Закон и ИТ. Итоги семинара «Цифровая трансформация и перспективы регулирования цифровой экономики»

В Корпоративном университете “Сбербанка” состоялся семинар  «Цифровая трансформация и перспективы регулирования цифровой экономики», в работе которого приняли участие Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, лидеры парламентских фракций, председатели комитетов нижней палаты Парламента, а также председатель правления «Сбербанка России» Герман Греф и его заместитель Анатолий Попов [1]. Программа семинара включала широкий круг вопросов, в том числе цифровое государственное управление, кибербезопасность, развитие искусственного интеллекта в государственном секторе и другие.

 

Результаты 2020

Открывая семинар, Вячеслав Володин указал на необходимость создания условий для развития цифровых технологий в РФ и обеспечения защиты граждан. “Это тоже важная тема. Когда мы говорим о больших данных, когда мы говорим о телемедицине, о сервисах, есть пользователь, он должен выбирать. Есть защита частной жизни, есть защита персональных данных – это тоже темы, – заметил спикер. – Для этого необходимо погрузиться хотя бы минимально в те вопросы, которые мы завтра будем изучать как законодатели и принимать решения” [2].

Председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что в работе его Комитета законопроекты, направленные на развитие цифровой экономики, находятся в числе приоритетных. Он напомнил, что Государственная Дума уже приняла ряд первоочередных «цифровых» законов, в том числе о регуляторных «песочницах» – для цифровых инноваций (№258-ФЗ “Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ” [3]), о цифровых финансовых активах (№259-ФЗ “О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” [4]), о финансовых маркетплейсах (№211-ФЗ “О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы” [5]), о расширении возможностей использования Единой биометрической системы для удаленного оказания финансовых услуг.

Действительно, Государственная Дума в прошлом году поработала на славу, во всяком случае в направлении развития цифровой экономики. Закон о ЦФА (читай блокчейнах), который готовился несколько лет, наконец был принят. Я уже подробно писал об этом в заметке “Освоение ЦФА” [6]. Однако этот же закон фактически запретил использование криптовалют. Регуляторные “песочницы” также интересны для развития информационных технологий, хотя в прошлом году было бы интереснее поддержать отрасль скорее финансами, поскольку санкциями и пандемией фактически был разрушен рынок венчурных инвестиций. Однако такая поддержка оказалась очень формальной, о чем я писал в колонке “Поддержка латанием дыр” [7]. Финансовые платформы также полезны, поскольку закон, с ними связанный, регулирует деятельность агрегаторов финансовых услуг, чтобы сохранить в них конкуренцию и контроль со стороны государства. Впрочем, ранее принятые запретительные законы по фильтрации контента и блокировке ресурсов, несколько ограничивают развитие интернет-бизнеса – некоторые проекты, такие как Telegram и связанная с ним криптовалюта TON Crystal, развивается отнюдь не на российской законодательной почве. Тем не менее направление совершенствования нормативной базы в рамках национального проекта “Цифровая экономика” продолжается.

 

Планы на будущее

Впрочем, далеко не все успели сделать законодатели в прошедшем году. Есть еще проекты, которые предполагается реализовать и в нынешнем – их также активно обсуждали на семинаре. Например, в конце 2020 года в Госдуму был внесен законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование закона о маркетплейсе. Речь идет о законопроекте № 1015918-7 “О маркетплейсе” [8], который был внесен в Государственную Думу 1 сентября. В нем, в частности, содержится вот такой пассаж: п. 2.3. “При продаже лицензии на программное обеспечение или при продаже права временного пользования (подписки) на такое программное обеспечение, а также при совершении покупок внутри приложения взимание владельцем маркетплейса комиссии за такую продажу ограничить максимумом в 20% от цены продажи (без НДС). Из данных 20% правообладатель или владелец маркетплейса ежеквартально перечисляет 1/3 часть в специальный фонд подготовки кадров в сфере компьютерных технологий”. Ну, вы поняли, что это направлено против Google и Apple с целью заставить их делиться своими доходами от продажи приложений и другого контента, да еще и за счет этих средств готовить этим ИТ-гигантам конкурентную среду. Пока законопроект прошел только первые слушания.

Кроме того, в 2021 году Комитет по финансовому рынку Госдумы собирается начать работу над созданием правовой основы для введения цифрового рубля в денежное обращение. Инициатором этого процесса выступил Центробанк, который в октябре прошлого года опубликовал документ под названием «Цифровой рубль: Доклад для общественных консультаций», в котором изложил базовые понятия для создания цифрового рубля – более подробно эту тему я описал в статье “Нарубить цифру”, а сравнение подходов к цифровой валюте центральных банков с предложениями Евробанка можно найти в новости “Цифровому евро быть” [10]. Пока в России этот процесс только начался и каков будет финальный результат – не очень понятно.

После семинара первый вице-спикер палаты Александр Жуков заявил следующее: “Сейчас мы обсуждали вопросы кибербезопасности. Конечно, с развитием цифровых технологий, искусственного интеллекта эти вопросы выходят на первый план, нам необходимо будет принять целый ряд законов, которые обеспечивали бы сохранность персональных данных, это важнейший вопрос при развитии цифровых технологий”. Собственно, пересмотр законодательства в части персональных данных назрел давно. Наше законодательство частично гармонизировано с европейским, где уже достаточно долго действуют требования GDPR. Естественно, что и наше законодательство не плохо было бы привести в соответствие с европейскими нормами. Но сейчас, к сожалению, под защитой персональных данных, скорее всего, будут подразумевать защиту персональных данных высших должностных лиц государства, что и понятно в связи с публикацией различных “антикоррупционных” расследований. Так что, действительно, в 2021 году можно ожидать изменения в подходах к защите персональных данных.

Впрочем, весенняя сессия Госдумы – последняя в этом созыве, поскольку после нее начинаются выборы новых депутатов. С одной стороны им бы не хотелось принимать законы, которые будут их в дальнейшем (во время выборов) компрометировать. Но с другой – нынешний состав Думы очень лоялен Правительству РФ, а какой Госдума будет после выборов – не известно. В результате, может сложиться ситуации, когда депутатов под конец сессии заставят принять очень жесткие законы, в том числе и связанные с информационными технологиями. Какая из этих тенденций победит – покажет время.

 

[1] http://komitet2-12.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/25083507

[2] https://tass.ru/ekonomika/10515645

[3] https://rg.ru/2020/08/06/innovacii-dok.html

[4] https://rg.ru/2020/08/06/tsifra-dok.html

[5] https://rg.ru/2020/07/24/finplatforma-dok.html

[6] https://www.connect-wit.ru/osvoenie-tsfa-planiruet-li-sberbank-vypustit-sbercoin.html

[7] https://www.connect-wit.ru/podderzhka-lataniem-dyr-br-br-mery-prinyatye-na-urovne-federalnogo-zakonodatelstva.html

[8] https://sozd.duma.gov.ru/bill/1015918-7

[9] https://www.connect-wit.ru/narubit-tsifru-br-br-tsentrobank-obsuzhdaet-vozmozhnost-vvedeniya-tsifrovogo-rublya.html

[10] https://www.connect-wit.ru/tsifrovomu-evro-byt.html

Поделиться:
Спецпроект

Win-win цифровизация «убьет» розницу и мегаполисы и создаст 13 млн. новых рабочих мест в российской «глубинке»

Подробнее

Светлана Архипкина: «Выиграет тот, кто раньше других оценит перспективы виртуальных сотрудников»

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку