Инновационные проекты в области спутниковой связи в России

В круглом столе принимают участие

Юрий ВАРАКИН,
начальник Ситуационного центра «Росгидромета», заместитель директора ФГУП «Гидрометцентр России»,  почетный работник Гидрометслужбы Российской Федерации

Вячеслав ВЕРБОВИЧ,
технический директор, филиал ПАО «МТС» (г. Сыктывкар, Республика Коми)

Александр КУЗОВНИКОВ,
начальник управления разработок систем связи и ретрансляции информации, ОАО «ИСС»

Андрей ЛЕВЫКИН,
директор Дальневосточного филиала ПАО «МегаФон»

Иван ЛИПАТОВ,

начальник лаборатории отдела систем спутниковой связи ФГБУ «16 ЦНИИИ», Минобороны России, к. т. н.

Алексей ЛУКИНЫХ
заместитель начальника Центра технической эксплуатации системы спутниковой связи, АО «Связьтранснефть»

Дмитрий МАЛЫШЕВ
заведующий сектором телерадиовещания, подвижной и спутниковой связи, департамент информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа

Алексей НИКИТИН,
технический директор макрорегионального филиала «Северо-Запад», ПАО «Ростелеком»

Антон ЩЕРБАКОВ,
директор по инфраструктуре Уральского филиала компании «МегаФон»

Валерий ЯКИМОВЕЦ
главный эксперт, ОАО Концерн «Росэнергоатом»

Как вы оцениваете уровень развития спутниковой связи в нашей стране? Какие сегменты можно считать насыщенными? Какие направления ее развития наиболее перспективны?

Андрей ЛЕВЫКИН

По уровню развития выделенных магистральных каналов и построения IP VPN-сетей мы не отстаем, а где-то даже и опережаем мировой рынок, поскольку из-за дефицита спутникового ресурса приходится максимально эффективно использовать имеющийся орбитально-частотный ресурс и задействовать все доступные технологии, повышающие спектральную эффективность. На сегодняшний день мало развит рынок ШПД для частных пользователей, но на настоящем этапе развития хабов и спутников появляется возможность развивать указанное направление. Именно предоставление услуг ШПД для конечных пользователей мы считаем наиболее перспективным направлением развития спутниковой связи.

Хотел бы отметить, что «МегаФон» обладает на сегодня одной из самых больших сетей спутниковой связи в России. Она охватывает все основные направления: магистральные спутниковые каналы в крупные города, зоновые каналы, каналы для подключения базовых станций, а также VSAT, сети для подключения государственных и корпоративных заказчиков.

Иван ЛИПАТОВ

Сопоставив распределение частот, предусмотренное Регламентом радиосвязи, с диапазонами частот, в которых работают спутники отечественных операторов, можно заметить, что Российской Федерацией успешно скоординировано и используется в интересах фиксированной спутниковой службы примерно 63% возможной полосы частот C-диапазона на участке «Земля – космос» и около 75% на участке «космос – Земля». Несколько хуже дело обстоит в Ku-диапазоне: здесь успешно скоординировано и используется не более 28% возможной полосы частот на участке «Земля – космос» и до 55% на участке «космос – Земля». Это показывает, что уровень развития спутниковой связи в нашей стране достаточно высок. Вместе с тем, Регламент радиосвязи в рассматриваемых диапазонах ограничивает подвижную спутниковую службу в ресурсах (в C-диапазоне он вообще отсутствует). Таким образом, для решения актуальных задач предоставления услуг спутниковой связи в интересах подвижных объектов требуется переход, в частности, в Ka-диапазон.

Антон ЩЕРБАКОВ

На текущий момент широкое применение спутниковой связи получила военная инфраструктура. Гражданское применение этой услуги в Российской Федерации по сравнению с зарубежными партнерами относительно «молодо». Наиболее перспективные направления развития спутниковой связи – это развитие рынка услуг фиксированного ШПД и доступа в Интернет, т. е. полная ликвидация цифрового неравенства и обеспечение качественной связью 100% жителей страны.

 

Насколько конкурентными вам представляются сервисы спутниковой связи, построенные на базе отечественных спутников по сравнению с зарубежными? Какие параметры связи являются для вас определяющими?

Вячеслав ВЕРБОВИЧ

Определяющий параметр – коэффициент ошибок в канале, напрямую зависящий от мощности транспондеров на борту и рабочего диапазона частот. Ошибки в канале драматически влияют на скорость TCP/IP-соединения, т. е. на клиентское восприятие качества услуги.

 

Александр КУЗОВНИКОВ

Услуги спутниковой связи, предоставляемые с помощью спутников отечественного производства национальными спутниковыми операторами, конкурентоспособны и перспективны. АО «ИСС» в сотрудничестве с ведущими отечественными и зарубежными предприятиями успешно создает современные космические аппараты, не уступающие по своим характеристикам спутникам иностранного производства. Отечественные спутники хорошо зарекомендовали себя длительной и безотказной работой на орбите. При этом стоимость российских спутников ниже, чем иностранных, соответственно предоставляемые услуги спутниковой связи для конечного абонента при сопоставимом качестве и уровне обслуживания оказываются дешевле. К перспективным направлениям относится также предоставление услуг отечественных телекоммуникационных спутников иностранным потребителям.

Определяющими параметрами связи для конечного абонента являются качество связи, бесперебойная работа связного канала, высокая скорость передачи данных, разумная цена на телекоммуникационные услуги, позволяющая не ограничивать свои потребности в связных услугах.

Андрей ЛЕВЫКИН

Современные спутники связи ФГУП «Космическая связь» и ОАО «Газпром Космические Системы» по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам. Расположены они в стратегических точках 80° в. д., 90° в. д., 140° в. д., что дает возможность гибко планировать сети, а зоны покрытия, нацеленные на РФ, обеспечивают оптимальное использование космического ресурса.

Иван ЛИПАТОВ

Для спецпотребителей сервисы спутниковой связи, построенные на базе отечественных спутников, вне конкуренции. Более того, очень важно, чтобы наземная инфраструктура принадлежала государственным структурам или, как минимум, находилась у них под контролем. Особенно это касается технических решений, принятых для центральных станций, а также для управления космическими аппаратами и их бортовыми ретрансляционными комплексами связи. Определяющими параметрами связи, на наш взгляд, являются вероятность доступности спутникового ресурса и коэффициент готовности радиолиний.

Алексей ЛУКИНЫХ

С учетом повышенных требований по обеспечению непрерывности и безопасности связи в системах технологического управления транспортировкой нефти в технической политике АО «Связьтранснефть» предусматривается построение сетей спутниковой связи на основе частотного спутникового ресурса национальных спутниковых операторов РФ.

Определяющие параметры при выборе спутников – зона покрытия и надежность. Зоны покрытия отечественных спутников обеспечивают возможность охвата всей территории РФ, это дает им существенное конкурентное преимущество. Однако показатели надежности оставляют желать лучшего, что заставляет задуматься о выборе альтернативной спутниковой группировки.

Антон ЩЕРБАКОВ

В свете экономической ситуации и санкций зарубежных партнеров РФ необходимо практически полное импортозамещение в части развития спутниковой связи и поддержание группировки спутников РФ в рабочем состоянии. Для нас определяющим параметром является предоставление качественной голосовой связи и мобильного Интернета для всех абонентов «МегаФона» на Урале.

Валерий ЯКИМОВЕЦ

Сервисы спутниковой связи, построенные на базе отечественных космических аппаратов, для нас предпочтительны ввиду критичности самих потенциально опасных объектов. Что касается параметров связи, то для «Росэнергоатома», который эксплуатирует атомные электростанции, в том числе и на севере, критичной является организация высококачественной спутниковой связи в районах, где отсутствует наземная инфраструктура связи. «Росэнергоатом» сейчас эксплуатирует Билибинскую АЭС в Чукотском АО и планирует к размещению плавучую АЭС в г. Певек. Стандарты организации диктуют необходимость организации цифрового канала связи для передачи данных, функционирования сервисов телефонии и видеоконференцсвязи. При этом важным вопросом для нас является организация двух независимых каналов связи.

В последнее время на отечественном рынке появились предложения спутникового ШПД на базе Ка-диапазона. Какой вы видите модель предоставления этого сервиса в корпоративном и частном сегментах? Какими факторами будет определяться успешность подобных сервисов?

Александр КУЗОВНИКОВ

В корпоративном и частном сегментах, в зависимости от потребностей организации или частного потребителя, возможно развертывание VSAT-терминалов, различающихся по своим возможностям и стоимости (с разным диаметром антенн, передатчиками различной мощности, различным модемным оборудованием), что позволит гибко конфигурировать корпоративную сеть и выбирать абонентское оборудование в соответствии с потребностями и финансовыми ресурсами. Возможно построение корпоративных подсетей в удаленных районах с использованием одного VSAT-терминала и точки доступа Wi-Fi.

Успешность подобных сервисов будет определяться в первую очередь соотношением стоимости предоставления ШПД и качества оказываемых услуг, в частности скорости передачи данных, временной задержки и безотказности работы. Если эти параметры позволят успешно конкурировать с другими видами связи (наземными, радиорелейными сетями и т. д.), то возможно построение успешного конкурентоспособного бизнеса по предоставлению ШПД в Ка-диапазоне.

Дмитрий МАЛЫШЕВ

В конечном итоге абонент приобретает услугу ШПД, и с его точки зрения качественные и стоимостные параметры приобретаемой услуги должны иметь небольшую разницу вне зависимости от способа реализации доступа – через наземные или спутниковые сети связи. Спутниковый ШПД в Ка-диапазоне позволяет предоставить доступ в Интернет со скоростью доступа, измеряемой мегабитами в секунду, но ограниченность спутникового ресурса заставляет оператора вводить ограничения на объем переданного трафика. В дальнейшем при оказании услуг в корпоративном сегменте могут быть сняты ограничения на переданный трафик, физическим лицам – увеличен объем предоплаченного (за счет абонентской платы) трафика. Оператор связи должен будет обеспечивать заявленные изначально качественные параметры предоставляемой услуги, что не всегда наблюдалось при оказании услуг ШПД с использованием наземных сетей связи.

Алексей НИКИТИН

Ка-диапазон устраняет проблему нехватки спутникового сегмента, которая сдерживала развитие спутниковой связи в Ku-диапазоне. Появление спутников Ка-диапазона в сочетании с многолучевой технологией обеспечило этой отрасли дополнительный частотный ресурс, использование которого обходится значительно дешевле, чем аналогичной емкости Ku- или С-диапазонов в традиционном варианте. Примером этого является европейский рынок, где использование Ка-диапазона обеспечивает существенно более высокую скорость передачи данных, доступную для конечного абонента, – до 20 Мбит/с – по привлекательной цене, при этом спутниковой емкости вполне достаточно для обслуживания сотен тысяч и даже миллионов абонентов в перспективе.

Антон ЩЕРБАКОВ

В традиционных (С-, Ku- и т. д.) диапазонах для спутниковой связи уже не осталось места, поэтому направление развития Ka- и K-диапазонов достаточно перспективно. Проект развития Ка-диапазона предусматривает обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям через системы спутниковой связи. Спутниковые системы связи на данный момент целенаправленно создаются с учетом их конкурентоспособности относительно наземных сетей. Заявляемый ресурс для спутниковых систем Ка-диапазона настолько велик, что в случае практической реализации таких систем не найдется места, не имеющего доступа к сети Интернет. Еще одной возможной сферой применения Ка-диапазона являются транспортные каналы для сетей сотовой связи и интернет-провайдеров.

В некоторых регионах Ка-диапазон применяется в правительственных проектах: например, электронное образование и обеспечение связи с удаленными населенными пунктами. Основные факторы успешности предоставления сервисов – обеспечение высокоэнергетического потенциала и использование маломощных VSAT-станций абонентов спутниковых сетей.

Насколько перспективна, на ваш взгляд, подвижная спутниковая связь? Какие ниши она могла бы занять?

Вячеслав ВЕРБОВИЧ

Подвижная спутниковая связь на базе низкоорбитальных спутников является перспективной для организации 100%-ного покрытия между населенными пунктами, где нет покрытия наземной радиотелефонной связью.

Александр КУЗОВНИКОВ

Подвижная спутниковая связь – одно из самых перспективных направлений в современной спутниковой связи, особенно на территории Российской Федерации. Ввиду обширности территории нашей страны обеспечить все транспортные пути (наземные, воздушные, морские) сотовой связью невозможно. Соответственно, для обеспечения безопасности авиа-, железнодорожных, автомобильных, речных и морских перевозок необходимо развертывание отечественной системы подвижной спутниковой связи.

Андрей ЛЕВЫКИН

Подвижная спутниковая связь на данный момент неперспективна, поскольку требует больших затрат при небольшой выручке. Этот вид связи интересен для решения нишевых задач – обеспечения нужд спецзаказчиков, силовых ведомств, организации связи на авиа-, железнодорожном и водном транспорте. Коммерческой составляющей я здесь не вижу. В указанном направлении есть только ряд пилотных проектов.

Иван ЛИПАТОВ

Подвижная спутниковая связь безусловно имеет перспективы. Особенно она востребована при пересечении районов со слаборазвитой инфраструктурой или в условиях, где организация высокоскоростных направлений связи возможна только спутниковыми средствами. Благодаря технологиям, которые позволяют создавать малогабаритные спутниковые терминалы не только для железнодорожного и автомобильного транспорта, но и для воздушных судов, становится возможным предоставление таких сервисов. Хочется надеяться, что в скором времени они будут доступны более широкому кругу потребителей.

Алексей ЛУКИНЫХ

В нефтяной отрасли подвижная спутниковая связь используется для организации телефонной связи в труднодоступных местах на период строительства объектов трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также при ликвидации аварий и устранения их последствий.

О перспективах подвижной спутниковой связи красноречиво свидетельствуют уже реализованные проекты, такие как Inmarsat, Iridium, GlobalStar, Thuraya. Однако не все зарубежные операторы обеспечивают надежную связь на территории РФ, особенно в северных регионах. Поэтому существует острая необходимость в подвижной спутниковой связи российского оператора, наиболее полно удовлетворяющей запросы российских потребителей.

Дмитрий МАЛЫШЕВ

Подвижная спутниковая телефонная связь находит и будет в дальнейшем находить применение в тех сегментах человеческой деятельности, где требуется поддержание связи на территориях, не охваченных наземными сетями связи (например, различные оперативные службы, геологи, лесники и пр.). В контексте передачи данных сети подвижной спутниковой связи используются при обслуживании и наблюдении перемещающихся в местностях, не охваченных наземными сетями связи, объектов в таких приложениях, как передача телеметрической и телемеханической информации, информации о местоположении наблюдаемого объекта. Однако высокие тарифы сдерживают увеличение объема передаваемой через подвижную спутниковую связь информации, снижая темпы развития и уровень взаимодействия в соответствующих отраслях человеческой деятельности.

Алексей НИКИТИН

Реализация проектов подвижной спутниковой связи не может рассматриваться как конкурентоспособная по отношению к наземным сетям подвижной связи. Однако ей нет альтернативы в удаленных районах, где пользование сотовой связью или сетью общего пользования по каким-то причинам невозможно. Основным драйвером развития подвижной спутниковой связи должны стать проекты с государственной поддержкой, что обусловлено большими затратами на начальном этапе развития, ограниченными жизненными ресурсами и уязвимостью космических аппаратов.

В настоящее время ПСС с терминалами VSAT-передачи данных внедряются в коммерческих организациях, занимающихся перевозками (железнодорожное, автомобильное, авиа- и морское сообщение). Научные исследования, геологоразведка и добыча полезных ископаемых также невозможны без услуг ПСС. Наиболее заинтересованы в развитии ПСС силовые и государственные структуры. Возможно использование ПСС для организации спутникового звукового вещания (радио) и в автомобилестроении.

Антон ЩЕРБАКОВ

Подвижная спутниковая связь используется для предоставления услуг телефонной связи и доступа в Интернет на территории практически всего земного шара. С экономической точки зрения ее применение оправдано прежде всего в труднодоступных и/или малозаселенных районах.

Валерий ЯКИМОВЕЦ

Хотелось бы отметить важность подвижной спутниковой связи для целей аварийного реагирования. В случае гипотетической и маловероятной тяжелой аварии на реакторной установке, в результате которой происходит значительный выброс радиоактивных веществ в атмосферу, и при наложении масштабной природной катастрофы высока вероятность того, что наземные узлы связи и сервисы операторов сотовой связи перестанут функционировать после исчерпания резервных источников электроснабжения.

Опыт природных катастроф, имевших место в местах расположения атомных станций (Армянская, Фукусима), показывают, что в работе остается лишь подвижная спутниковая связь. Только она может обеспечить получение информации о состоянии потенциально опасного объекта при разрушении наземной инфраструктуры связи и масштабном обесточении энергосистемы. Велика ее роль и в координации сил и средств, привлекаемых для предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

Насколько актуальна задача развития спутниковой связи в северных широтах? Можно ли говорить о достаточности потенциала платежеспособного спроса в этих регионах для развития инфраструктуры связи, в том числе спутниковой?

Юрий ВАРАКИН:

Очень актуальна, особенно в зонах действия уверенной связи вблизи инфраструктурных объектов Морречфлота России, портовых сооружений, грунтовых аэродромов и аэродромов подскока, вертолетных площадок, а также региональных/федеральных («Росгидромет») или местных/ведомственных метеостанций, гидрологических станций и постов («Газпром», «Газпромавиа» и т. д.). Основные причины и аргументы следующие:

принятие планов и стратегии Правительства на восстановление/модернизацию на всем протяжении Севморпути инфраструктурных объектов (с максимально возможной продолжительностью их функционирования в период навигации); изменения климата в регионе, устойчивая тенденция к сокращению в целом и по отдельным акваториям зоны/площади годовых ледовых полей в Российском секторе Арктики (особенно в акваториях Баренцева, Белого и Карского морей); политико-экономическое возрастание значимости восстановления Севморпути как в целом для динамичного развития экономики одного из важнейших топливно-сырьевых районов страны, так и с учетом его все возрастающего военно-стратегического значения; невозможность без устойчивой связи обеспечить даже минимальный уровень безопасности технического и иного персонала в указанном регионе; необходимость обеспечить устойчивую, на основе отечественной элементной базы и отечественных КА, космическую связь в целях надежного гидрометеообеспечения всех видов наземного и особенно воздушного транспорта, включая малую авиацию (зона G).

Что касается достаточности платежеспособного спроса в этих регионах для развития инфраструктуры связи, в том числе спутниковой, то хотелось бы напомнить поговорку: «Скупой платит дважды». Без поддержки со стороны государства, крупных госкорпораций РФ («Газпрома», «Роскосмоса», «Роснефти», «Россвязи» и т. п.) здесь не обойтись. Возможно, необходимо более активно привлекать иностранный капитал на взаимовыгодных условиях, но под обязательным контролем (более 50% акций – за представителями компаний РФ). На следующем этапе – развитие арктического туризма, в том числе расширение круизных маршрутов в Российском секторе Арктики.

Вячеслав ВЕРБОВИЧ

Услуги спутниковой связи традиционно пользуются спросом у ресурсодобывающих предприятий, однако он невысокий и покрывается существующими ресурсами. В населенных пунктах из-за низкой платежеспособности жителей (есть исключения, например Норильск) объем спроса небольшой.

Александр КУЗОВНИКОВ

На сегодняшний день для национальных интересов Российской Федерации особую актуальность приобретает освоение Арктического региона, охватывающего районы Крайнего Севера, Приполярье, Северный Ледовитый океан. Полноценное развитие Арктики возможно только при обеспечении этого региона связью. Огромные размеры территории, наличие труднодоступных регионов, неразвитая инфраструктура делают особо привлекательным использование спутниковых технологий для организации сетей связи.

Следует подчеркнуть, что для полноценной интеграции Арктического региона в единое информационное пространство России необходимо предоставить пользователям комплекс услуг, включающий в себя фиксированную спутниковую связь, подвижную спутниковую связь, непосредственное звуковое вещание.

Однако развитие телекоммуникаций в Арктике на основе традиционных наземных сетей связи сопряжено с целым рядом трудностей, обусловленных следующими факторами: малая плотность населения, распределенного по отдельным населенным пунктам (вахтовым поселкам, войсковым частям и т. д.); слабое развитие инфраструктуры, в частности транспортных путей и линий связи; огромная территория; тяжелые климатические условия, осложняющие развитие наземных сетей связи.

Особую актуальность развитие Арктического региона приобретает в свете конкуренции ведущих мировых держав в этом регионе, а также развития Северного морского пути и кроссполярных авиамаршрутов. Освоение Арктики – одно из актуальных направлений национального развития России, что подтверждается решениями Правительства РФ.

В сложившихся условиях наиболее адекватное решение – развитие сети телекоммуникаций на базе спутниковой системы связи. Основными потребителями услуг связи в Арктическом регионе являются ресурсодобывающие компании, морской и авиатранспорт. Поскольку другие виды связи в регионе отсутствуют, все нефте- и газо- добывающие компании, морские суда, пользующиеся Северным морским путем, а также воздушные суда, работающие на кроссполярных маршрутах, обеспечат спутниковые системы связи в регионе стабильным платежеспособным спросом.

Андрей ЛЕВЫКИН

Задача крайне актуальна по причине отсутствия альтернативных видов связи. Для получения качественной спутниковой связи в этих регионах требуется государственная поддержка, ибо платежеспособного спроса для коммерческой окупаемости проектов в ряде случаев недостаточно.

Иван ЛИПАТОВ

В северных широтах потребителям народнохозяйственного (коммерческого или социально-экономического) сектора для организации высокоскоростных линий спутниковой связи сейчас доступны только VSAT-решения на основе геостационарных спутниковых систем. Известно, что для районов выше восьмидесятой параллели такие решения не подходят. Поэтому не только актуально, но и необходимо развитие спутниковой связи за счет использования высокоэллиптических орбит. Вместе с тем говорить о достаточности потенциала платежеспособного спроса в этих районах для развития инфраструктуры спутниковой связи, наверное, преждевременно. К примеру, орбитальная группировка типа «Тундра» из трех космических аппаратов, сменяющих друг друга после завершения восьмичасового рабочего участка, работает фактически как один космический аппарат, доступный круглые сутки. С учетом того, что состав бортовой аппаратуры и нестабильность орбиты, требующая частых корректировок параметров, делают эти спутники «тяжелыми», по стоимости развертывания такая группировка примерно троекратно превосходит вывод одного геостационарного спутника, не говоря уже о высокой стоимости и сложности терминального оборудования. С другой стороны, отсутствие удобной связной инфраструктуры снижает привлекательность северных районов для людей из других регионов. Представляет интерес проведение технико-экономического анализа, в котором были бы приведены оценки экономического эффекта (ожидаемой выгоды) от освоения и реализации ресурсов Арктической зоны Российской Федерации. Может быть, целесообразно включить затраты на развитие системы спутниковой связи как составной части связной инфраструктуры в издержки, а не перекладывать целиком эту задачу на население.

Дмитрий МАЛЫШЕВ

Связь сопутствует реализации проектов, и наличие связи – необходимое условие для осуществления деятельности в современных реалиях. С учетом низкого проникновения или полного отсутствия наземных сетей связи в северных широтах подвижная и фиксированная спутниковая связь приобретает актуальность. Проекты на неосвоенных или малоосвоенных территориях, к которым можно отнести и Север РФ, реализуются, как правило, за счет средств крупных организаций, объединений, а также с привлечением средств из государственного бюджета, что может обеспечить платежеспособный спрос на услуги. Говорить о достаточности потенциала платежеспособного спроса следует с учетом масштабности и стадий реализации этих проектов. В то же время наличие именно наземной (с использованием кабельных и/или радиорелейных линий связи) инфраструктуры может быть вызвано технологическими или иными особенностями деятельности на разных стадиях жизни проекта.

Алексей НИКИТИН

Спутниковая связь в северных широтах – это наиболее доступный «инструмент строительства» и развития инфраструктуры связи для труднодоступных населенных пунктов Северо-Западного Федерального округа, где проложить ВОЛП или построить РРЛ невозможно.

Антон ЩЕРБАКОВ

Российская Федерация постоянно ведет изыскания/добычу/транспортировку полезных ископаемых, в том числе газа и нефти, поэтому развитие спутниковой связи на месторождениях очень актуально. В северных широтах компании готовы платить, чтобы их сотрудники всегда были на связи с родными и близкими, а также для решения корпоративных задач, поэтому можно с уверенностью сказать о перспективности развития инфраструктуры связи в северных широтах.

Как, по вашим наблюдениям, сказывается непростая ситуация в экономике на рынке спутниковой связи? Какие шаги следует предпринять операторам для поддержания спроса в корпоративном и частном сегментах?

Андрей ЛЕВЫКИН

Непростая ситуация в экономике приводит к снижению реальных доходов населения и уменьшению платежеспособного спроса, повышение курса доллара – к сокращению бюджетов и поиску дополнительных путей по оптимизации использования орбитально-частотного ресурса, повышению спектральной эффективности.

Алексей ЛУКИНЫХ

Акцент при выборе поставщика оборудования спутниковой связи традиционно смещался в сторону зарубежного производителя. В АО «Связьтранснефть» была проведена работа по выбору альтернативных – российских – поставщиков спутникового оборудования. Этот вопрос нашел отражение в новой технической политике АО «Связьтранснефть» в части обеспечения замещения оборудования импортного производства.

Антон ЩЕРБАКОВ

Иностранная группировка спутников, которую использует РФ, предопределяет нашу зависимость от экономической ситуации. Сегодня Россия делает грамотные шаги по импортозамещению: строительство космодрома «Мирный», вывод на орбиты отечественных спутниковых аппаратов, внедрение новых технологий и увеличение частотного ресурса спутниковой связи (Ka- и K-диапазоны).

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку