Владимир Дрожжинов: Новый системный проект э-правительства России: экспертировать его сверху вниз или снизу вверх – вот в чем вопрос!
Владимир Дрожжинов, председатель правления АНО, Центр компетенции по «электронному правительству»

Владимир Дрожжинов, председатель правления АНО, Центр компетенции по «электронному правительству»

2 марта 2015 г. в московской гостинице «Меркур» Минкомсвязи России и информационное агентство TAdviser организовали обсуждения (http://www.gosbook.ru/node/93267, см. также другую точку зрения http://iecp.ru/news/item/403274) Основных положений нового системного проекта электронного правительства Российской Федерации (http://www.tadviser.ru/images/1/14/Реферат_системного_проекта_ЭП_2020.pdf ).

Представитель Минэкономразвития отказался оценивать представленные Основные положения системного проекта от Минкомсвязи: «Дайте полный системный проект». Автор этих строк предположил, что Минкомсвязи этим обсуждением бросил пробный шар, чтобы получить хоть какую-то реакцию от экспертного сообщества, выяснить, какие вопросы по проекту могут быть, и подготовиться к ответам на них.

Ведь все это было уже при обсуждении первого системного проекта в 2010 г., у него были версии на 200 страниц, и на 100. Эксперты тогда внесли кучу замечаний, которые были проигнорированы. Минкомсвязи просто опубликовало свой вариант на 60, кажется, страниц.  Правительству было доложено, что системный проект обсуждался с экспертным сообществом тот системный проект, и замечания к нему были «учтены». В дальнейшем о том проекте никто не вспоминал, и теперь в новом проекте даже нет оценки, что реализовано из предыдущего, а что нет и почему.

В 2010 г. многие эксперты задавали вопрос: «Что такое системный проект?» Ответом: «Сам проект». И в этот раз задают тот же вопрос, но сегодня все значительно лучше: можно сверять действия и документы Минкомсвязи с конкурсной документацией. А в конкурсной документации сказано, что рамках данной НИР должны быть решены следующие задачи:

− дана оценка текущего уровня развития электронного правительства Российской Федерации в сравнении с электронными правительствами зарубежных стран;

− проведены исследования и определены перспективы развития электронного правительства Российской Федерации;

− разработана агрегированная целевая модель электронного правительства Российской Федерации и укрупненный план действий по ее достижению к 2020 г.;

− разработан системный проект электронного правительства Российской Федерации.

В этот перечень Основные положения системного проекта не входят, значит, соответствующий документ создан либо самим министерством, либо кем-то из его внешних помощников. То есть 2 марта сего года экспертам предложен не результат НИР – системный проект, а его основные положения, которые являются не результатом НИР, а плодом труда самого министерства-заказчика. Причем Основные положения, теоретически, должны базироваться на системном проекте, системный проект – на агрегированной целевой модели, модель – на исследованных и определенных перспективах развития э-правительства РФ, а перспективы – уже на оценке уровня э-правительства России в международном контексте.

Короче, экспертам предложили вершину пирамиды, под которой еще четыре уровня результатов исследовательских работ. Вопросы задаются по «вершине», а ответы «рассыпаны» по четырем уровням результатов исследований. Поэтому Основные положения системного проекта невозможно оценить, не имея под рукой все остальные материалы. И, главное, на многие вопросы министерство, не предоставляя экспертам всех материалов проекта, может отвечать так: «На этот вопрос у нас ответ там-то, например, в агрегированной целевой модели э-правительства РФ».

В конкурсной документации есть оглавление и краткое содержание каждого раздела системного проекта. Этим снимается вопрос, что такое системный проект. Оглавление выглядит следующим образом.

Пункт 4.2.1. конкурсной документации (http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/common-info.html?regNumber=0173100007515000068 ). На основе проведенных на первом этапе  исследований должен быть разработан системный проект электронного правительства, включающий следующие разделы:

− реферат;

− введение;

− основные термины и определения;

− основания, цели создания и назначение cистемного проекта электронного правительства Российской Федерации;

− состояние электронного правительства Российской Федерации на данном этапе развития;

− основные положения, принципы и цели электронного правительства Российской Федерации;

− обоснование выбранного варианта развития электронного правительства Российской Федерации до 2020 г.;

− показатели результативности и эффективности выбранного варианта развития электронного правительства Российской Федерации;

− основные характеристики архитектуры деятельности электронного правительства Российской Федерации;

− основные характеристики системной архитектуры электронного правительства Российской Федерации;

− базовые принципы технической архитектуры электронного правительства Российской Федерации;

− условия и средства управления непрерывным развитием архитектуры электронного правительства Российской Федерации;

− ориентировочный план и условия реализации выбранного варианта развития электронного правительства Российской Федерации;

− основные положения управления реализацией выбранного варианта развития электронного правительства Российской Федерации;

− литература;

− приложение 1. Краткий глоссарий электронного правительства Российской Федерации;

− приложение 2. Перечень нормативно-правовых документов, предлагаемых к разработке или обновлению редакции;

− приложение 3. Примерный перечень проектов программы развития электронного правительства до 2020 г.

Таким образом, есть только один вопрос, на который эксперты и могут ответить: соответствует ли системный проект по оглавлению и содержанию требованиям конкурсной документации? Но будет ли им поставлен такой вопрос? Увидим… Для этого нужны не Основные положения, а сам системный проект!

Можно предположить, что на этот раз Минкомсвязи, учитывая предыдущий опыт прокурорского и полицейского расследования в 2013 г. деятельности «Ростелекома» по проекту электронного правительства (http://www.cnews.ru/news/top/elektronnoe_pravitelstvo_putin_poruchil ), будет скрупулезно в контроле результатов выполненных работ. И не надо дурить экспертов и напрасно тратить их время, устраивая с ними игру в угадайку, предлагая им давать замечания и предложения по системному проекту самого верхнего уровня НИР, когда большинство ответов находится в материалах четырех нижних уровней НИР. Давайте экспертировать результаты всей НИР в той последовательности, в которой она выполнялась. Это повысит  качество и результатов НИР, и экспертизы!








 

ИД «Connect» © 2015-2017

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика