ФАС объявила сумму штрафа Apple

За нарушение антимонопольного законодательства ФАС оштрафовала корпорацию Apple на 906 299 392,16 рубля (более 12 млн долл.). По данным ведомства, компания злоупотребила своим доминирующим положением на рынке мобильных приложений на операционной системе iOS. Проверка проводилась в рамках антимонопольного дела. Поводом для его возбуждения послужило заявление АО «Лаборатория Касперского».

 

Комментарий корпорации

В Apple заявили о намерениях обжаловать решение ФАС.

«Мы работали с “Лабораторией Касперского”, чтобы помочь им привести свое приложение в соответствие с правилами App Store, установленными для защиты детей. В данный момент у этого разработчика размещено 13 приложений в App Store, и мы обработали и выпустили сотни обновлений для них», – прокомментировали в представительстве Apple.

 

Предыстория вопроса

 В августе прошлого года ФАС постановила, что компания злоупотребила доминирующим положением на рынке программного обеспечения для iOS. Причин две – препятствование разработчикам приложений родительского контроля и непрозрачные правила допуска программ в App Store.

Дело возбудили по заявлению «Лаборатории Касперского». В нем утверждалось, что Apple необоснованно отклоняет версии приложения Kaspersky Safe Kids (KSK), позволяющего ограничивать время, которое ребенок проводит со смартфоном. В результате очередное обновление KSK лишилось некоторых функций. В то же время Apple ввела в iOS версии 12 собственную программу Screen Time, которая по своему функционалу совпадает с программами родительского контроля.

 

Рыночное противостояние

Как установила ФАС, Apple, оставаясь монополистом на рынке мобильных приложений для операционной системы iOS, с октября 2018 г. последовательно отклоняла или ограничивала возможности сторонних разработчиков.

С начала 2019 г. было удалено несколько сервисов, что мотивировали защитой личных данных. По версии Apple, приложения использовали технологию Mobile Device Management (MDM), которая предоставляет сторонним пользователям доступ к местоположению устройства, камере, другим данным в нарушение политики App Store.

Два года назад компания потребовала соблюдения ряда правил в отношении приложений. В частности, разработчики, использующие MDM, обязаны запросить разрешение на использование функции у Apple.

По результатам проверки ФАС компанию обязали удалить из документации положения, позволяющие не допускать в App Store приложения других разработчиков по любой причине, не допускать преимущественных условий для программ собственной разработки, а также обеспечить для разработчиков приложений родительского контроля возможность их распространения в App Store без потери важных функций.

 

Практика штрафных санкций

Напомним, что в январе ФАС России выписала штраф Google за нарушение рекламного законодательства. Сумма административных санкций была значительно скромнее – всего 100 тыс. руб. Ведомство признало компанию виновной в нарушении Закона о рекламе при размещении на сайте google.com рекламы инвестиционных услуг Rypex trading limited.

Поскольку у Rypex trading limited не было разрешения на ведение финансовой деятельности, соответствующую рекламу признали ненадлежащей. Google LLC, выступая в качестве рекламораспространителя, несет ответственность за материалы, которые размещает на своей платформе. Поэтому ФАС выдала предписание о прекращении действий, противоречащих законодательству, пояснили тогда в ведомстве.

В соответствии с российским законодательством не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – в сумме от 4 тыс. до 20 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

 

Поделиться:
Спецпроект

Цифровая перезагрузка лесного комплекса

Подробнее
Спецпроект

Цифровые цели спортивной индустрии

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку