Александр Голышко: Стратегическое регулирование связи

Александр Голышко, ведущий аналитик, АО «НПО РусБИТех», к. т. н.

«Частный капитал не может продвигать государственные интересы в развитии экономики»

Джейк Салливан, советник Президента США по национальной безопасности

Александр Голышко, ведущий аналитик, АО «НПО РусБИТех», к. т. н.

Согласно недавнему поручению президента РФ Владимира Путина правительство должно в этом году разработать и утвердить стратегию развития отрасли связи до 2035 г. Иными словами, президент предложил отрасли заглянуть вперед на дюжину лет. В профильных обсуждениях зазвучали привычные термины «Фиксированная связь», «Мобильная связь», «Спутниковая связь»… Как представляется, время сепаратного существования этих терминов уже прошло, и тому есть причины.

Вот что такое сегодня сеть мобильной связи? – Прежде всего, это огромная сеть фиксированной связи, в которой на последних метрах работает радиоинтерфейс 2G…6G или Wi-Fi/1…7. И вот уже мобильная связь идет поверх «фиксированного» Wi-Fi (если он есть), а с внедрением e-SIM (что означает выбор лучшей сети в каждом месте) конкретная принадлежность инфраструктуры становится для абонента вообще не столь важной при одновременном увеличении сетевого покрытия потенциально до глобального масштаба. При всем этом наличие доступа в Интернет (естественно, это ШПД, потому что другого почти не осталось) предоставляет широкий сервисный пакет от IPTV 4K до любых возможностей мессенджеров. В дополнение на наших глазах происходит конвергенция наземной и спутниковой связи (в удаленных местах, куда не добралась наземная сетевая инфраструктура) непосредственно в смартфоне, для чего уже запускаются специализированные спутники.

Обратив свой взор в стратегическую даль, нетрудно предвидеть внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в создание на базе смартфона когнитивного (программного) радио, отслеживающего наряду с местоположением текущую электромагнитную и финансовую обстановку с подстройкой (выбором услуги) под привычки, сервисные запросы и оптимальные тарифы владельца смартфона.

В итоге всего вышесказанного вне зависимости от сетей и их операторов конкуренция перенесется и уже переносится непосредственно в терминал пользователя. А операторы со своими сервисными предложениями могут даже вообще перейти в виртуальную плоскость, передав управление инфраструктурой на аутсорсинг. Для этого в отечественном регулировании уже созданы все условия в части возможности совместного использования инфраструктуры: зданий и сооружений, оборудования, каналов и радиочастот (даже есть свежий проект закона о том, как делить ресурс единственной базовой станции в населенном пункте). Сюда же стоит добавить, что концепция сетей 5G изначально предусматривает деление сетевого ресурса между многими виртуальными операторами (MVNO). В результате мы идем к тому, что на рынке будет единственная технологическая телекоммуникационная услуга под простым названием «связь», поверх которой будет развиваться цифровая «среда». Мы столько лет говорили о конвергенции в телекоммуникациях, и вот она пришла. А на рынке связи остается лишь один основной вопрос – каков ресурс пропускной способности в данной точке для конкретного потребителя?

Впрочем, не только на рынке. Сегодня функционирование инфраструктуры связи напрямую связано с функционированием государства. В современном государственном устройстве инфраструктура связи является тем «кирпичом», вынув который, мы не увидим не только цифровой экономики со всей мощью информационных технологий и «цифровых трансформаторов», но много чего еще, если не сказать – всего (зато исторически сложилось так, что связистов замечают лишь когда со связью что-то случается).

Разумеется, инфраструктуру связи надо беречь, как «зеницу ока», не забывая, что она состоит в основном из нескольких крупнейших операторских сетей, а те, в свою очередь, преимущественно из сетевого оборудования зарубежных производителей и, порой, из весьма недружественных ныне стран. Очевидно, здесь присутствуют риски того, что по звонку или команде инфраструктура связи однажды может превратиться в «тыкву», которая накроет и все остальное. Возможно этого не происходит потому, что недружественным странам по разным причинам (оставшийся бизнес, разведка, агентура, фейкометы и полезные идиоты) пока выгодна работающая здесь инфраструктура, но время сейчас неспокойное, неровен час, могут появиться и другие причины с другими последствиями.

Что следует из вышесказанного помимо необходимости интенсификации обретения импортонезависимости производства отечественного оборудования с огромной надеждой на наших инженеров?

Стране будет необходима инфраструктура не просто скоростная, а охраняемая, защищенная, резервируемая и иерархическая. То есть с пониманием, что защищаем в первую очередь, что во вторую и т.д. со всеми сопутствующими вопросами. – Если оборвали коммуникации, то кто подхватит трафик, какого объема и как быстро? Кто сохранит данные и как они защищены? Как защищать того, кто идет в первую очередь? Какое и где резервирование? Как проложены по стране альтернативные каналы, кольца и есть ли они вообще (и как бы не в той же самой канализации или в тех же арендованных каналах)? Как организовать сетевой резерв спутниковыми группировками? Как и где использовать тропосферные линии связи? Как организовать сетевое, юридическое и финансовое взаимодействие операторов – владельцев инфраструктуры? Кто гарантирует надежность всего приведенного выше? Кто страхует риски? Ну и т.д. В общем, тут есть, чем заняться регулятору не только до 2035 года, чтобы «цифровая страна» спокойно обжилась в Индустрии 4.0 и двинулась дальше.

Пожалуй, все это может получиться в рамках системного подхода, если базовая инфраструктура связи будет находиться в одних руках без лишних вопросов – «кто шил костюм»? Учитывая сказанное выше целесообразно формирование инфраструктурного оператора и национальной инфраструктуры связи, как универсального государственного инфраструктурного ресурса (сначала выйдет стратегия, конечно). Соответственно появятся и регуляторные вопросы: процессы перехода, инфраструктурные вклады (каналами, частотами, оборудованием и пр.), совместное владение ресурсами, стандартизация интерфейсов доступа, унификация процедуры получения инфраструктурной услуги, слияние эксплуатационных служб, инфраструктурный налог для «легких» MVNO, предоставление инфраструктурных услуг, распределение прибыли и пр.

Все остальные операторы в этом случае могут стать виртуальными MVNO, освободившимися от груза CAPEX, что будет с благодарностью воспринято их финансовыми службами. Тогда они смогут сосредоточиться исключительно на дальнейших разработках и внедрении своих инновационных цифровых сервисов. В цифре сегодня можно сделать абсолютно все, а вот инфраструктуре стоит полностью посвятить новый закон «О связи».

Остается один вопрос – а почему обязательно государство?

Ну хотя бы потому, что это государственная задача. Или потому, что за последние 30 лет иностранными инвесторами уничтожена значительная часть отечественных производителей. Или по причине, о которой сказал в самом верху господин Салливан, получивший, очевидно, соответствующий «рыночный» опыт (или почитавший К.Маркса). Собственно, когда об этом говорят даже «заклятые партнеры» (у которых рынок – это «их все»), есть смысл прислушаться. Тем более, что речь идет о будущем страны.

Добавить комментарий

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку