За полгода до запрета. В России стартовал добровольный этап маркировки молочной продукции

20 января 2021 г. в России начался добровольный этап маркировки продукции молочного происхождения. Компания «Первый Бит» провела вебинар «Маркировка молочной продукции», на котором рассказала об особенностях нанесения кодов, представила технические решения и примеры их применения. Эксперты ответили на вопросы онлайн-аудитории, дали практические рекомендации.

До введения обязательной маркировки продукции в России проводился эксперимент, который начался 15 июля 2019 г. Предприятиям предоставилась возможность ознакомиться с процессом маркировки, используемым для этого оборудованием и критериями его выбора. Первоначально планировалось завершить его в феврале 2020-го, но на фоне пандемии эксперимент продлили до конца декабря.

20 января 2021 г. в России начался добровольный этап маркировки продукции молочного происхождения. Менее чем через полгода, с 1 июня 2021 г., вступит в силу первый запрет на оборот немаркированной продукции. Данная мера распространится на два вида продукции молочного происхождения – мороженое и сыры.

Предпосылки маркировки

Руководитель направления маркировки компании «Первый Бит» Елена Рябова

Идея маркировки (на первом этапе 15 групп товаров) возникла неслучайно. На рынке большое количество контрафактной продукции. По данным системы «Честный знак», в сегменте молочных товаров объем контрафакта оценивается в 22–44% по всей отрасли. «Большая часть представленной на рынке продукции не соответствует требованиям ГОСТа, указанным на упаковке наименованиям или производится не по регламенту, не по правилам», – сообщила руководитель направления маркировки компании «Первый Бит» Елена Рябова.

Маркировку следует рассматривать как один из механизмов противодействия контрафактной молочной продукции.

Как узнать, что маркируется?

Поскольку наиболее частый вопрос, какая молочная продукция (виды, жирность и т. д.) подлежат маркировке, эксперт порекомендовала обращаться к классификаторам (https://classificators.ru) или информации, размещенной на других онлайн-ресурсах, например, на сайте системы «Честный знак». Во вкладке «Молоко» перечислены товары, подлежащие маркировке.

Время бесплатных кодов

С 20 января 2021 г., начала добровольного этапа маркировки, можно бесплатно заказать коды маркировки. Этот период продлится до 1 июня 2021 г. – применительно к сырам и мороженому (сроки ввода обязательной маркировки разных торговых групп различаются).

После 1 июня 2021 г. каждый код маркировки будет обходиться в 50 копеек плюс НДС, итого копеек 60.

С 1 сентября 2021 г. вводится обязательная маркировка молочных товаров со сроком годности свыше 40 дней, а с 1 декабря – товаров со сроком годности 40 дней и менее. В этот же срок (01.12.2021) начинает действовать правило обязательного выбытия маркированной продукции через кассу, при этом сведения подаются в ГИС МТ (государственную информационную систему мониторинга оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации).

На 1 сентября 2022 г. запланировано введение объемно-сортового учета на основе универсального передаточного документа (УПД), который ведется в любом программном продукте (например, «1С»), и объемно-сортового выбытия (не через контрольно-кассовую технику). Документы оформляются и утверждаются в электронном виде с обязательным участием в процедуре двух сторон (поставщика и получателя).

Для фермеров при продаже собственной продукции через розницу, при прямых продажах обязательная маркировка вводится с 1 декабря 2022 г.

Товары-исключения

Законодательством о маркировке предусмотрено исключение для некоторых товаров. В частности, не маркируются остатки товаров, введенные в оборот до даты обязательной маркировки соответствующей подгруппы. Такие товары реализуются на прежних условиях до конца установленного срока их годности.

Исключение предусмотрено и для следующих товарных позиций:

– товары, вес единичной упаковки которых составляет менее 30 г (нетто);

– детское питание (рассчитанное на детей до трех лет);

– специальное и профилактическое лечебное питание.

Три элемента кода маркировки

От первоначальной идеи включения срока годности в состав кода маркировки отказались.

Теперь в составе кода три элемента: код товара (GTIN), насчитывающий 14 символов (из каталога), серийный номер единицы товара (S/N) из шести символов и короткий «криптохвост» из четырех символов, что делает код уникальным для каждого изделия.

Какую систему выбрать?

Второй из часто задаваемых вопросов – зачем вторая информационная система, если есть «Меркурий», как с этими инструментами работать? По словам эксперта, в «нескольких системах работать не надо, достаточно использовать одну».

Возможны несколько схем взаимодействия производителя с ГИС МТ и ФГИС «ВетИС». Крупным производителям, работающим с учетными системами, доступна прямая интеграция с ГИС МТ через общедоступный API.

Можно также заказывать коды маркировки из системы «Меркурий». Но дальнейшие действия (списание, ввод в оборот, отчет о нанесении марок) возможен только с ГИС МТ. Поэтому рекомендуется настраивать API с обеими учетными системами.

Небольшим производителям, предпочитающим веб-интерфейс, удобно пользоваться единым личным кабинетом в режиме одного окна.

Три варианта нанесения маркировки

Для нанесения маркировки подходит любой из трех способов, если не считать их комбинации (для отдельных частей продукции). Выбор того или иного варианта зависит от специфики, оснащенности производства и ресурсов производителя.

Первый способ – воспользоваться услугами типографии, располагающей оборудованием для цифровой печати), второй – прямое нанесение (производителю необходимы соответствующие устройства для нанесения кода и сканеры), третий – этикетка (нужны принтер и аппликатор). В двух случаях не обойтись без внедрения технологии технического зрения.

Кроме того, важно учитывать, что срок жизни кода, заказанного в типографии, – 365 дней (поэтому можно сделать большой заказ). Если для получения кода маркировки используется принтер на предприятии, то до ввода его в оборот есть только один месяц. Данное обстоятельство следует принимать во внимание при выборе того или иного решения.

Этапы внедрения

Для перехода на обязательную маркировку молочной продукции предстоит пройти несколько этапов в определенной последовательности.

Первый – выбор интегратора (эксперт рекомендует отдавать предпочтение компании, которая может предоставить комплексную услугу). Второй этап – анализ бизнес-процессов и технических возможностей предприятия. Третий – выбор аппаратного и программного обеспечения (которое позволит нарастить конкурентное преимущество и минимизировать расходы на содержание софта на одну технологическую линию). Четвертый этап – испытание решения на конкретном продукте (не исключено, что сотрудникам придется перестроить бизнес-процессы).

К реализации этих этапов лучше приступать заблаговременно, чтобы исключить непредвиденные ситуации. Неготовность производителя к поставке молочной продукции в условиях обязательной маркировки может привести к утрате позиций на рынке, отметила эксперт.

https://www.connect-wit.ru/

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку