Андрей Брыксенков: Арктический налог

Андрей Брыксенков, председатель Консорциума ЦРТП, член Полярной комиссии Русского географического общества

Андрей Брыксенков, председатель Консорциума ЦРТП, член Полярной комиссии Русского географического общества

Арктическая зона Российской Федерации является регионом, для развития которого, вследствие наличия специфических демографических, высокоширотных, температурных и ряда других факторов, требуется бюджетное финансирование (помимо средств частных инвесторов).

Постановлением от 21 апреля 2014 г. №366 была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», которая включала в себя мероприятия отраслевых государственных программ Российской Федерации, реализуемые в арктической зоне. Ответственным исполнителем госпрограммы являлся (ныне упраздненный) Минрегион России. В  программе фигурировала сумма бюджетного финансирования более 2 трлн руб. Впоследствии по целому ряду причин (в первую очередь, отсутствие финансирования) ее реализация была переведена в «статистический режим».

На сайте госкомиссии по развитию Арктики обозначены основные положения проекта обновленной государственной программы социально-экономического развития Арктики до 2025 г. и на дальнейшую перспективу. Разработка проекта программы поручена Минэкономразвития. Доступ к проекту закрыт, так как разделы программы имеют грифы ДСП или степени секретности. Известна только бюджетная составляющая финансирования проекта. Первоначально называлась сумма в 1 трлн руб., затем она уменьшилась до 220 млрд, потом прозвучала цифра 50 млрд, что ничтожно мало для системного освоения Арктики.

Не все министерства участвуют в подготовке проекта данной госпрограммы, например, в ней не представлено Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь). Тем не менее, оно создает телекоммуникационную инфраструктуру в АЗРФ без использования бюджетных средств (которые, впрочем, не были бы лишними при организации спутниковой группировки на ВЭО). В частности, Минкомсвязью в 2005 г. был создан резерв универсального обслуживания, который формируется из отчислений всех операторов связи – 1,2% выручки, полученной от оказываемых услуг связи. Таким образом, консолидируется около 14 млрд руб. в год.

Часть полученных средств идет на оказание универсальных услуг связи с использованием точек доступа. В населенных пунктах АЗ РФ до 2018 г. планируется обеспечить оказание универсальных услуг связи с использованием точек доступа в 86 населенных пунктах (1 июля 2014 г. универсальные услуги связи предоставляются посредством 848 таксофонов).

Кроме того, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 21.11.2013 № Пр-2678 (подготовленным Минкомсвязью) задача по обеспечению доступности современных услуг связи на территориях населенных пунктов Российской Федерации численностью от 500 человек должна решаться силами ведущих операторов связи в рамках собственных инвестиционных программ без привлечения дополнительного бюджетного финансирования. Доступность современных услуг связи на территории населенных пунктов численностью 500–10 тыс. человек обеспечивается силами ПАО «Ростелеком», а населенных пунктов численностью 10–50 тыс. человек – силами ведущих операторов подвижной радиотелефонной связи.

По сути, речь идет о введении «арктического налога» на подведомственные министерству структуры с целью получения средств для реализации заведомо убыточных, но важных для министерства и государства проектов, в частности, на территории АЗРФ. В качестве компенсации компаниям предлагаются коммерчески привлекательные проекты в крупных городах центральных регионов РФ.

В условиях дефицита бюджета, когда у государства нет средств на актуальные, но неприбыльные проекты, предлагаем воспользоваться опытом Минкомсвязи. Аналогичный подход используют и некоторые западные государства.

Министерства и ведомства, ведущие хозяйственную деятельность в Арктике, например, Минтранс, Минэнерго, Минпромторг, могли бы ввести отчисления от финансовых потоков подведомственных организаций с целью аккумулирования средств для развития профильной инфраструктуры на территории АЗРФ, предоставив этим организациям определенные преференции в прибыльных проектах.

По мнению заместителя министра Минэкономразвития Александра Цибульского, арктический регион нужно рассматривать как новый национальный мегапроект. Арктика для России крайне важна как экономическая и транспортная составляющая и с точки зрения геополитики. Поэтому необходимо проанализировать все возможные варианты финансирования программы развития АЗРФ. Без достаточного финансирования многие направления развития АЗРФ  имеют только «бумажную» перспективу.

Поделиться:
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку