Домашний интернет: 5 трендов

5 ключевых трендов российского фиксированного доступа в Интернет в 2022 году.

Домашний интернет – одна из самых консервативных и востребованных услуг связи в мире. В наступившем 2022 году привычный мир широкополосного доступа России ждет несколько интересных изменений, считает старший эксперт по маркетингу Huawei в России Павел Сиротинкин.

Переход тарифов ШПД в коридор 100Мб/c – 1 Гбит/c

Еще в 2020 году количество российских абонентов ШПД с тарифом 1 Гбит/c измерялось десятками тысяч, а тарифы свыше 200 Мбит/c считались топовыми. В 2022 году тариф 200 Мбит/c постепенно станет базовым предложением, а скорости 200-500 Мбит/c будут доступны во всех больших городах страны. Так, операторы МТС в Москве и «Ростелеком» в Петербурге уже предлагают новым абонентам тарифы ШПД от 200 Мбит/с до 800-1000 Мбит/с.

Российский рынок ШПД сильно фрагментирован: помимо основных федеральных игроков, существуют десятки крупных региональных операторов и сотни более мелких провайдеров. Повышение скоростей наряду с пакетными предложениями (прежде всего с FMC и уникальным видео-контентом) станут основным оружием борьбы за абонента для федеральных лидеров с небольшими операторами, которые будут активно использовать ценовую конкуренцию. Для обеспечения скоростей свыше 100 Мбит/c существующие сети FTTB многих региональных операторов потребуют существенной модернизации как на уровне агрегации, так на уровне доступа – или строительства сетей GPON, преимущества которых становятся все более очевидными.

GPON де-факто становится стандартом ШПД

Оптимальная технология для скоростей свыше 100 Мбит/c – это оптика до квартиры или частного дома. С учетом близкой перспективы дальнейшего роста скоростей в коридоре 1-10Гбит/c операторы делают выбор в сторону не просто сетей GPON, а сетей 10GPON-ready. Эту технологию выбирают не только федеральные операторы, но и все большее количество мультирегиональных и даже малых операторов. Оптика до квартиры де-факто становится стандартом по умолчанию как для новой и существующей массовой застройки, так и для коттеджных и дачных поселков. Распробовав удаленную работу, многие люди не полагаются на мобильный доступ, не всегда обеспечивающий ожидаемое качество и скорость, и готовы платить за подключение по оптике – тем более постепенно его стоимость падает за счет роста спроса и внедрения новых технических решений.

Развитие оптического покрытия и реализация проектов УЦН в России и соседних странах позволила операторам дотянуться оптикой до самых небольших поселков, и во многих из них жители готовы подключать ШПД для полноценного использования наложенных цифровых сервисов.

Борьба за качество домашнего Wi-Fi

По мере развития сетей связи самой проблемной зоной обеспечения качественного доступа в Интернет становится домашний Wi-Fi. Исторически «слепая зона» для операторов – домашняя сеть вносит основной вклад в недовольство клиентов и зачастую является причиной ухода к другому провайдеру. Устаревшие маршрутизаторы, отсутствие или незадействование диапазона 5ГГц, неудачное расположение точек доступа или плохое покрытие в силу особенностей квартиры – все это приводит к снижению скорости и повышению задержки.

Все больше операторов осознают масштаб проблемы и решают ее, преследуя две цели: сокращение оттока клиентов и получение дополнительной монетизации. Опыт зарубежных операторов показывает, что системный подход окупается: клиенты ценят проактивную адресную работу. Формирование индивидуальных рекомендаций для каждого клиента на основе профилей потребления и конкретных технических проблем оказывается продуктивнее «ковровых бомбардировок» с предложениями о смене тарифа всем подряд.

Индивидуальными рекомендациями могут стать, например, допродажа репитеров Wi-Fi Mesh, которые становятся популярными у клиентов при наличии проблем с покрытием или предложение более высокоскоростного тарифа при нехватке пропускной способности аплинка. Даже бесплатный визит техника для подтверждения причин удаленно выявленных проблем может снизить отток – зачастую клиент даже не обращается к оператору с проблемой, предпочитая сразу переключиться на другого провайдера. А стоимость привлечения клиента, особенно на пакетные тарифы, ниже затрат на выезд техника.

Повышение ARPU

Заниженность тарифов фиксированного ШПД в России обсуждается не первый год. Наличие недорогого и скоростного Интернета позитивно влияет на развитие бизнеса и жизнь граждан. Однако объективная недофинансированность операторов негативно влияет на их финансовое здоровье, что неизбежно скажется на качестве услуг связи и динамике их развития. Россия – один из мировых лидеров в уровне традиционных телеком- и ИТ-услуг, и важно не просто сохранить этот фундамент для наложенных цифровых сервисов, но и упрочить его.

Средняя стоимость услуг ШПД в 2022 году вырастет на 10-15% у всех крупных операторов, в том числе за счет перехода абонентов на более скоростные тарифы. В последнее время мы вновь привыкаем к высокой инфляции и росту цен на большинство товаров, однако удорожание услуг связи почти всегда вызывает широкий общественный резонанс и привлекает внимание регулятора. Долгое время стоимость телеком-услуг не росла из-за ценовых войн, но борьба за абонента в какой-то момент должна отойти на второй план для обеспечения выживания рынка.

Увеличение цены тарифа с ростом скорости – это не просто индексация стоимости за ту же услугу, как происходит, например, в ЖКХ. В случае с ШПД за дополнительные 30-50 руб. в месяц абонент действительно получает существенно более высокие скорости – и это тот самый more for more, который устроит и клиента, и провайдера.

Wi-Fi 6

Все больше людей слышат про огромные возможности мобильной технологии 5G. Однако отсутствие реальных перспектив массового внедрения 5G в обозримой перспективе в России дает операторам возможность уже сегодня предоставлять аналогичные сервисы дома на базе Wi-Fi 6 – на скоростях 1-3 Гбит/c и с задержкой от 1 мс. До последнего времени считалось, что препятствием широкого внедрения этой технологии было небольшое количество совместимых клиентских устройств, однако сейчас не только флагманы, но и middle-сегмент смартфонов и ноутбуков выходит с Wi-Fi 6.

В конце 2021 года «Ростелеком» в Екатеринбурге провел тестирование скорости подключения смартфона по Wi-Fi 6 к домашнему маршрутизатору с аплинком 10GPON: в результате скорость превысила 1,1 Гбит/c – это ощутимое увеличение по сравнению с теоретическим максимумом в 800 Мбит/c на одно устройство в Wi-Fi 5. В первой половине 2022 года в Санкт-Петербурге появится совместная коммерческая пилотная зона «Ростелекома» и Huawei на базе сети 10GPON с роутерами Wi-Fi 6.

Будут набирать популярность и роутеры Wi-Fi 6 с другими аплинками – например, GPON. Даже в стандартной для России конфигурации с 32 абонентами и пропускной способностью 2,5 Гбит/c на один порт OLT операторы смогут продавать по несколько тарифов свыше 500 Мбит/c, сопровождая его домашними роутерами с новым стандартом Wi-Fi.

К значимым трендам наступившего года также можно отнести продолжение развития пакетного FMC-предложения крупнейших операторов. Значительная часть новых подключений ШПД у Билайна и МТС уже идет в рамках конвергентных предложений, в том же направлении движется и «Ростелеком». Также можно ждать повышения активности в строительстве оптического доступа от «МегаФона», ведь оставаться без ШПД в сложившихся рыночных условиях – значит лишиться важного преимущества в борьбе с основными конкурентами. Развитие технологий позволит людям уже в ближайшем будущем иметь возможность стабильного гигабитного доступа в Интернет везде: дома через Wi-Fi 6 + 10GPON, в пути – с перспективной технологией 5G.

Первые шаги сделает и технология FTTR – волокно до комнаты. До внедрения FTTR в формальные стандарты строительства нового жилья пройдет 3-5 лет, но наиболее продвинутые застройщики могут пройти этот путь и гораздо быстрее, действуя в партнерстве с операторами или развивая собственные услуги.

Российские операторы продолжают предлагать клиентам новые сервисы и более высокие скорости, инвестируя в развитие фиксированного ШПД: умощнение сетей, расширение покрытия и внедрение новых технологий. 2022 год обещает быть интересным!

 

Поделиться:
Спецпроект

Компания iFellow объявила о переходе на российскую платформу CommuniGate Pro

Подробнее
Спецпроект

У общественного транспорта Ярославской области появилось мобильное приложение

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку