Александр КУЗЬМЕНКО: «Мы формируем будущие отечественные «лучшие практики» управления ЖЦ ракетно-космической техники»

Подготовка к цифровой трансформации предприятий ОПК, набирающая обороты в нашей стране, невозможна без технологий и решений для управления жизненным циклом сложных технических объектов и систем. Участие в этом процессе компании «ЛМ Софт» заметнее с каждым годом, подтверждением чему служат выполненные и реализуемые в настоящее время проекты. О результатах некоторых работ рассказывает руководитель компании Александр КУЗЬМЕНКО.

 

Мы традиционно беседуем с вами в преддверии Форума «ИТ на службе ОПК». Поэтому вначале хотелось бы узнать, какие результаты своей работы за прошедший год вы считаете нужным выделить? Какие изменения и тренды на вашем сегменте ИТ-рынка отметить?

Конечно, мы всегда следим за повесткой на всех уровнях в тех отраслях, на работе с которыми сосредоточены. Это прежде всего промышленность, оборонно-промышленный комплекс, органы государственного управления. И непосредственно на примере наших заказчиков и партнеров мы внимательно наблюдаем за изменениями, происходящими в сфере информационных технологий. А рассказать хотелось бы скорее о наших достижениях за прошедший год и планах по их развитию. Год был довольно насыщенным для компании с точки зрения реализуемых проектов и расширения области применения наших продуктов и решений. По большей части мы сконцентрированы на практических задачах. И здесь есть чем похвастаться.

Основной специализацией компании «ЛМ Софт» с момента ее создания является разработка и внедрение решений в области управления полным жизненным циклом (ЖЦ) сложных технических объектов и систем, промышленной продукции в первую очередь, для наукоемких отраслей промышленности и военно-промышленного комплекса. Команда специалистов с соответствующей экспертизой и опытом была создана изначально, при формировании портфеля программных решений было решено идти эволюционным путем. Первыми программными продуктами компании стали «ЛМ Софт: Проектное управление» и «ЛМ Софт: Управление НСИ».

Формирование системы управления жизненным циклом в комплексе подразумевает многоуровневую интеграцию процессов, организаций и данных всех участников ЖЦ изделия, от разработки до утилизации, в рамках единой концепции или программы жизненного цикла. Исходя из этого понимания, для первоочередной программной реализации мы выбрали проектное управление и управление НСИ, необходимые для сквозной интеграции деятельности участников программы ЖЦ и обеспечения информационной связности процессов и систем участников программы ЖЦ соответственно. Далее мы последовательно наращивали и развивали функциональность нашего ПО для полноценного охвата всего спектра задач управления жизненным циклом.

В прошлом году мы сделали очередной, но очень значимый шаг в данном направлении. Одним из стратегических проектов, который компания выполняет в интересах крупного предприятия ракетно-космической отрасли (РКО), является создание программного комплекса поддержки управления полным жизненным циклом изделия. Проект рассчитан на несколько лет, в его рамках мы ведем практическую отработку и апробацию как собственных идей в области управления ЖЦ, так и лучших мировых практик в области системной инженерии, PLM/PDM и т.п. Реализуя проект мы, с одной стороны, безусловно, получаем бесценный опыт решения комплексных задач в такой сложнейшей отрасли, как РКО, а с другой – по сути, формируем отечественную передовую экспертизу, будущие отечественные «лучшие практики» управления жизненным циклом изделий ракетно-космической техники. Это мы делаем совместными усилиями специалистов компании, заказчика и наших партнеров.

В рамках этого проекта вы используете существующие решения компании?

В рамках этого проекта мы создаем новые, расширенные решения. Безусловно, возможности и механизмы, отработанные в области проектного управления и управления основными данными, как иногда называют НСИ, легли в основу создаваемого программного комплекса. При этом появились совершенно новые программные компоненты. Постараюсь коротко их перечислить и охарактеризовать.

Создан компонент ведения данных о структуре и составе изделия и управления электронным формуляром уже конкретного образца (ЭФО). Он предоставляет возможность учитывать, хранить и анализировать широкий состав данных об изделии, включая структуру, сведения о комплектности, ресурсы и гарантии изготовителя, основные технические сведения, а также сведения о приемке и хранении, о движении изделий и составных частей, о выполнении эксплуатационных работ, о результатах контроля соблюдения правил эксплуатации и обслуживания, состояния и работы изделия, о выполненных работах по техническому обслуживанию и ремонтам (ТОиР).

Возможности ЭФО обеспечивают функционирование ряда других компонентов, таких как: компоненты планирования и мониторинга ТОиР, управления запасами, управления материально-техническим обеспечением (МТО) и управления качеством, которые, в свою очередь, составляют функциональную основу интегрированной логистической поддержки изделия на всех стадиях ЖЦ, начиная с проектирования изделия.

Компонент планирования и мониторинга ТОиР позволяет настраивать параметры (стратегии) планирования работ, формировать технологические карты ТОиР, в составе которых можно учитывать нормы материалов, ЗИП и трудовых ресурсов. И кроме того, автоматически формировать планы-графики ТОиР на заданный временной период, вручную добавлять работы в планы-графики ТОиР, автоматически формировать заявки на выполнение работ ТОиР в соответствии с планом-графиком, проводить мониторинг и контролировать выполнение работ ТОиР.

Компонент управления запасами делает возможным автоматический расчет потребности в материалах и ЗИП на основании планов-графиков и технологических карт ТОиР, в том числе за определенный пользователем временной интервал, а также учет данных о наличии материально-технических ресурсов (МТР) на складах.

Компонент управления МТО позволяет формировать план поставок МТР на основании сведéния планов-графиков ТОиР и расчетов потребностей, автоматически генерировать заявки на поставку МТР, вести календарно-сетевые графики (КСГ) поставок МТР, проводить мониторинг и контролировать выполнение планов и КСГ поставок МТР.

Наконец, компонент управления качеством отвечает за учет рекламаций и дефектации, планирование и контроль выполнения работ по рекламациям, а также за ведение реестра показателей качества и отслеживание их фактических значений.

Перечень результатов внушительный. Можно ли говорить о том, что компания планирует в дальнейшем работать преимущественно с предприятиями РКО?

Повторюсь, мы очень гордимся и дорожим возможностью работать в интересах развития отечественной ракетно-космической отрасли, нашей космической техники, в чем-то, наверное, нашей национальной мечты. Но это не означает, что наши новые разработки предполагают применение исключительно в данной отрасли. Уровень развития технологий технического управления ЖЦ, системной инженерии на сегодня таков, что позволяет – до определенного уровня – отделить структуру и состав процессов управления ЖЦ от собственно предметно-специфичного содержания объекта управления. В принципе, именно для этого такие технологии и создавались, и примерно на этом уровне абстракции создается и функционирует программное обеспечение. В чем смысл, например, такого понятия, как «моделеориентированная разработка»? Как раз в том, что процессы выстраиваются по отношению к цифровой модели как универсальному стандартизованному объекту, а вся специфика конкретного изделия инкапсулирована в самой модели. Переводя на язык привычных названий программных продуктов, можно сказать, что большая часть специфики остается на уровне моделей в PDM и CAD/CAxxx, а модели процессов и обеспечения ЖЦ управляются унифицированными параметрами, которые формируются в рамках предметных моделей. А если еще проще, тогда так: наши новые программные компоненты, равно как и созданные ранее, могут успешно использоваться в других отраслях. И такие работы уже идут.

Безусловно, ваш проект «в космосе» не единственное достижение за прошедший год.

Конечно, нет. Выполнен ряд проектов по внедрению технологий проектного управления для Объединенной судостроительной корпорации, НИЦ им. Н.Е. Жуковского, предприятий ОПК и энергетики. Продолжается развитие АИС проектного управления в Минпромторге России. Здесь важной вехой для нас стало создание мобильного приложения АИС проектного управления Минпромторга. Этот инструмент предназначен прежде всего для руководителя, который может в оперативном режиме просмотреть интересующую его информацию по ходу реализации программ и проектов, выдать поручение, получить обратную связь. Мобильный интерфейс разработан в исполнении для мобильных устройств на базе наиболее распространенных операционных систем iOS и Android.

Другими словами, проектное управление в вашей деятельности остается приоритетным?

Проектное управление остается для нас одним из приоритетов. Мы работаем и над расширением функциональных возможностей продукта, и над новыми форматами взаимодействия. Так, актуальной задачей в настоящий момент является переход к оказанию услуг на базе облачной инфраструктуры – в том числе в такой востребованной области, как проектное управление. За последние несколько лет органы исполнительной власти совокупно потратили более миллиарда рублей на внедрение проектного управления (оценка получена путем анализа данных о государственных закупках). И внедряли, во-первых, далеко не все, а во-вторых, не всегда успешно.

При этом цели, задачи, да и процессы проектной деятельности у «федералов», а тем более у «регионалов» во многом совпадают, и они должны быть унифицированы. Использование облачных решений в данном случае позволит существенно снизить затраты на внедрение и поддержку процессов проектного управления и к тому же обеспечить своевременную модификацию решений в зависимости от изменений нормативной базы. Нашими специалистами подготовлены все необходимые технические решения, сейчас мы находимся в процессе переговоров с потенциальными заказчиками и партнерами по вопросам практической отработки облачного решения для проектного управления.

 

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку