инвестиции бизнеса в этот сегмент, еще несколько лет понадобится на формирование отраслевого стандарта и расширение функциональности продуктов, к которым привыкли HR-специалисты и от которых были вынуждены отказаться в результате трансформации рынка.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку