Больше, чем ОС : Обзор рынка отечественных операционных систем

Алексей Смирнов, советник генерального директора, «Базальт СПО»

По мере обновления нормативной базы в сфере ИТ рынок отечественного офисного программного обеспечения постепенно оживляется. Заметную активность проявляют госструктуры, которым предстоит решать задачи, связанные с замещением импортных продуктов, и развивать ИТ-инфраструктуру на основе российских программных инструментов. Вряд ли стоит напоминать о важности выбора ПО, когда технологическая платформа закладывается на годы вперед. Операционная система – один из системообразующих элементов ИТ-инфраструктуры. Рассмотрим состояние и основные тенденции в сегменте отечественных ОС на базе ядра Linux сквозь призму ориентиров для выбора комплекса свободного программного обеспечения, включающего также ПО для управления ИТ-инфраструктурой и офисные приложения.

 

С 1 января 2016 г., согласно постановлению правительства № 1236, при закупке программного обеспечения госорганы обязаны отдавать предпочтение российским разработкам, включенным в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Госкорпорациям также рекомендовано соблюдать это правило при закупке софта – летом прошлого года первый вице-премьер Игорь Шувалов направил соответствующую директиву представителям государства в советах директоров госкомпаний.

Федеральным органам исполнительной власти предписано уже к концу 2018 г. перейти на использование отечественного ПО на рабочих станциях. 27 июля 2016 г. принято распоряжение Правительства № 1588 «Об утверждении плана перехода органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного программного обеспечения». А недавно, в марте текущего года, были уточнены требования к отечественному офисному ПО, включенному в реестр российского программного обеспечения (постановление Правительства РФ № 325). К офисному ПО относятся операционная система, коммуникационное ПО, почтовые приложения, интернет-браузер, системы электронного документооборота, средства антивирусной защиты, файловые менеджеры, редакторы презентаций, табличный и текстовый редакторы, справочно-правовая система и др.

В соответствии с Планом федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды должны перейти на использование отечественного офисного программного обеспечения с использованием программ, включённых в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В соответствии с Планом федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды должны перейти на использование отечественного офисного программного обеспечения с использованием программ, включённых в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. С принятием этих нормативных документов рынок отечественного офисного ПО заметно оживился. С одной стороны, мы на собственном опыте почувствовали, как активизировались государственные организации, которым предстоит реализовывать программу импортозамещения и создать ИТ-инфраструктуру на базе российских программных продуктов. Новая технологическая платформа закладывается на годы вперед, поэтому организациям крайне важно выбрать ПО быстро и безошибочно. В противном случае можно заложить «мину замедленного действия» в виде разнообразных рисков: технологических, экономических, репутационных, карьерных. В этом ряду выбор операционной системы как одного из основных системообразующих элементов ИТ-инфраструктуры относится к ключевым факторам.

В то же время рынок ОС стал активно прирастать разработками на базе ядра Linux, которые позиционируются как отечественные операционные системы. Среди них превалируют решения для рабочих станций и серверов, предлагаются также модификации для применения в облачной среде и весьма скромный набор мобильных платформ. На первый взгляд, ОС одного сегмента схожи по функционалу, а различия между ними незначительные. На самом деле разница существенная, что определяет соотношение полезных качеств и рисков для заказчиков.

При ответе на вопросы о состоянии и перспективах рынка отечественных операционных систем на базе ядра Linux через призму выбора и оптимального набора ориентиров будем учитывать, что речь идет не столько об ОС как таковой, сколько о дистрибутиве – комплексе свободного программного обеспечения, включающего помимо ОС системное ПО для управления ИТ-инфраструктурой и офисные приложения для организации работы пользователей.

Чистота «родословной»

При разработке программы импортозамещения организациям можно ориентироваться на перечень программных продуктов в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (https://reestr.minsvyaz.ru/). Обязательным условием включения приложения в реестр служит тот факт, что исключительные права на ПО принадлежат российскому лицу. Если лицо юридическое, то более половины конечных бенефициаров являются российскими и за рубеж направляется не более 30% лицензионных отчислений. Соответствие программных продуктов этим условиям проверяет экспертный совет. Более половины его участников – представители известных российских разработчиков ПО, люди, чья профессиональная и человеческая репутация признана ИТ-сообществом.

Эксперты тщательно проверяют, не является ли представленное на рассмотрение ПО зарубежным продуктом в российской оболочке. Использование таких псевдоотечественных систем сродни опасной иллюзии технологической независимости. Поясню на примере. Будучи членом экспертного совета, я принимал участие в проверке операционных систем. Анализируем программный продукт, представленный на экспертизу. Возникает подозрение, что мы имеем дело с клоном CentOS – свободным вариантом платного дистрибутива американской фирмы Red Hat Enterprise Linux. Сравниваем бинарные пакеты программ, более полутора тысяч пакетов. Выясняется, что изменены… менее десяти из них – те, что связаны с брендингом (обои рабочего стола, названия). А остальные фактически копипаст американского ПО. Для заказчика это означает, что российский «разработчик» сам находится в стопроцентной зависимости от создателя оригинала и не влияет на его развитие. Разумеется, такой продукт не был включен в реестр. Но история, к сожалению, не уникальна. Поэтому при выборе решения необходимо ориентироваться на перечень ПО, внесенного в реестр.

Однако присутствие в реестре не исключает иностранной «родословной» ПО. Из трех основных игроков рынка отечественных ОС – «Базальт СПО» (системы «Альт»), «НТЦ ИТ РОСА» и НПО «РусБИТех» (Astra Linux) – третий выпускает дистрибутивы для серверов и рабочих станций на базе зарубежных платформ Linux, второй – дистрибутивы для рабочих станций на базе собственного репозитория, унаследованного от международного проекта Mandriva, а серверные версии – тоже на базе зарубежной платформы. И только первый из перечисленных создает свои дистрибутивы на базе российского репозитория Sisyphus. Названный репозиторий, представляющий собой хранилище пакетов программ и инфраструктуру для разработки и тестирования операционных систем, создается совместными усилиями сообщества разработчиков из нескольких стран. Держатель репозитория определяет политику его развития с учетом потребностей российских заказчиков, совместимость с отечественными системами защиты информации, корпоративного документооборота, финансового учета и др., с аппаратными платформами, учитывает требования российского законодательства и регуляторов. В настоящее время Sisyphus – один из четырех крупнейших в мире репозиториев свободных программ. На его основе были созданы десятки дистрибутивов для органов власти и местного самоуправления, крупных промышленных предприятий, учебных и медицинских учреждений.

Благодаря независимости Sisyphus российский заказчик может быть уверен в том, что приобретенное им решение не прекратит существование по воле западных разработчиков, он не столкнется с проблемой санкционных мер в отношении ПО, программный продукт будет оперативно обновляться при обнаружении уязвимостей, а при необходимости его свойства будут дополняться.

Из отечественных мобильных операционных платформ на сегодняшний день в реестр занесена только Sailfish OS – российская версия ОС, созданная на базе разработки финской фирмы Jolla, которая, в свою очередь, взяла за основу платформы MeeGo и Maemo, которые проектировались Nokia и Intel. Параллельно развивается проект операционной системы с открытым кодом «Тайзен», которая разрабатывается участниками международного консорциума «Тайзен.Ру», объединяющего в своих рядах лидеров поставщиков свободного ПО, крупных международных вендоров ПО и оборудования (Intel, Samsung и др.). ОС предназначена для всех типов устройств Интернета вещей. Однако оба этих проекта пока испытывают трудности с получением драйверов от ведущих разработчиков устройств мобильной связи.

В масштабах организации

В ближайшие годы наиболее динамично будет развиваться сегмент операционных систем уровня предприятия. На подходе спрос на решения, которые позволят крупным организациям построить территориально распределенную ИТ-инфраструктуру – масштабную, защищенную, гетерогенную. Именно на таких инфраструктурных решениях работают многие организации и предприятия госсектора, насчитывающие десятки тысяч сотрудников, тысячи рабочих мест и серверов, десятки приложений. И все это размещено по всей территории страны. Поэтому важно, чтобы в дистрибутив наряду с ОС были включены системообразующие решения, позволяющие полноценно заменить проприетарные системы.

К ним относятся прежде всего компоненты для управления гетерогенной ИТ-инфраструктурой (аналоги Microsoft Active Directory) и обеспечения совместной работы пользователей (аналоги Microsoft Exchange Server). Так, в дистрибутивы «Базальт СПО» «Альт сервер» и «Альт рабочая станция» включены соответствующие решения Samba DC, SOGo и FreeIPA на базе свободного программного обеспечения. Причем «Базальт СПО» участвует в разработке этих продуктов.

Для организации облачных сервисов не существует отдельного класса операционных систем, для решения этой задачи ОС интегрируется с соответствующей платформой, которая может быть включена в состав дистрибутива. Так, наличие в дистрибутиве платформы OpenStack позволяет организации или провайдеру облачных услуг создавать облачные ресурсы. Средства управления виртуальными окружениями, включенные в дистрибутив, дают возможность вывести ИТ-инфраструктуру организации на новый уровень надежности и безопасности. Например, вынести в ЦОД виртуальные места пользователей, создав инфраструктуру с терминальным доступом. Такое решение на базе ОС «Системы Альт» сейчас реализуется в рамках проекта создания Единого государственного реестра ЗАГС.

Вопрос обеспечения информационной безопасности решается путем применения встроенных сертифицированных средств защиты информации с дискреционным и мандатным контролем доступа. В этой части функционала решения российских вендоров достаточно конкурентоспособны.

Еще один компонент, на наличие которого стоит обращать внимание в составе дистрибутива, – средства для разработки собственных приложений. Этот инструмент позволит заказчику самостоятельно дорабатывать необходимый функционал, а российским вендорам облегчит задачу создания Linux-версий приложений.

Импортозамещение предполагает замену не только операционных систем, но и офисных приложений, необходимых сотрудникам организаций в их повседневной деятельности (системы электронного документооборота, бухгалтерского учета, интернет-браузер, электронная почта, ПО для создания и редактирования текстов, электронных таблиц, презентаций, для работы с видео- и звуковыми файлами, сложной графикой и анимацией, антивирусные программы и т. п.). Крайне важно, чтобы эти приложения были совместимы с операционной системой. Для удобства заказчиков разработчики ОС либо включают офисное ПО в состав дистрибутива, либо обеспечивают совместимость с разработками, включенными в реестр отечественного ПО.

Жизнь после внедрения

До недавнего времени техподдержка была слабым звеном решений на базе свободного ПО, что препятствовало его внедрению в крупных организациях и предприятиях. Ситуация быстро меняется к лучшему. Разработчики отечественных системообразующих решений формируют экосистему интеграторов, которые берут на себя задачу оказания услуг техподдержки. Одновременно вокруг крупных организаций, инфраструктура которых насчитывает десятки, а то и сотни приложений, формируется своя экосистема поставщиков услуг поддержки решений на базе свободного ПО.

На российском рынке наметился интересный тренд создания принципиально новой сервисной модели, объединяющей эти экосистемы. Сервисный центр в режиме одного окна осуществляет поддержку целого пула решений. Заказчик получает все услуги от сервисного центра, в рамках единого SLA (Servise Level Agreement), где четко прописаны количественные и качественные показатели. Но самое главное – он избавлен от традиционной «проблемы на стыках». В гетерогенной ИТ-инфраструктуре, где множество приложений взаимосвязано, бывает сложно выявить причину проблемы. В подобных ситуациях службы техподдержки программных продуктов могут бесконечно перенаправлять заказчика друг к другу, не пытаясь решить проблему в комплексе. Сервисный центр будет принимать от заказчика заявку, самостоятельно привлекать к ее решению специалистов вендоров, и заказчик получит результат. «Базальт СПО» совместно с компанией ALP Group создала и реализует подобную модель «единой сервисной шины», в рамках которой предоставляются услуги на всей территории страны. Таким образом, выстроена модель поддержки жизненного цикла программного продукта: создание, сопровождение эксплуатации и совершенствование на основе обратной связи.

Модель техподдержки с двумя линиями, на которых осуществляется взаимодействие с пользователями и техническими специалистами заказчика, отлажена на проприетарных решениях. Но российские разработчики свободного ПО включили в эту модель третью линию техподдержки: к решению проблем подключаются эксперты, которым эскалируется проблема заказчика, причем быстро, без бюрократических проволочек, свойственных крупным вендорам проприетарного ПО. В ответ на запрос заказчик получает развернутые рекомендации и помощь в сложной настройке приложения либо его обновленную версию с устраненной уязвимостью, причем в разы быстрее, нежели это происходит в случае с зарубежным проприетарным ПО.

В заключение остается отметить, что развитая система техподдержки поможет преодолеть проблему кадрового голода, которая уже актуальна на рынке свободного программного обеспечения. Неслучайно разработчики СПО реализуют программы обучения для технических специалистов и пользователей, но на выправление ситуации потребуется время.

 

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку