В режиме одной кнопки. Компании «1С» и «Раздолье» рассказали об особенностях автоматизации в пищевой отрасли

Фирма «1С» и внедренческий центр «Раздолье» провели вебинар, посвященный специфике автоматизации предприятий пищевой отрасли. Эксперт Дарья Чернышева рассказала, как оптимизировать прием заказов по телефону, быстро сравнить себестоимость рецептур, контролировать сроки действия акций, маржинальный доход, а также быстро распечатать комплект документов. Большое внимание на семинаре было уделено автоматизации отгрузки готовой продукции. Значительный объем заказов диктует дополнительные требования к выстраиванию процесса на базе «1С: ERP».

 

Предприятия пищевой промышленности работают в условиях, когда едва ли н

е ежемесячно приходится вносить изменения в печатные формы и документы, этикетки, упаковки. От своевременной организации этого процесса зависят регулярность поставок продукции и устойчивость бизнеса. Ключ к решению данной задачи предусмотрен в системе «1С: ERP», причем на таком уровне, что программа фактически сама управляет отгрузкой, а работники склада готовой продукции и экспедиции лишь выполняют выданные им задания и фиксируют результат.

«Принятый заказ от клиента сразу привязывается в системе к действующему соглашению с клиентом по оформлению отгрузки. В «1С: ERP» заказ соотносится с маршрутом развозки товара, который связан в программе с окном приемки товара клиентом. Традиционно заказ передается на склад готовой продукции для сборки и отгрузки. На этапе раскладки товара в тару в «1С: ERP» через весовое оборудование контролируются допустимая тара, ее вес, печатаются актуальные этикетки. В момент отгрузки товара в машину в «1С: ERP» автоматически распечатываются сопроводительные документы действующего образца. И товар отправляется в магазин в соответствии со всеми требованиями клиента», – рассказала эксперт.

Программный модуль и гарантии исполнения заказа

 

Один из проектов автоматизации был реализован на предприятии по производству салатов «Белая дача». Вкусная и полезная продукция поставляется в федеральные сети России, рестораны быстрого питания. Для того чтобы предприятие могло гарантировать выполнение всех поступивших от клиентов заказов, используется разработка компании «Раздолье» – программный модуль Razdolie: SalesFood, интегрированный в «1С: ERP».

В рамках модуля сотрудник отдела сбыта может быстро принимать заказы от клиентов, учитывать все особенности отгрузки товаров: цены, срок, способ поставки, упаковку и форму сопроводительных документов. Доступны также истории заказов клиентов, можно дополнительно предлагать нужную им продукцию.

С помощью этого решения видны рекламации от клиентов, состояние взаиморасчетов с заказчиком, можно контролировать состояние отгрузки и доставки товара клиенту.

Автоматизация производственного учета

По словам эксперта, еще один важный вопрос – оперативная распечатка большого количества сопроводительных документов. Производственные предприятия относятся к процессному производству с высокой степенью автоматизации переработки. Сырье закладывается в производственные линии, где выполняются автоматическая мойка, очистка, нарезка салатов. При этом нет возможности указать, на какую конкретную упаковку готовой продукции была израсходована палета с сырьем от поставщика.

Для автоматизации производственного учета был принят ряд производственных и технических решений. Так, сырье учитывается в рамках рабочих смен. Все переданное в работу за смену сырье списывается на выпущенные за смену партии продукции, распределяется в затратах пропорционально спецификациям на продукцию. Для упаковки принят другой подход – она передается на остатки производственного подразделения. Ежемесячно проводится инвентаризация остатков упаковки, весь расход за месяц относится на выпущенные за месяц партии продукции также пропорционально спецификациям на продукцию.

Механизм протоколов качества

В рамках управления закупками и складом сырья следует учитывать, что конечное качество сырья определяется только в процессе его предварительной переработки. В итоге могут быть обнаружены дополнительные потери сырья – некондиция, загрязнения и прочее, что по договору компенсируют поставщики сырья. Для формирования доказательной базы на случай выставления рекламаций поставщикам был разработан механизм протоколов качества.

Для приемки сырья на склад составляется протокол качества пришедшей партии, в котором фиксируются предварительные параметры качества, ожидаемый выход и потери, отражаются предварительные расчеты с поставщиками. Если в процессе переработки палет выявлены сверхнормативные потери, протокол качества корректируется.

По факту корректировок в «1С: ERP» готовятся рекламации, в которых поставщик снижает стоимость выставляемой партии на сумму потерь или производит взаимозачет потери в счет последующих поставок. «Весь этот процесс автоматизирован и выполняется практически в режиме одной кнопки», – подытожила эксперт.

Реализация проекта в короткие сроки и за разумный бюджет позволила предприятию перейти на новую систему управления. Произошло это без потери функциональности, при этом были внедрены инструменты, которых не было в прежней ИТ-системе: стол заказов (инструмент для коммерческой службы), протоколы качества, механизм управления рекламациями и т. п.

Профильные задачи автоматизации

В настоящее время предприятиям пищевой промышленности предлагается единая система, охватывающая уровни MES и ERP на базе «1С» и состоящая из «1С: ERP» с разработанным блоком для коммерческой службы и производства.

Для финансовой службы в системе имеются блоки управления бюджетами и затратами. В частности, для принятия управленческих решений реализован механизм формирования сырьевой себестоимости онлайн. В системе ведется регламентированный учет расчета с персоналом, включая сдельную оплату производственных рабочих, трудозатраты которых зафиксированы на уровне MES, а также кадровый учет.

В части закупок есть удобный функционал управления складскими остатками. На складе готовой продукции при помощи системы обеспечиваются сборка продукции, пакетная печать сопроводительной документации, как по автомобилям, так и по заказам. Предусмотрен удобный механизм плановой калькуляции, сравнения стоимости рецептур. Благодаря прослеживаемости партии контролируется качество продукции.

Для руководителей производственных участков реализованы оперативное планирование и управление производством. Все действия отражаются в момент совершения. Производственный процесс можно видеть в режиме онлайн.

Для подразделений продаж и маркетинга реализован удобный интерфейс управления ценообразованием, приемки заказов по телефону.

Где проходит граница между ERP и MES

Для обеспечения устойчивости, быстродействия и доступности системы 24/7 на производстве совместно с заказчиками было принято решение создать систему на уровне ERP и MES. Предстояло определить границы этого разделения. Интеграционные потоки разнонаправленны.

Все, что происходит до формирования заказа поставщику, выполняется в ERP. Заказ поставщику транслируется в MES в виде плана поставки. Приемка, контроль качества осуществляются в MES. В ERP передается факт поставки, формируется первичный документ поступления.

В части производства продукции из ERP можно получать план, на основе которого формируется оперативный план. Этот документ можно формировать самостоятельно в MES. Производственный процесс полностью отражается в MES. По итогам закрытия смены данные передаются в ERP, формируется документ производства заказа.

Клиентские заказы по разным товарам приходят в ERP, оттуда транслируются в MES в план сборки. На уровне MES заказ собирается. Факт сборки транслируется в документ реализации товара и услуг на уровень ERP, где выполняется пакетная печать сопроводительных документов. Системы могут работать автономно и интегрироваться с другими системами учета.

Как подсчитать эффект

На примере проектов, реализуемых на пищевых предприятиях, несложно подсчитать средний эффект от внедрения системы. Каждое производство может сделать это самостоятельно, подставив свои показатели.

Эксперт пояснила, почему эффект рассчитывается на пять лет. Именно таков средний срок жизни информационных систем (он может достигать и 10–12 лет).

Если потери взять под контроль, можно их сократить и, соответственно, повысить производительность. По словам эксперта, при увеличении объема выпуска на три тонны и маржинальности 1 кг продукции в 200 руб. в годовом исчислении получим более 7 млн руб. Умножаем на пять лет – эффект составит 35 млн руб.

Второй эффект – сокращение трудозатрат при приемке заказов от клиентов по телефону. Для приемки одной тысячи заказов в сутки необходимо 15 операторов, которым на обработку одного заказа в цифровых и экосистемах требуется 5 минут. Пользуясь модулем приемки заказов, оператор будет тратить в среднем 2 минуты. Следовательно, на обслуживание указанного количества заказов будет достаточно шести операторов. Средний объем расходов на одного оператора – 45 тыс. руб. В месяц эффект составит 5 млн руб. и 24 млн – в течение пяти лет.

https://www.connect-wit.ru/

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку