Бизнес-планы творческого объединения

В России создана Федерация креативных индустрий, которая объединила более 20 ведущих профессиональных организаций, творческих союзов и успешных компаний креативного бизнеса.

Участники Федерации креативных индустрий

Для создания Федерации креативных индустрий потребовалось менее трех месяцев. Об инициативе сообщества стало известно в ноябре 2020 г.

Новая структура объединила в своем составе Роскультцентр, МХАТ им. М. Горького, Институт национальных проектов, Ассоциацию продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциацию анимационного кино России, Ассоциацию IPChain, Российскую ассоциацию электронных коммуникаций (РАЭК), Российский музыкальный союз, Союз креативных кластеров, Институт развития индустрии моды Beinopen и др.

Три задачи федерации

Как сообщили представители объединения, к основным задачам Федерации креативных индустрий относятся: трансформация креативных индустрий в устойчивый сегмент национальной экономики, обеспечение диалога с государством и оказание системной поддержки всем субъектам рынка, определяющим развитие креативных индустрий на федеральном и региональном уровнях.

Руководство и правление

Генеральным директором Федерации креативных индустрий избран Игорь Намаконов. По его словам, Федерация креативных индустрий – самое крупное в стране объединение творческого бизнеса. На одной площадке удалось собрать представителей столь не похожих друг на друга отраслей и определить с ними общие точки развития. «В основу разработки программы и устава Федерации легли результаты более 50 переговоров с ведущими игроками различных «креативных сфер», что позволило консолидировать интересы, собрать беспрецедентно широкий и авторитетный состав учредителей. Общими усилиями в ближайшие три года мы сможем повлиять на формирование благоприятной среды для роста креативного предпринимательства в масштабах страны», – заявил Игорь Намаконов.

Членами правления стали лидеры креативного сектора: декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, учредитель Института национальных проектов Александр Аузан, член правления Ассоциации галерей и Союза креативных кластеров Софья Троценко, директор ФГБУ «Роскультцентр» Марина Абрамова, председатель правления Российского Музыкального Союза, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России Сергей Шаргунов, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, вице-президент по GR АКАР Алёна Кремер, вице-президент УПРАВИС Вероника Пономарёва и исполнительный директор Ассоциации анимационного кино России Ирина Мастусова.

Вклад индустрий в ВВП

«В среднем в мире креативные индустрии создают 6,6% ВВП. В развитых странах – от 10 до 12%. В России этот показатель едва достигает 2% ВВП, – напомнил член правления Федерации креативных индустрий Александр Аузан. – Творческий сектор не может похвастаться ни объемом занятых, ни объемом активов. Поэтому разговор с властью нужно выстраивать не на основе давления, а на основе большой идеи, которая весьма выгодна власти и стране, – стимулирование развития качественного человеческого капитала и создание интеллектуальной собственности с последующей ее капитализацией».
По мнению эксперта, креативные индустрии нужно рассматривать как выгодную для инвестиций сферу, а не благотворительность. Всю сферу надо превращать в инвестиционную.

Барьеры на пути развития творческих индустрий

В Федерации выделяют четыре основных барьера, сдерживающих развитие креативных индустрий.

Первый – налоговые режимы, которые сейчас ориентированы на интересы материального производства и не учитывают потребности наращивания «нематериальных ресурсов» при реализации творческого потенциала. Росту креативного сегмента экономики явно не способствуют ни НДС на лицензионные договоры, ни сбор страховых отчислений с авторских вознаграждений, ни налог на выявленные в ходе инвентаризации нематериальные активы.

Второй – существующая ведомственная поддержка носит ярко выраженный несистемный характер, что демотивирует создателей кросс-индустриальных проектов, которые присущи творческому бизнесу. Авторы рассчитывают на льготы и преференции по линии конкретного министерства и отказываются от более продуктивного принципа формирования коллабораций.

Третий – креативный капитал распределяется по стране стихийно, неравномерно. Крупные города – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань – аккумулируют большие финансовые и интеллектуальные человеческие ресурсы. Города поменьше могут рассчитывать только на поддержку отдельных культурных инициатив.

Четвертый барьер – креативные индустрии остаются непривлекательными для инвесторов в силу несовершенства ряда регламентирующих документов регуляторов рынка.

В открытом диалоге с государством российские креативные индустрии смогут преодолеть барьеры и создать понятную инфраструктуру несырьевого сегмента экономики, выработать общие принципы взаимодействия между отраслями, считает глава Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский. По его словам, «для снятия барьеров с перспективных креативных рынков требуются реальные действия. Прежде всего, нам предстоит самостоятельно разработать единые ключевые показатели эффективности для оценки креативной продукции, поскольку принципы других стран нам не подходят. Определив их, мы сможем предложить государству надежное партнерство и результативно представлять интересы креативных предпринимателей отечественных отраслей на глобальном рынке».

Эксперты о роли федерации

Председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), объединяющей производителей 60% визуального контента в стране, Сергей Сельянов подчеркнул важность роли Федерации в разработке и определении объективных показателей креативных индустрий для всего профессионального сообщества, включая «количество занятых, экспортный потенциал, объем господдержки. Этот набор цифр необходим не только для продуктивного диалога с властью, но и для нас самих».

Директор ФГБУ «Роскультцентр», директор фестиваля «Российская креативная неделя» Марина Абрамова отмечает, что «Федерация будет работать с основными профессиональными союзами и заниматься объединением разных игроков рынка, это многообещающе. Также сможет быть проводником в профессиональную аудиторию и популяризатором наработанных подходов и проектов федерального уровня, в том числе проектов Роскультцентра. Важно выработать общие правила игры на благо развития креативной экономики».

Планы Федерации креативных индустрий

В ближайших планах Федерации – проведение углубленного исследования рынка креативных индустрий с объединением существующих источников и методов научного анализа данных, организация колл-центра для оказания оперативной помощи и консультационных услуг творческим предпринимателям, расширение масштаба национального рейтинга по выявлению лидеров в сфере креативных индустрий – 100 Most Creative Russians – на новые регионы России, участие в программе российского павильона Expo-2021 в Дубае, а также запуск единого информационного онлайн-портала для представителей креативных индустрий России и зарубежных коллег.

Учредители федерации

В состав учредителей Федерации креативных индустрий также вошли деловое объединение «Ассоциация менеджеров», Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), консалтинговая компания Squire Patton Boggs, Институт развития индустрии моды Beinopen, Ассоциация союзов писателей и издателей России, Фонд поддержки креативных индустрий «Креативные практики», Ассоциация галерей, Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «УПРАВИС» и др.

Поделиться:
Спецпроект

Цифровые цели спортивной индустрии

Подробнее
Спецпроект

Перекуем аналог в цифру! Итоги второго международного отраслевого форума «Информационные технологии в металлургии и металлообработке»

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку