«Мы помогаем создавать город для людей»

В момент своего появления концепция умного города считалась исключительно техногенной по своей сути. Со временем становилось ясно, что это понятие включает в себя целый комплекс составляющих – от инфраструктурных решений до системы управления городским хозяйством и уровня культурной среды. О том, есть ли умные города в России, что помогает и что препятствует их созданию, мы поговорили с коммерческим директором компании «ФОРС» Евгением Ефименко.

коммерческий директор компании «ФОРС» Евгений Ефименко
коммерческий директор компании «ФОРС» Евгений Ефименко

– Какие неотъемлемые составляющие входят в концепцию умного города (ИКТ-инфраструктура, ИТ-решения и т. д.)?

– Умный город − это концепция комплексного городского развития на основе информационных технологий, целью и задачей которой является обеспечение безопасной и комфортной жизни людей. При этом управление городскими объектами, в том числе на основе показаний множества датчиков первичной информации, − лишь один из ее элементов. На первый план выходит социальная направленность всей системы городского управления, сфокусированная на человеке – его нуждах, удобстве и потребностях.

С точки зрения горизонтальной структуры эту концепцию можно рассматривать как совокупность четырех уровней, в равной мере важных и значимых для успешной реализации проектов:

  • базы знаний, представленной в виде электронных реестров, регистров и хранилищ данных в разнообразных областях;
  • процессов, обеспечивающих жизненный цикл знаний и их поддержание в актуальном виде; описанные в электронном виде, эти процессы регламентируют взаимодействие органов государственного управления между собой и с жителями;
  • сервисов как услуг, предоставленных городом для его жителей, и сервисов как механизма взаимодействия информационных систем города между собой;
  • прикладных решений − как программных продуктов, так и устройств, создаваемых государственными и коммерческими организациями, или, собственно, приложений, разрабатываемых ИТ-компаниями в интересах бизнеса, государства или населения.

 Умный город в России − это будущее или все-таки уже настоящее? Нужны ли умные города России?

– Это будущее, которое мы создаем в настоящем. В российских городах существует уже давно сложившаяся система управления, порядок оказания услуг, определенным образом реализованы архитектурно-планировочные решения и пр. Поэтому процесс создания умного города может быть только эволюционным, органично вписывающимся в общий вектор городского развития. На деле же процесс идет настолько стремительно, что многие даже не успевают осознать и освоить открывающиеся возможности.

Где-то реализованы умные транспортные решения, где-то инновации в энергетике, где-то многое сделано в образовании и здравоохранении, но везде этот процесс идет и завершится еще очень нескоро. Конечно, именно такие города нам нужны – города, где комфортно жить всем категориям населения, и где создана динамичная, дружественная, жизнеспособная и саморазвивающаяся городская среда.

 – Готовы ли в целом российские заказчики к внедрению подобных решений?

– На наш взгляд, готовность бизнеса опережает готовность государства. Для того чтобы началось быстрое движение вперед, требуется поддержка со стороны всех слоев общества – населения, коммерческих структур и государства. Причем инициатива должна исходить от последнего, включая законодательную, социальную и финансовую поддержку. Более того, охвачены должны быть все сферы – не только бизнес, но и образование, здравоохранение, экология, ЖКХ, транспорт, градостроительство. Концепция умного города предполагает создание множественных взаимосвязей между различными сферами жизнеобеспечения, поэтому потребуется интеграция огромного количества информационных систем между собой, а значит, нужна открытость интерфейсов, а вот к этому готовы тоже далеко не все.

– Какой российский город или города могут претендовать на это название?

– Москва, пожалуй, является городом, где на сегодняшний день удалось добиться наиболее высоких результатов. Многое сделано на транспорте – распознавание камерами слежения номерных знаков автомобилей, автоматическая фиксация нарушений, управление движением наземного транспорта, автоматизированные парковки. В городском хозяйстве нами реализована система контроля содержания города, осуществляющая надзор за деятельностью подрядчиков по уборке улиц посредством ГЛОНАСС. В ЖКХ также во многих сферах осуществляется автоматизированный контроль качества работы подрядчиков. В социальной сфере, образовании, здравоохранении осуществлен ряд важнейших проектов – широкое распространение уже получили электронный дневник в учебных учреждениях, социальная карта москвича, электронная запись в поликлинику, детский сад и др. Ведется большая и что важно – системная работа, нацеленная на усиление эффективности взаимодействия города со своими жителями. Сейчас это осуществляется посредством портала госуслуг и системы «Наш город». Вместе с тем, в России есть и другие города, где удалось добиться заметных успехов, – это Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, Казань, Архангельск.

Отметим, что «ФОРС» активно сотрудничает с Департаментом информационных технологий Москвы и выполнил по его заказу свыше десятка проектов по информатизации различных сфер городского хозяйства. Сейчас мы предлагаем регионам воспользоваться полученным нами опытом и на основе уже готовых решений создать у себя отдельные фрагменты умного города. Начинать всегда лучше с малого, а потом постепенно расширять круг задач.

– Не могли бы вы привести какие-то примеры конкретной реализации таких фрагментов?

– Одна из важных черт умного города – многократное использование для разных целей и задач одной и той же информации. К примеру, данные, полученные в результате видеонаблюдения, могут использоваться также службами ЖКХ для контроля над ремонтными и уборочными работами; ведомствами, отвечающими за безопасность, для фиксации правонарушений, включая контроль над соблюдением правил дорожного движения. Пример из практики – для нужд города мы разработали систему автоматической фиксации нарушений правил парковки во дворах. Инспектор, не покидая своего рабочего места, посредством системы видеонаблюдения контролирует порядок на подведомственной ему территории. В случае обнаружения неправильно припаркованного автомобиля он фиксирует его, по номерному знаку устанавливает владельца, оформляет протокол и выписывает штраф. Весь процесс полностью автоматизирован.

Другой пример – транспортные средства, задействованные в уборке улиц, оснащены датчиками ГЛОНАСС и передают информацию о своем местонахождении, скорости и направлении движения. Эти данные доступны для использования службами дорожного движения и ЖКХ, они позволяют судить о степени загруженности дорог, соблюдении подрядчиками технологии уборочных работ и осуществлять круглосуточный мониторинг их деятельности. Таких примеров выполненных нами проектов можно привести еще немало.

– Какие основные проблемы возникают при создании умного города? Как решить эти проблемы наиболее эффективно?

– Главная проблема связана с необходимостью обеспечения открытости муниципальных и ведомственных государственных систем. Open Data – это не абстрактный призыв к информационной открытости, а магистральное направление движения в сторону перехода к единому стандарту, системе классификации первичных данных и их последующего использования, включая доступ к контенту, распространение, модификацию, форматы представления и технические возможности, обеспечивающие реализацию всего вышеназванного. Понятно, что существовавшая ранее концепция проприетарной информации жизнеспособна и сейчас – по крайней мере, в бизнесе это так. В сфере государственного управления наблюдается движение в сторону принятия концепции открытых данных.

Вторая проблема – глубина проникновения и качество связи, недостаточное для передачи огромного массива данных. Однако это чисто техническая проблема, которая, думаем, постепенно будет решена.

Сложнее обстоит дело с психологической готовностью к публичности ряда ведомств и государственных структур. Не хватает доверия в обществе в целом, нужна просветительская работа. Уровень развития технологий позволяет сделать очень многое уже сегодня, но этому препятствует отсутствие мотивации, экономической заинтересованности, тех рычагов, которые запустили бы рыночные процессы сразу во всех сферах.

– Что реально может дать умный город своим гражданам, как на муниципальном уровне, так и на уровне городской инфраструктуры?

– Комфорт, безопасность, минимум времени на получение государственных услуг, их доступность для всех категорий граждан, минимум личных контактов с представителями власти, способность непосредственно влиять на принятие ими решений и участие самих граждан в управлении городом. Иными словами, горожане должны чувствовать себя хозяевами своего города не на словах, а на деле.

– Какие инновационные технологии, с вашей точки зрения, будут наиболее востребованы для создания умных городов?

– Облачные технологии в совокупности с аналитической мощью больших данных создадут принципиально новые возможности в сфере коммунальных услуг, инфраструктуры, транспорта, образования, здравоохранения и туризма. Идентификационные технологии по распознаванию людей и объектов, системы дополненной реальности, мобильные технологии, концепция цифрового здоровья, биосенсорные устройства – все это изменит нашу жизнь уже в самом ближайшем будущем.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку