В контуре национальных ИТ-приоритетов

В рамках программы Российской недели высоких технологий в столичном «Экспоцентре» проходит 35-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий «Связь-2023». 11 апреля, в день открытия форума, состоялась пленарная сессия «Информационные технологии: курс на национальные приоритеты». Среди заявленных для обсуждения тем наибольший интерес вызвали перспективы применения искусственного интеллекта в телекоме, темпы цифровой трансформации, кадровая политика, инвестиционный потенциал отрасли, цифровые сервисы. По мнению экспертов, отрасль связи в современном мире – одна из основ развития любой страны, и Россия – не исключение.

Открывая пленарное заседание, депутат Госдумы, председатель оргкомитета «НТИ Экспо» Владимир Кононов на правах модератора напомнил, что перед отраслью связи стоят масштабные задачи. В марте этого года Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать стратегию развития отрасли связи до 2035 г. Ключевая цель – достижение технологического суверенитета, о котором руководство страны постоянно говорит и для этого много делает. Что мы имеем на сегодня, какие новые меры поддержки отрасли предлагают профильные ведомства, как регионы готовят молодых специалистов, как трансформируется, развивается бизнес в существующих условиях – анонсировал тематику разговора модератор.

Нетривиальная задача

О том, как продвигается разработка стратегии развития отрасли на период до 2035 г., рассказал директор департамента государственного регулирования рынка телекоммуникаций Минцифры РФ Дмитрий Тур. В марте состоялась первая стратегическая сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, на конец апреля запланирована вторая. По аналогии с индустриальными центрами компетенций сформированы три ключевые рабочие группы по сегментам рынка (мобильная, спутниковая и фиксированная связь) и несколько сквозных групп по вопросам науки, подготовки кадров, технологического суверенитета, информационной безопасности.

«Работа только начата. Сейчас отрасль (рабочие группы) находится на этапе формирования образа будущего. Нетривиальная задача, потому что 2035 г. – слишком далекая перспектива. Для результата обозначили 2030 г. и контурно – 2035-й», ‒ отметил чиновник.

Одна из наиболее критичных проблем – оборудование, в том числе ПО, программно-аппаратные комплексы. Курс на национальные приоритеты предусматривает импортозамещение ключевых решений в различных видах связи. В рамках поддержки операторов сделана ставка на повышение эффективности сетей связи. Одна из недавних инициатив – совместное использование инфраструктуры, это касается, в частности, радиочастотного спектра, радиооборудования и другого имущества. Сейчас необходимо найти точки снижения затрат, исключить применение неэффективных технологий.

На ближайшем заседании госкомиссии по радиочастотам планируется утвердить перечень субъектов РФ, на территории которых предусмотрена установка операторами базовых станций четвертого поколения в тех местах, где связи сейчас нет, в обмен на скидку в оплате использования радиочастотного спектра. Это серьезная мера поддержки на федеральном уровне.

О направлениях развития информационных технологий в российской столице, где используются высоконагруженные системы, шла речь в выступлении заместителя руководителя департамента информационных технологий города Москвы Александра Горбатько. По его словам, нельзя выключить все информационные системы, которые были созданы до настоящего времени, но их нужно совершенствовать. Необходимо проводить импортозамещение. Благодаря созданной совместно с регулятором рабочей группе появилась возможность по методикам ФСТЭК выполнять тестирование ПО перед обновлениями оборудования связи, центров обработки данных, операционных систем.

Еще одно направление – поддержка аппаратных комплексов. В департаменте созданы лаборатории, куда привлекаются участники рынка ПО для тестирования. Не всегда решения, которые предлагаются, готовы к промышленному применению. Недостаточно просто создавать программные инструменты. Необходимо развивать навыки и умения по внедрению новых программных продуктов в уже действующие крупные информационные системы. Характеризуя особенности импортозамещения, Александр Горбатько рассказал, что полтора года потребовалось для того, чтобы, не отключая сервис электронного документооборота (построенный на импортном решении), которым пользуется вся Москва, перевести на российский программный продукт. «Быстро, если делаешь с нуля, и довольно долго, если необходим перевод «тяжелых» систем – требуются серьезная подготовка и планирование. Но все возможно. Российским компаниям надо обратить внимание не только на создание, но и на эксплуатацию, а, главное, на инженерию внедрения новых продуктов в уже существующие системы в органах власти», – заключил эксперт.

Стратегический актив

На возможности использования искусственного интеллекта для оптимизации сетей связи обратил внимание участников пленарной сессии заместитель министра по технологиям и инновациям Министерства связи Исламской Республики Иран Мейсам Абеди. Телекоммуникации – высококонкурентная и динамично развивающаяся отрасль, которая сталкивается с растущими ожиданиями клиентов, сложностью сетей и все более серьезными угрозами безопасности. И это одна из самых перспективных областей, где искусственный интеллект может изменить ситуацию. Для решения актуальных проблем, по мнению иранского министра, телекоммуникационным компаниям необходимо реализовать возможности искусственного интеллекта в своих операциях, продуктах и услугах. Он призвал быть дальновидными и использовать ИИ как стратегический актив и конкурентное преимущество, инвестировать в исследования и разработки в данном сегменте.

В продолжение темы ИИ в телекоме эксперты вспомнили о чат-ботах. Очередным этапом развития технологии искусственного интеллекта станут новые персональные ассистенты, которые будут помогать пользователям в решении различных задач и даже общаться с другими чат-ботами. Такого мнения придерживается старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов. Несмотря на то, что технология стремительно развивается, люди неохотно контактируют с инструментами на основе ИИ, которые применяется, например, в службах поддержки операторов связи.

«Люди не любят общаться с искусственным интеллектом. И сложно их заставить. Но мы уверены в том, что чат-боты смогут общаться между собой ‒ либо текстом, либо голосом. К чему это приведет? К следующему этапу, когда появятся персональные ассистенты, которые будут помогать человеку, возьмут на себя функцию общения с другими чат-ботами», ‒ сказал топ-менеджер. Например, персональный ассистент будет контактировать с чат-ботом «Ростелекома», чтобы выяснить, по какой причине у пользователя изменился баланс лицевого счета. Пользователю достаточно будет попросить Siri разобраться с балансом. А Siri, в свою очередь, свяжется с чат-ботом оператора.

Кадровые предпочтения

В ряду вопросов, касающихся определения ключевых национальных приоритетов в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, доминировала тема развития кадрового потенциала, подготовки квалифицированных специалистов. О перспективных профессиях будущего шла речь в выступлении ректора МТУСИ Сергея Ерохина.

По его словам, сейчас происходит смена приоритетов: специальности, которые раньше никто не воспринимал всерьез, теперь очень востребованы. Это касается радиотехники (конструирования радиоприборов, разработки и прошивки радиоаппаратуры), программистов, специалистов, которые разбираются в искусственном интеллекте.

Необходимо привлекать к обучению профильные компании: без социальной ответственности у бизнеса провалы неизбежны. На примере с программистами Java очевидно: если бы предусмотрели более высокие контрольные цифры приема на данное направление, начали заранее готовить (на четыре-шесть лет), то сейчас не было бы такого сильного дефицита, полагает эксперт.

В настоящее время рынок испытывает дефицит и разработчиков телекоммуникационного оборудования. Предоставляя значительные меры поддержки ИТ-отрасли, государство упускает из виду важность подготовки специалистов в сфере телекоммуникационного оборудования. На это обратил внимание генеральный директор «Супертел» Константин Лукин.

Не следует ставить знак равенства между программистами и конструкторами, разработчиками телеком-оборудования. Это специалисты, которые не только знают языки программирования, но и понимают, как устроены средства связи, сетевая инфраструктура. Кадровый голод в этой сфере катастрофический. Повышением оплаты труда задачу не решить, если нет людей, который получили профильную подготовку. В России таких специалистов не готовят. Проблему нужно решать. По словам эксперта, если мы сейчас не поменяем свое отношение к этому вопросу, то потеряем отрасль.

***

Выставка «Связь-2023» проводится при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию, «Роскомнадзора», департамента информационных технологий города Москвы. В этом году участниками «Связи-2023» стали 269 компаний, больше половины из них – российские. Интерес к выставке проявили компании из Ирана и Китая, которые оценили перспективы российского рынка.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку