Андрей Брыксенков

Опыт реализации проекта арктического ВОЛС на примере компании Quintillion (США, Аляска)

Андрей Брыксенков, Председатель Консорциума ЦРТП

Председатель Консорциума ЦРТП, член Полярной комиссии Русского географического общества

Андрей Брыксенков

В настоящее время в РФ идёт согласование Проект указа Президента РФ «О Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности па период до 2035 года» (Стратегия)
В п. 5. к. Стратегии отмечен «низкий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и конкуренции в сфере телекоммуникаций»;
В п.12. о. Стратегии включено «строительство трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи с выходом локальных линий связи на крупнейшие порты северного морского транспортного коридора и населенные пункты Арктической зоны»;
В п.19.д. Стратегии признано актуальным «использование технологий и объектов инфраструктуры двойного назначения в интересах комплексного решения задач обороны в Арктической зоне».
Для выполнения положений Стратегии видится актуальным использование опыта реализации проекта арктического ВОЛС в т.ч. на примере компании Quintillion (США, Аляска).

О компании Quintillion. История создания арктической ВОЛС

С момента основания Quintillion в 2012 году директор компании Элизабет Пирс (в настоящее время директор М.Тронсур) сосредоточила свои амбиции на своем родном штате Аляска. Спутниковый интернет штата был медленным и дорогим. Cтоимость интерната для пользователя составляла порядка 70 долларов в месяц. Большая скорость уже стоила порядка 140 долларов.
Местная шутка: «Помимо снега, льда, медведей, лосей и комаров, вы знаете, что находитесь на Аляске, потому что ваш ежемесячный счет за интернет в два раза больше, чем платёж за ваш ипотечный кредит».
Пирс и ее соучредители, которые уже имели опыт работы в телекоммуникационных компаниях Аляски, полагали, что они могли бы развивать более быструю широкополосную связь на основе оптоволокна, а затем продавать ее оптом местным интернет-провайдерам. Теоретически это означало большие возможности, особенно в связи с потеплением климата, открывающим новые пути для роста экономики в Арктике.
Команда провела большую часть 2013 года, проводя исследования, оценивая экологические проблемы и договариваясь о кабельных маршрутах с коренными племенами.
Ни одна крупная венчурная компания не инвестировала в проект Quintillion-AFI до 2015 года. Рынок крошечных арктических сообществ, казалось, не оправдывал огромные авансовые расходы – одна из причин, почему конкуренты Аляски в основном использовали спутники и микроволновые антенны, а не ВОЛС, чтобы достичь малонаселенных центров в штате, который более чем в два раза больше Техаса.
Специалисты Фонда Oppenheimer считали, что Quintillion может получить только 30 миллионов долларов в ежегодных контрактах из своего проекта по территории Аляски. Стоимость проекта, которая, как утверждали критики, была слишком высока, чтобы иметь смысл обслуживать район с населением 12 500 человек.
Всё-таки две инвестиционные компании – Cooper Investment Partners (CIP), французский инвестиционный банк Natixis SA (на сайте банка информация, что сделка уже закрыта), и мелкие инвесторы предоставили более 270 миллионов долларов для строительства системы.
В 2016г. году компания Quintillion начала строительство подводной кабельной сети, сотрудничая с Alcatel Submarine Networks Ltd. Но морское дно оказалось жестче, чем ожидалось, и погодные условия быстро ухудшались. Пришлось прекратить работу и отложить проект на год.
Чтобы соединить подводный кабель с наземным сегментом, потребовалось пробурить канал длиной в милю на 80 футов под землей, от океана до стыковочной шахты.
Создание подводного ВОЛС с наземным сегментом потребовало использование 14 судов и получение 275 правительственных согласований и разрешений на право проведения работ.
В настоящее время система ВОЛС “Quintillion System” состоит из трех сегментов:
– подводного сегмента, который охватывает Арктическую Аляску с моря;
– наземного сегмента, который проходит с севера на юг вдоль шоссе Далтона;
– наземной сети ВОЛС, которая соединяет подводный и наземный сегменты.
Quintillion предоставляет услуги средней мили для поставщиков услуг последней мили (таких как Alaska Communications, TelAlaska и ASTAC) вдоль шоссе Далтон, северного склона и северо-западной Аляски. Как поставщик услуг средней мили компания не предоставляет услуг доступа в интернет непосредственно населению.

 Скандалы
«Мечта о Северо-Западном проходе имеет смысл на бумаге”, – говорит Тим Стронг, вице-президент по исследованиям консалтинговой компании TeleGeography. – Но так трудно получить финансирование.»
Cхеме, призванной побудить инвестиционные компании предоставить более 270 миллионов долларов для строительства системы Quintillion, стало предоставление инвесторам восьми поддельных контрактов на продажу широкополосной мощности и соответствующие формы заказов, в соответствии с которыми Quintillion получит гарантированный доход после того, как система Quintillion будет построена.
В соответствии с фиктивными соглашениями о доходах четыре телекоммуникационные компании, по-видимому, взяли на себя обязательные обязательства по закупке определенных оптовых объемов мощности у Quintillion по определенным ценам. Совокупная стоимость поддельных соглашений о доходах составила около 1 миллиарда долларов в течение срока действия поддельных соглашений о доходах. На самом деле поддельные соглашения о доходах были абсолютно ничтожны, потому что Пирс подделала подписи контрагентов.
Например, в рамках одного из фиктивных соглашений о доходах клиент якобы согласился покупать у Quintillion увеличивающиеся объемы гигабит в секунду мощности в течение 20 лет. Это соглашение, будь оно подлинным, обеспечило бы компании сотни миллионов долларов будущих доходов. На самом деле переговоры по этой сделке закончились неудачно, о чем Пирс никогда не сообщала инвесторам. Согласно другому фиктивному соглашению о доходах, клиент якобы согласился купить у Quintillion фиксированное, заранее определенное количество мощностей независимо от последующих рыночных условий.
«Элизабет Энн Пирс, тогдашний генеральный директор Quintillion, ставила свои амбиции выше закона. Чтобы собрать более 270 миллионов долларов на строительство волоконно-оптической кабельной системы на севере Аляски, она неоднократно лгала своим инвесторам и подделывала подписи руководителей своих клиентов на поддельных контрактах о доходах».
Летом 2019 года американский суд вынес приговор Элизабет Пирс — бывшему гендиректору компании Quintillion – 5 лет лишения свободы.

Технические характеристики
Как обозначено на сайте компании, Quintillion является ведущим поставщиком инфраструктуры широкополосной связи, спутниковых наземных станций и больших данных/облачных сервисов. Компания заключает контракты на оптовую продажу мощности своей сети, а система Quintillion обеспечивает доступ к поставщикам телекоммуникационных услуг в Арктике и по всему миру.
«Благодаря своей волоконно-оптической системе 30 Тбит / с, масштабируемой до 90 Тбит / с, технологии Quintillion закладывают основу для того, чтобы правительственные, глобальные финансовые, облачные и нефтегазовые клиенты могли без ограничений пользоваться интернетом».
Данная ВОЛС – «единственная подводная волоконно-оптическая сеть в Арктике США. Протяженность более 1600 миль. Обслуживает новые и развивающиеся рынки. Идеально подходит для нужд национальной безопасности. Обозначена как критическая инфраструктура. Устойчивость к киберугрозам. Защищена от повреждений и помех. Планируется подключение к Азиатским и европейским рынкам.»

Спецификация системы:
• 3PairSystem-начальная проектная мощность 100 Гбит / с x 100 λ на пару волокон = 30 терабит в секунду;
• Упругая сетевая конструкция, в основном заглублённая на 12 футов под водой;
• Шесть кабельных посадок установлены на глубине 60-80 футов в стальном трубопроводе до мили от берега;
• Надежные каналы питания и резервное оборудование на каждой терминальной электростанции с круглосуточным мониторингом и реагированием.

3 этапа развития:
1этап: – реализован – 505 миль наземного волокна, идущего параллельно шоссе Далтон – 1182 мили волокна – на глубине 12 футов под водой. Обслуживает крупнейшие нефтяные и газовые месторождения Северной Америки в Прудхоу-Бей.
2- этап: – Планируется соединить Японию с штатом Вашингтон. Обеспечивает разнообразие маршрутов и уменьшает задержку
3- этап: – Планируется – Трансарктика. Сетевой маршрут в Лондон.

Экономическая составляющая
Как утверждает руководство компании, поскольку кабель защищен медной и стальной оболочкой, стоимость обслуживания сети ниже, чем у других систем доступа в интернет, и система защищена от суровых условий Арктики.
Документы указывают, что, хотя телекоммуникационные контракты Quintillion принесут на 480 миллионов долларов меньше, чем прогнозировала Пирс, годовая прибыль может достичь обещанных показателей 2018 года к 2023 году.
В настоящее время в Анкоридже тарифный план широкополосной связи – скорость загрузки, достигает 250 мегабит в секунду, при этом 500 гигабайт данных — или около 80 двухчасовых фильмов высокой четкости. (Федеральная комиссия связи США определяет “широкополосную связь” как скорость загрузки не менее 25 мегабит в секунду).
В Utqiavikvik, городе-хабе северного склона на маршруте Quintillion, тарифный план охватывает 50 гигабайт данных и загрузок.
Контракты на интернет-услуги могут быть субсидированы федеральным правительством. Например, по данным штата, федеральные субсидии оплатили 90 процентов счета за интернет в школьном округе Нижний Кускоквим в размере 12,4 миллиона долларов от GCI в 2017 году.
Компания GCI получила более 40 миллионов долларов в виде федеральных стимулирующих грантов для оплаты своей системы Terra стоимостью 300 миллионов долларов.

Вопросы национальной безопасности
В 2020г. в состав руководства компании вошёл генерал Джейкоби Кэмпбелл. Как отмечено, генерал будет тесно сотрудничать в вопросах получения поддержки со стороны федерального правительства для реализации стратегических планов расширения сети. «Я очень рад присоединиться к команде Quintillion. Я считаю, что это очень важно для поддержания глобальной безопасности и безопасности США. Волоконная инфраструктура и широкополосная связь в Арктике имеет решающее значение для нашей национальной обороны и является фундаментальной для стратегии развития Арктики», – говорит он.
«Существующая инфраструктура кабельной сети служит и защищает интересы США и Канады. Наблюдается рост стратегического значения арктического региона. По мере потепления климата, растет коммерческая и военная активность».
«Арктика-это стратегический путь подхода к нашим конкурентам и потенциальным противникам. Наша нынешняя инфраструктура безопасности и обороны должна быть модернизирована и укреплена на долгосрочную перспективу»
15.08.20г. госсекретарь США Майк Помпео встретился с министром иностранных дел Дании Йеппе Кофодом а также Министром иностранных дел Гренландии Стин Линге, занимающимся вопросами национальной безопасности в Арктике.
В ходе встречи было отмечено, что регион занимает важное место в повестке дня. Палата представителей и Сената NDAA на финансовый год 2021г. потребует от Министерства обороны провести «оценку состояния и оперативной деятельности целостность инфраструктуры Северной системы оповещения» – системы, которая не была обновлена со времен Холодной войны.
«С более чем 1600 милями волоконно-оптического кабеля, уже проложенного у побережья Аляски, Quintillion находится в состоянии полной готовности и готов предоставить инфраструктуру, необходимую для защиты нашей северной границы. Данная система готова защищать интересы Соединенных Штатов и ликвидировать разрыв в стратегических инфраструктурах касательно вопросов национальной безопасности».

Развитие проекта
Хотя у компании нет ближайших планов по расширению услуг в других частях Аляски, изучаются возможности расширения сети и лучшего обслуживания жителей Аляски.
Планы по подключению Аляски к международным рынкам в Японии и Европе находятся на стадии планирования. Планируемое расширение волоконно-оптической сети Quintillion соединит Японию с полуостровом Олимпик в штате Вашингтон, а Аляску-с Европой через Северо-Западный проход в северной Канаде. В дополнение к обеспечению международной связи на Аляске завершается разработка планов по строительству современного центра обработки данных для обслуживания резидентов, нефтегазовых операторов, компаний по мониторингу окружающей среды и в интересах Министерства обороны.
В конце 2019г. Quintillion Networks, штаб-квартира которой находится в Анкоридже, АК, объявила о своем партнерстве с APTelecom для расширения охвата мирового рынка через трансатлантическую волоконно-оптическую сеть, обслуживающую Северную Америку и Азию.
По мере того как существующие трансатлантические волоконно-оптические кабельные системы стареют и достигают пика своей рабочей мощности, потребность в современной высокоскоростной системе с низкой задержкой быстро возрастает. Запланированный подводный трансатлантический кабель Quintillion мощностью 200+ Тбит / с. удовлетворит насущную потребность в дополнительной передаче данных с азиатских рынков на континентальную часть Соединенных Штатов и облегчит технологическое бремя недостаточно обслуживаемых клиентов, работающих в существующих сетях.

Политические риски
Планы прокладки кабелей могут запутаться в паутине политики. Как пример, Министерство юстиции США решило выступить против заявки «Гугл», «Фейсбук» и китайской фирмы на прокладку подводного интернет-кабеля между Америкой и Гонконгом.
8. Выводы.
1. В целом, даже в условиях Севера, экономически оправданно создание локальной ВОЛС, тем более подключение к транзитной глобальной сети. Потребители готовы платить за хорошую скорость Интернета.
2. С начала реализации проекта с целью поддержки проекта целесообразно сотрудничество с силовыми структурами. (В США допускается совместное использование ВОЛС в гражданских целях и в интересах МО.)
3. Опираясь на сотрудничество с силовыми структурами использовать схему ГЧП реализации инвестиционного проекта.
4. Для привлечения инвесторов – использовать открытость информации по проекту и PR технологии. Создать актуальный сайт проекта.
5. Для оптимизации проекта – более тщательное проведение геологических океанографических исследований по маршруту прокладки кабеля.
6. Ввиду наличия большого объёма документов необходимых для согласования проекта (и как следствие – усилий растянутых по времени) желательно привлечение специалистов, имеющих хорошие навыки и связи в согласующих организациях.
7. Для успешного продвижения проекта целесообразно использовать ресурс Арктического совета и его структуры «Секретариат коренных народов» (IPS) Ранее Корпорация коренных жителей Аляски выступала с активной поддержкой проекта Quintillion. (Россия будет председательствовать в 2021-22гг, в плане – РГГМУ контактная точка по созданию рабочей группы научных исследований в Арктике).
8. В целом реализация аналогичных проектов имеет довольно высокие риски в т.ч. из-за экологических, социальных и политических аспектов.

А в это время в России…
Постройка двух уникальных судов-кабелеукладчиков проекта 15310, заложенных в январе 2015 года в Зеленодольске, с конца 2016 года ведется в Крыму, на заводе «Залив», расположенном в Керчи и с 2014 года принадлежащего Зеленодольскому судостроительному заводу. Их сдача ожидалась в 2018 и 2019 годах.
19.08.20г. На судостроительном заводе «Залив» (г. Керчь, р. Крым) наконец спущено на воду (но не сдано) кабельное судно «Вятка» проекта 15310, строящееся для ВМФ России.
Назначение кабельных судов проекта 15310 ( Вятка, Волга)— прокладка и ремонт линий связи, в том числе в полярных широтах. Водоизмещение кабелеукладчика — около 8000 тонн, длина — порядка 140 м, ширина — 19 м, осадка — 4 м. Они способны брать на борт до 5 тысяч тонн грузов. Автономность судна — до двух месяцев.
Все специализированное кабельное оборудование, в том числе и автоматика, которая должна объединиться в интегрированную систему управления, иностранного производства. Российских аналогов нет. И в условиях санкций поставить его даже через третьи страны также нет возможности.
По первым сдвигам сроков суда должны были войти в состав ВМФ в 2021 и 2022 годах соответственно, но не так давно флот подтвердил, что в эти даты уложиться невозможно.
«Пока не будет ясности с поставками специального оборудования говорить о сроках сдачи кораблей не представляется возможным», говорят в ВМФ.

 

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку