Угрожает ли Amazon безопасности Рунета?

Тысячам отечественных компаний, которые пользуются услугами облачного провайдера Amazon, может угрожать принудительное отключение от серверов, утверждает газета «Известия». В таком случае бизнес российских клиентов американского ИТ-гиганта может понести серьезный ущерб. К такому выводу российские эксперты пришли после того, как Amazon отключила соцсеть Parler. Крупнейшие клиенты и партнеры Amazon в России считают повторение такого сценария маловероятным, но, даже если это случится, у компаний есть запасной план, который позволит их инфраструктуре выстоять.

Что может сделать Amazon с российскими клиентами

Хотя в России нет офиса облачного провайдера AWS (Amazon Web Services), клиенты в нашей стране у этого сервиса есть. Amazon оказывает услуги через локальных партнеров – реселлеров серверных мощностей, крупнейшие из них – это Softline и Selectel. В России услугами AWS в том или ином виде пользуются тысячи организаций, оценили в Softline. Решение своих бизнес-задач облаку Amazon доверяют как крупнейшие российские корпорации, так и небольшие стартапы.

«Наряду с Microsoft и Google, Amazon Web Services уверенно держит лидерство в топ-3 крупнейших в мире провайдеров облачных сервисов. В России услуги AWS достаточно распространены и востребованы», – заявил руководитель направления развития облачных технологий в Softline Юрий Новиков.

Известно, что в начале января 2020 года, после захвата Капитолия в Вашингтоне, Amazon прекратил обслуживание соцсети Parler, в которой общались сторонники Трампа. Таким образом подтвердилось, что у Amazon есть техническая возможность легко отключить от своих серверов все российские приложения или сайты, считает сооснователь компании Postgres Professional (разрабатывает системы управления базами данных с открытым кодом) Иван Панченко. С ним согласились ведущий консультант iKS-Consulting (занимается анализом рынков телекоммуникаций и ИТ) Станислав Мирин и генеральный директор компании Aerodisk (разрабатывает системы хранения данных и технологические решения для облачных провайдеров) Вячеслав Володкович.

«Любой облачный провайдер вправе в одностороннем порядке прекратить оказание услуг по тем или иным причинам. Неважно, российская это компания или зарубежная. Причем, в основе такого решения будут лежать требования, обоснованные законом или правилами оказания услуг», – заявил Вячеслав Володкович. «Известные крупные клиенты AWS в России – это «Лаборатория Касперского», «Битрикс24» и Райффайзенбанк», – отметил Станислав Мирин. – «На деле их гораздо больше, просто некоторые российские компании из соображений безопасности стараются лишний раз не афишировать свое партнерство. Компании не всегда раскрывают своих поставщиков услуг, так же, как и провайдеры, обычно не раскрывают перечень своих клиентов».

Многих клиентов Amazon Web Services в 2018 году «подсветила» блокировка Telegram. Роскомнадзор тормозил работу мессенджера, блокируя миллионы IP-адресов AWS. Но, так как Telegram пользовался не всеми из них, сбои наблюдались и в работе сервисов, не связанных с мессенджером. Например, в том числе у онлайн-школы английского языка SkyEng, соцсети «Одноклассники», платформы по организации бизнеса «Битрикс24».

Чаще всего услугами AWS в России пользуются компании, выходящие на мировой рынок, и международные компании. Продукты Amazon позволяют таким организациям легко и быстро предоставлять свои услуги по всему миру.

Способы противодействия внешней угрозе

Прогнозированием внезапных отключений облачного провайдера и их предотвращением в российских компаниях должны заниматься службы информационной безопасности (ИБ), считает руководитель направления аналитики и спецпроектов компании InfoWatch Андрей Арсентьев: «Руководству компаний совместно с главами направлений ИТ и ИБ целесообразно разрабатывать варианты оперативного восстановления сервисов. Это может быть разработка гибридных моделей размещения или создание резервных хранилищ. Такой подход позволит им предотвратить разрушительные последствия принудительного или случайного отключения от AWS или любого другого провайдера».

«Битрикс24» после истории с Telegram всегда строит инфраструктуру так, чтобы каждый регион мог работать максимально независимо, сказали в компании. Специалисты сервиса видят тренд на сегментацию интернета из-за технических и политических рисков, и к гипотетическому отключению от AWS компания уже готова, а случившееся с Parler не расценивает как потенциальную угрозу. «Глобальный сервис «Битрикс24» работает в AWS по всему миру (той его части, которая не относится к России). В случае сбоев неполадок не будет, потому что вся инфраструктура зарезервирована на уровне разных дата-центров», – объяснил директор направления облачных сервисов в «Битрикс24» Александр Демидов.

В России достаточно ресурсов для резервирования разных дата-центров – аналогичные услуги оказывают Mail.Ru и «Яндекс». У них не такой продвинутой функциональности, как у AWS, но обычно нашему бизнесу хватает.

Готовы предоставить резервные мощности и сами реселлеры ресурсов AWS. Например, Softline на случаи непредвиденных сбоев предлагает своим заказчикам либо гибридные модели использования «облаков», либо переносы резервных копий данных в российскую локальную инфраструктуру. «Если какие-то сервисы вдруг отключатся, то мы сможем восстановить все на российских мощностях моментально, либо за какое-то оптимальное время», – считает руководитель облачных технологий Softline Юрий Новиков.

После блокировки аккаунтов Дональда Трампа со стороны Google, Apple, Facebook и Amazon в России может ускориться развитие национальных интернет-сервисов и переход госструктур на отечественное программное обеспечение – это необходимо для ослабления влияния американских ИТ-гигантов на нашу страну, считают эксперты.

 

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Цифровые цели спортивной индустрии

Подробнее
Спецпроект

Перекуем аналог в цифру! Итоги второго международного отраслевого форума «Информационные технологии в металлургии и металлообработке»

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку