Уравнение с неизвестными для ИТ-управленцев. Эксперты клуба IT&Digital директоров обсудили актуальные задачи

В рамках «Российской недели высоких технологий» прошло заседание Клуба IT&Digital директоров «я-ИТ-ы», организованное в партнерстве с «Экспоцентром». Руководители в сфере информационных технологий обсуждали подходы к решению задач импортозамещения, достижения технологической независимости, управления проектами в новых экономических условиях.

Развивающие коммуникации

Максим Часовиков

Открыл заседание клуба бизнес-аналитик Максим Часовиков. Он напомнил, что сообщество «я-ИТ-ы» образовалось в конце 2011 г. в Ярославле. Сегодня клуб объединяет по всей России более одной тысячи участников из числа руководителей ИТ-подразделений компаний, продуктовых офисов, лидеров цифровизации, служб управления данными. Членами сообщества становятся также директора по информационной безопасности. Темпы роста объединения профессионалов на протяжении последних четырех лет превышали 50% в год.

Эксперт представил результаты исследования, посвященного мотивации как движущей силы руководителей ИТ-служб. В нем принимали участие более 150 участников клуба. К основным мотиваторам относятся материальное вознаграждение, интересная работа и карьерный рост. Демотиватором и своего рода угрозой для ИТ-руководителей служит боязнь неудач.

«На площадке клуба мы пытаемся создать среду, где можно рассказать о своих достижениях и неудачах, посоветоваться с коллегами, чтобы по возможности избежать неудач», – сказал Максим Часовиков. Открытость, возможность коммуницировать на равных и получать обратную связь («дружелюбную и развивающую») – очевидные преимущества профессионального общения.

Среди заметных проектов клуба – национальная премия «КулибИТ» в сфере цифровизации. В прошлом году соискатели представили более 60 проектов. Проведение финальной церемонии «КулибИТ-2022» запланировано на октябрь. Победители премии будут определены в номинациях «Импортонезависимость», «Основные бизнес-процессы», «Вспомогательные бизнес- процессы», «Мегапроекты», «Выбор зрителей».

Гибридная АТС

Александр Шевченко

Замещение импортных решений – не новая задача для ИТ-служб и руководителей проектов цифровой трансформации. Участники клуба делились опытом реализации проектов, в которых используются отечественные продукты и технологии. Заместитель генерального директора по информационным технологиям АО «АП Восход» Александр Шевченко рассказал о реализации проекта в сфере телефонии. Техзадание предусматривало поставку, монтаж и пусконаладку гибридной АТС с IP-телефонами емкостью не менее 700 абонентов с соблюдением ряда условий. Первое – обеспечить автоматическую телефонную связь между абонентами в рамках телефонной кабельной сети предприятия с правом выхода на телефонную сеть общего пользования. Второе условие – реализовать единый план нумерации для основного офиса и филиала. Третье – предоставить дополнительные виды обслуживания абонентов (переключение вызовов, переадресация конференция, удержание вызова, запись разговора и т. д.).

На предприятии проанализировали предложения вендоров и остановили свой выбор на оборудовании компании «Симвэй» (ГК «Линтех») как единственного поставщика кластерных АТС российского производства. В результате реализации проекта в «АП Восход» сформировали сегмент IP-телефонии. Монтаж и первичное конфигурирование оборудования были выполнены силами подрядчика. Программное обеспечение основано на Web-технологиях. Основное преимущество реализованного решения – кластерное построение блоков АТС, которые могут быть распределены географически. В случае сбоев или нарушения сетевой доступности абоненты остаются на связи.

«Пересборка» цифрового хозяйства

Сергей Путин

Актуальные подходы к цифровой трансформации в контексте текущих событий анализировал в своем выступлении директор по информационным технологиям ГК «Росводоканал» Сергей Путин. Для автоматизации и цифровизации сбытовой деятельности компания использует собственный продукт «РВК.Платформа», который планируется развивать. В текущих условиях ИТ-служба «пересобирает» свое цифровое хозяйство. В частности, пришлось отказаться от реализации маркетплейса и сосредоточиться на развитии нескольких отдельных направлений: работа с клиентами на уровне УК, ТСЖ, интеграция с нетарифными услугами, расширение мобильного доступа клиента к услугам.

В обновленной схеме ядром данных служит «РВК.Платформа», другие приложения рассматриваются в качестве источников, обогащающих данные в ядре. Важным звеном синергии этих продуктов является омниканальность доступа клиента к сервисам. Компания делает ставку на создание продуктов, востребованных отраслью.

На планирование цифровых проектов в сфере ЖКХ оказывают влияние несколько тенденций. В настоящее время только четверть опрошенных уверены в уровне компетенций своих сотрудников. Ощущается сопротивление изменениям – руководители по-прежнему голосуют за традиционные продукты и повышение производительности вместо создания новой добавленной стоимости, отвечающей требованиям времени. Руководители недооценивают возможность обеспечения долгосрочной взвешенной финансовой модели, которая позволит шагнуть к «Индустрии 4.0».

Опыт адаптации к новой реальности

Павел Смышляев

Наступивший период «новой нормальности» заставляет ИТ-руководителей адаптироваться. О том, какие усилия требуются для этого и какие подводные камни встречаются на пути, на собственном опыте известно начальнику отдела вычислительных систем АО «ОКБМ Африкантов» Павлу Смышляеву. Еще восемь лет назад ведущие иностранные вендоры отказали опытному конструкторскому бюро машиностроения (как предприятию двойного назначения) в поставках программного обеспечения, обслуживании оборудования, техподдержке и продлении лицензий. Предприятие было вынуждено взять курс на замещение импортных продуктов.

Первой трудностью, с которой столкнулись после принятия такого решения, стало непонимание и даже яростное противодействие нововведениям со стороны подразделений КБ – сотрудники не хотят отказываться от привычных инструментов и боятся изменений в своей деятельности. Тем не менее в «ОКБМ Африкантов» в фоновом режиме настойчиво искали и тестировали все решения-аналоги по различным ИТ-направлениям. Безусловным приоритетом стала информационная безопасность.

По результатам тестирования выбирали лучшее решение и дорабатывали с учетом потребностей предприятия. Параллельно составляли реестры проблем по принятым решениям. Активно взаимодействовали с разработчиками, и продукты, по словам спикера, «менялись в лучшую сторону».

В процессе поиска аналогов импортных решений выяснилось, например, что невозможно заменить рабочее место на Windows отечественной ОС из «коробки» – необходимо разрабатывать специальное решение. В «ОКБМ Африкантов» решили на базе ОС Astra Linux формировать свою экосистему. На первом этапе замахнулись на создание типового рабочего места. ИТ-служба подготовила обучающие видеокурсы, которые помогли сотрудникам адаптироваться к инструментам Linux. Сложнее обстоит дело с оборудованием специализированных рабочих мест конструкторов, проектировщиков, технологов. В частности, пока неизвестно, как заместить ПО, версии которого не выпущены под Linux.

Что касается преодоления внутреннего сопротивления изменениям, то на данном направлении продвигались поэтапно. Вначале определилась группа добровольцев, пожелавших опробовать новые инструменты в числе первых. Затем импортозамещенные рабочие места внедрили на «околоайтишных» участках, наиболее лояльных к ИТ. На следующем этапе всех заместителей директора предприятия, начальников подразделений и их замов перевели на «замещенные» рабочие места. Расчет был на то, что они на собственном опыте убедятся в возможности использования предложенных инструментов и не будут принимать от своих подчиненных возражения и аргументы, «что на этом невозможно работать». После выпуска соответствующего приказа-распоряжения приступили к постепенной замене компьютеров на участках и в отделах.

Коллективная рефлексия

Ольга Романова

О стрессоустойчивости ИТ-команд и работе с сотрудниками в условиях неопределенности, когда снижается мотивация и повышается уровень тревожности, шла речь в выступлении директора по подбору и развитию HR-сервисов компании «Ростелеком Информационные технологии» Ольги Романовой. Испытываемые сегодня работниками психоэмоциональные проблемы оказывают влияние на рабочий процесс – снижается продуктивность сотрудников, которые не могут сосредоточиться на своих основных задачах.

Испытывают дополнительную нагрузку и социальные взаимоотношения – происходит поляризация коллектива, не исключены конфликты. Можно сделать вид, что ничего не произошло. Но в таком случае руководитель теряет контроль над командой, перестает ею управлять, теряет авторитет, подрывая веру в то, что на него можно положиться. По словам спикера, времена и ситуация изменятся, а вернуть свой авторитет не получится.

В команде «Ростелеком Информационные технологии» организовали поддержку сотрудников. Прежде всего создали оперативный штаб, организовали психологические консультации, которые помогают справляться с тревогой и находить точки опоры. Узнать настроения сотрудников помогают пульс-опросы. Коллективная рефлексия позволяет сплотить команду, для этого проводятся встречи в неформальной обстановке.

В ходе регулярных встреч с руководством компании сотрудников информируют о текущей обстановке и ключевых финансовых показателях компании, кратко рассказывается о возникающих трудностях.

Несмотря на окончание ограничений, связанных с пандемией, в компании решили сохранить привычный формат работы. В настоящее время запускается биржа идей по оптимизации и минимизации рисков импортозамещения. Эксперт предложила несколько рекомендаций, касающихся поведения в новых условиях. Стоит попросить коллег воздерживаться от обсуждения политики в офисе, придерживаться нейтральных взглядов, не паниковать и продолжать работу, не скрывать информацию от сотрудников, не отменять планерки и другие рутинные дела, отслеживать загрузку и психоэмоциональное состояние сотрудников, чаще созваниваться с командой.

Поднятые в презентациях вопросы участники клубного заседания обсудили за круглым столом на примере конкретных кейсов.

***

Выступившие на заседании клуба делились опытом организации проектного управления, реализации проектов, направленных на достижение импортонезависимости. В текущих макроэкономических условиях, когда иностранные вендоры и поставщики программного обеспечения, оборудования ушли с российского рынка или приостановили свою работу в России, это критически важная проблема для многих предприятий, заинтересованных в обеспечении бесперебойной работы ИТ-структур. На отечественном рынке все больше достойных предложений, которыми можно заменить импортные аналоги. При этом эксперты рекомендуют подходить к ИТ-проектам как к процессу создания конечного результата, который компания или предприятие не может эффективно получить в рамках выполнения повседневной операционной деятельности.

https://www.connect-wit.ru/

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку