Илья Скрябин

Перспективы развития PLM в России

Илья Скрябин, генеральный директор Connective PLM

Илья Скрябин,
генеральный директор Connective PLM

PLM (Product Lifecycle Management) – это методология управления жизненным циклом изделий: организационно-техническая платформа, которая позволяет контролировать всю информацию о продукте и процессах, которые с ним связаны. Данный контроль начинается ещё на этапе проектирования изделия и заканчивается на стадии снятия его с эксплуатации. Фактически PLM – это даже не отдельная система, и не класс систем, а основа всей стратегии производства промышленной продукции. Но как обстоит дело с использованием этой технологии на практике?

Отставание на 20 лет
Крупные иностранные компании уже давно используют PLM, однако мало внимания уделяют обновлению испытанных подходов. Большинство применяемых сейчас систем управления жизненным циклом изделий построены на архитектуре, которая была создана в конце 90-х или начале нулевых годов. Для таких решений характерна процессная модель разработки изделий и постановки их в производство, а значит, обычные для современного бизнеса полотнища бизнес-процессов высокой степени сложности существенно замедляют работу.
Что касается среднего и малого бизнеса: как правило, такие организации используют упрощённые решения или даже встроенные в CAD-системы модуля PDM (Product Data Management). А зачастую множество процессов, которые связаны с управлением составами изделий на этапах комплектации, производства и обслуживания, контролируются Excel-таблицами или функционалом ERP-систем.
Ситуация в России выглядит похоже, но необходимо прибавить дополнительные 5-10 лет отставания от Запада. Число организаций, использующих полноценные PLM-решения, невелико, а Excel-таблицы всё ещё по привычке воспринимаются как абсолютно достаточный метод контроля.

Переломный момент
Сейчас малые и средние компании все чаще переходят на методику проектного управления Agile, который уже доказал свою высокую эффективность при инженерной проработке. Широко используются трехмерные средства разработки и облачные файлообменные системы для общего доступа к инженерной информации, а основной упор при разработке делается на коммуникации проектной группы и фиксацию прогресса в виде статусов в информационных системах.
Высокая гибкость указанных подходов и постоянно возрастающая динамика рынка создаёт потребность в более лёгких в использовании средствах, которые включали бы в себя интегрированные инструменты разработки, проектной коммуникации и управления жизненным циклом. Именно эта потребность формирует тренд, которому следуют работающие над созданием PLM-решений компании.
Это легко заметить по бизнес-активности таких организаций. Так, один из лидеров рынка PLM, американская компания PTC, приобрела разработчика облачных систем проектирования и проектного взаимодействия за 470 миллионов долларов. По аналогичному пути движется корпорация Autodesk, активно развивая мультиплатформенную систему проектирования и проектного взаимодействия Fusion 360.
В России же безусловно успешные и до сих пор поддерживаемые решения в области PLM всё ещё можно пересчитать по пальцам. Большинство проектов останавливаются на этапе управления конструкторской либо технологической документацией.
Говоря более предметно: крупные авиастроительные компании и автопроизводители достигли значимых успехов в области управления инженерной документацией, однако обеспечить управление полным жизненным циклом не удалось никому. Пришлось довольствоваться фрагментарным внедрением функциональных блоков. Малый и средний бизнес выступает более успешно, но это касается только тех организаций, которые в процессе разработки смогли уйти от требований ЕСКД/ЕСТД – устаревших регламентирующих систем, крайне слабо соответствующих реалиям современного производства.

Совместить несовместимое
Сейчас уже очевидно, что компании, проектирующие и производящие продукцию для гражданского рынка, не обязаны использовать устаревшие стандарты. Однако эти стандарты совершенно обязательны для сектора гособоронзаказа. Особенно это касается выпуска групповых документов, от которого весь остальной мир уже давно отказался в пользу конфигурируемости изделий. Представьте себе автомобиль иностранного производства, на который выпускается групповая спецификация по форме Б:


Подобное в современном мире просто невозможно: всё давно переведено в цифру, а любое изделие может быть сконфигурировано под конкретный заказ. В России же такая спецификация – обычные реалии: подобные требования Минобороны, РЖД и другие госструктуры предъявляют ко всем изделиям, выпускаемым по их заказу.
Таким образом, сейчас развитие PLM в России упирается в бюрократический парадокс: разработчики пытаются создать современную систему, работающую на базе требований родом из 70-х. А это в корне противоречит актуальным трендам, буквально превращая задачу в нерешаемую.

Что нужно сделать, чтобы догнать Запад?
Для начала необходимо чёткое понимание: современной промышленности нужна гибкость, конфигурируемость, оперативность. Прежде всего необходимо сосредоточиться на доработке ЕСКД до современных требований. Некоторые подвижки в нужном направлении были сделаны в ГОСТ 2.053-2013, но сделанных изменений сильно недостаточно. В частности, отсутствует понятие конфигурации изделия и конфигурации изделия на конкретный момент времени. Также отсутствует понятие, знакомое каждому программисту – Baseline, или опорной структуры, которое позволило бы зафиксировать документацию на изделие на конкретный момент времени. Специалистами нашей компании составлен перечень требуемых доработок в ЕСКД для соответствия современным реалиям производства.
Далее, обязательно следует принять во внимание тренды проникновения современных проектных методик в инженерное дело. Agile (и подвиды этой методологии) будет доминировать в проектной сфере несколько десятилетий: чем раньше мы это поймём, тем легче станет двигаться дальше. С учетом нарастающей тенденции к уменьшению проектных групп, уже ставший классическим процессный подход (родом из 80-х годов) к проектам разработки, будет терять свою значимость в пользу гибких методологий с уменьшенной регламентацией. Это факт требуется учесть при разработке российской системы, чтобы не создать систему из прошлого.
И, наконец, необходимо учитывать тренды развития PLM-систем от ведущих разработчиков в виде развития облачных мультитенантных CAD/PLM систем, обеспечивающих взаимодействие компаний в цифровой среде, отказавшись от создания заведомо устаревшей по своей концепции “тяжелой PLM-системы” с on-premise развертыванием. Иначе вместо эффективного и востребованного решения получатся очередной поисковик Спутник и русский аналог Википедии.

Поделиться:
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку