Облачные технологии в госсекторе

В круглом столе принимают участие:

Александр ГЕРАСИМОВ,
аналитик рынка ИТ и телекоммуникаций

Алексей ДЕНИСОВ,
директор проекта группы «Астерос»

Игорь ДРОЗДОВ,
менеджер технической поддержки продаж Linxdatacenter

Вячеслав КОВАЛЕВ,

начальник отдела вычислительных платформ и систем хранения данных, «Открытые Технологии»

Ярослав ФАРОБИН,
руководитель направления «Облачные сервисы и инфраструктурные решения», компания «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»)

Сергей ХАЛЯПИН,
менеджер системных инженеров, Citrix Systems RU&CIS

Юрий ЦОЙ,
руководитель направления департамента отраслевых решений, компания “Техносерв”

Интересуетесь ли вы, как развиваются события в плане использования облачных технологий государственным сегментом США, других стран мира? Что можно сказать об облачной стратегии российского правительства и положении дел с облачными технологиями в российском государстве в целом?

Александр ГЕРАСИМОВ

Для ответа на этот вопрос целесообразно объединить облачные и онлайн-сервисы, и рассмотреть не только их использование, но и потребление. И в этом контексте надо отметить, что как раз с 2011 года в России произошли весьма существенные подвижки. Так, целый ряд государственных услуг в нашей стране стал предоставляться в онлайн-формате, причем как для физических, так и для юридических лиц. И это, без преувеличения, настоящий прорыв. Кроме того, хоть и тяжело, но идет процесс внедрения СМЭВ, что можно рассматривать как реальный шаг к переходу на полностью электронное, в формате онлайн-сервисов, взаимодействие ОГВ между собой, что облегчает и ускоряет процессы расширения номенклатуры государственных услуг, предоставляемых в онлайн-формате.

Такая трансформация, в свою очередь, будет способствовать переходу ОГВ от создания изолированных внутриведомственных систем на облачную модель как предоставления государственных услуг (внешние сервисы), так и их формирования (внутренние сервисы и ресурсы).

Алексей ДЕНИСОВ

Расходы США по данному направлению увеличиваются из года в год – в 2014 году на облачные решения американцы потратили порядка 2 млрд долларов, к 2018 году облачные инвестиции планируется увеличить до 6 млрд долларов (данные IDC). Особое внимание по-прежнему уделяется развитию решений по взаимодействию граждан с госсектором, а также сферам здравоохранения, образования, налоговой и прочим.

В России развитие облачных технологий также не стоит на месте. Одним из драйверов роста облачных решений является государственная программа «Информационное общество», рассчитанная до 2020 года. Соответствующую инфраструктуру, обеспечивающую нужды электронного правительства, строят крупнейшие российские ИКТ-компании. При этом основной приоритет в развитии облачных решений в России отдается сфере электронного взаимодействия между ведомствами и гражданами РФ. Согласно нашим данным, уже к концу текущего года порядка 90% граждан страны должны иметь возможность пользоваться электронными госуслугами. Также в планах правительства – реализация программы о переносе всех информационных систем госструктур в «облака», но пока такие решения имеют ряд серьезных ограничений, связанных, в первую очередь, с обеспечением безопасности данных.

Игорь ДРОЗДОВ

США являются передовой державой в этом контексте, именно поэтому опыт их развития интересен не только со стороны информационных технологий, но и со стороны сопутствующей нормативно-правовой базы. Стоить отметить, что название облачной стратегии США – Cloud First – полностью отражает ее суть: государственные организации должны доказать, что использование нынешних облачных технологий под этот проект не представляется возможным. Только после этого они смогут получить финансирование на построение своей собственной физической инфраструктуры.

Что касается облачной стратегии российского правительства, то, насколько мне известно, в законченном виде она еще не существует, но в любом случае те требования, которые предъявляются к современным информационным системам, легче и дешевле реализовать в облачном окружении. Этим пользуются ИТ-директора российских госорганов.

Вячеслав КОВАЛЕВ

В 2011 г. правительством США была разработана стратегия Federal Cloud Computing Strategy, в которой были четко обозначены цели широкого внедрения облачных сервисов в государственных учреждениях. В частности, добиться на тот момент сокращения расходов на ИТ с величины $80млрд до $20млрд. В результате уже в настоящее время имеется статистика, показывающая, что к концу 2015 года свыше 3500 различных госучреждений США будет переведено в «облако». И эта цифра не окончательная. В России развитие ИТ в госсекторе регламентируется, как известно, государственной программой «Информационное общество» на период до 2020 г., основная часть проектов в рамках которой ориентирована на использование облачных сервисов. При этом до конца 2016 г. объем субсидий на поддержку региональных проектов составит, как планируется, 500 млн. руб. В целом можно отметить, что направление будет медленно, но планомерно развиваться.

Ярослав ФАРОБИН

Облачная стратегия США, принятая на государственном уровне, служит еще одним доказательством эффективности онлайн-сервисов по требованию. Но рынок облачных решений в России сейчас развивается темпами, опережающими общемировой уровень. По прогнозам IDC, к концу 2016 года его среднегодовой темп роста составит более 50%.

В стратегии развития ИТ-отрасли РФ на 2014-2020 годы отмечено, что облачные технологии станут одной из основных точек роста. Активно развивается законодательство в сфере информационной безопасности и интеллектуальной собственности. Среди важных инициатив — принятие закона о защите персональных данных, разработка законопроекта по регулированию порядка оказания облачных услуг органам госвласти. Облачные технологии выбраны в качестве основы для электронного правительства, создаваемого «Ростелекомом». В облаках разместится и новая крупнейшая торговая площадка для проведения госзакупок, создаваемая компанией «Сбербанк-АСТ».

Юрий ЦОЙ

Попытки создания государственных облачных систем предпринимаются в самых разных странах мира – не только в США, но и в Канаде, Великобритании, Сингапуре и Австралии. Правительство Великобритании еще в 2011 году опубликовало девять томов концепции использования облачных вычислений в правительстве (Data Centre Strategy, G-Cloud & Government Applications Store Programme), включая рамки проекта и описание технической архитектуры. С этого же года наблюдаются серьезные сдвиги в сфере развития облачных технологий, как с нормативно-методической, так и практической точки зрения, в США. С конца 2014 года, Казначейство Канады с привлечением представителей ИТ-отрасли разрабатывает общегосударственную политику использования облачных услуг.

Если говорить о России, то основная работа в этой области велась Минкомсвязью России с 2013 года. Работы по созданию единого «гособлака» в России продолжаются. Обновленная дорожная карта создания «гособлака» предусматривает следующее: разработка нормативно-правовых актов (2015), начало опытной эксплуатации в пилотных органах власти (2016), разработка базовых и типовых услуг, модернизация средств информационной безопасности (2015-2016 годы), промышленная эксплуатация в пилотных ФОГВ (2017), увеличение количества поставщиков, повсеместный переход на единую инфраструктуру (2018).

В чем особенные преимущества использования облачных технологий государственными структурами в сравнении с коммерческим сегментом? Что можно сказать о недостатках и опасностях использования облачных технологий госсегментом?

Александр ГЕРАСИМОВ

«Облачные технологии» – это, по сути, не технологии, а технологическая и организационная модель, в соответствии с которой вместо какого-либо физического ресурса предоставляется его виртуальная модель. Преимущества такой модели относительно традиционной состоят в возможности достижения близкой к 100% эффективности использования ресурсов. Потребитель ресурса получает возможность потреблять его именно столько и с такими характеристиками, какие нужны ему в данный момент времени, и оплачивать его по факту потребления. А «производитель» (поставщик ресурса) – объединять разрозненные ресурсы в виртуальные пулы, также с близкой к 100% их загрузкой. И так по всей цепочке создания добавленной стоимости. И здесь нет никакой разницы между государственным и коммерческим сегментом.

А основной риск использования облачной модели – это обратная сторона ее основного преимущества, а именно – возможность достижения близкой к 100% утилизации ресурсов. Такая работа «без резерва» требует создания полностью автоматических систем, причем предиктивных, упреждающих ситуации «перегруза», и, как следствие, недоступности сервиса, за счет динамического перераспределения нагрузки как внутри виртуализованного пула ресурсов, так и с возможностью автоматического подключения дополнительных, внешних по отношению к провайдеру ресурсов.

Алексей ДЕНИСОВ

Государственные структуры обязаны обеспечивать взаимодействие и предоставлять услуги колоссальному количеству граждан. Ручная обработка данных и живое общение с каждым пользователем госсервисов приводит к существенному увеличению времени предоставления услуги. Кроме того, такой подход очень часто не позволяет решить вопрос за одно посещение того или иного учреждения. Автоматизация процессов и их перенос в облачную среду дают возможность максимально ускорить процедуру предоставления услуг, а также обеспечить гражданам минимальные затраты времени на получение той или иной информации. Первоочередная угроза использования облачных технологий в госсекторе – безопасность хранения данных. За рубежом с данной проблемой решили бороться путем использования частных облаков, когда оборудование учреждения находится непосредственно внутри сети госструктуры.

Игорь ДРОЗДОВ

Традиционной проблемой использования публичных облачных платформ государственными структурами являются специфические требования к безопасности. Учитывая, что госсектор является одним из крупнейших ИТ-заказчиков в нашей стране, логичней всего предположить, что он пойдет по пути построения «общественного облака» – облачной платформы, которая будет использоваться другими госструктурами со схожими требованиями к безопасности.

Вячеслав КОВАЛЕВ

Прежде всего, использование облачных технологий дает возможность сократить бюджетные расходы, выделяемые на ИТ в госсекторе. В недавнем отчете Минкомсвязи за 1 кв. 2015 г. говорилось, что для эффективного решения задачи информатизации государственного управления необходимо активно увеличивать долю облачных технологий. Основной причиной перехода на облачные услуги, указанной в отчете, является необходимость сокращения значительных средств, выделяемых на модернизацию имеющихся в регионах собственных инфокоммуникационных структур и оплату штата собственных специалистов, обеспечивающих эксплуатацию оборудования и программного обеспечения. Очевидно, что в условиях ограниченности бюджетных средств перевод ИТ-инфраструктуры в облако позволяет получить экономию средств, одновременно получив доступ к современным технологическим решениям. Но имеется риск того, что концентрация в облачном ЦОДе большого объема важной государственной информации может стать целью для кибер-атак. Кроме того, выход из строя самого ЦОДа может парализовать работу государственных структур. Здесь можно отметить, что в настоящее время для предотвращения таких проблем имеются методики и технические решения, позволяющие избежать большого количества возможных рисков, в том числе и перечисленных здесь.

Ярослав ФАРОБИН

Когда речь идет о государственных сервисах, первое, что нужно принять во внимание, — это их массовое использование. Приложения для записи к врачу или предоставления государственных услуг онлайн — все они нацелены на целые города и регионы. Это значит, что облачная инфраструктура должна изначально проектироваться в расчете на высокие нагрузки, которые к тому же будут возрастать по мере увеличения числа пользователей сервисов (сегодня порталом госуслуг пользуется 34% населения России, а к 2018 году планируется, что их будет использовать 70%). В ИТ-сфере государственные организации становятся крупнейшими заказчиками инноваций, в том числе облачных решений. Среди рисков облаков самый главный – безопасность данных, поэтому государство уделяет приоритетное внимание этому вопросу. Минимизировать риски можно, выбрав качественного провайдера облачных услуг, размещающего инфраструктуру в надежном дата-центре.

Сергей ХАЛЯПИН

Я бы скорее говорил об особенностях гособлаков, а не преимуществах. В государственных облаках надо в первую очередь решать вопросы взаимодействия и интеграции ресурсов и форматов данных, предоставляемых населению различными ведомствами, министерствами и муниципальными органами управления. Если их не решить, то для получения услуги обычному пользователю придётся неоднократно предоставлять одни и те же данные, которые уже находятся в системе, или существует риск получения отказа в предоставлении того или иного сервиса, так как для него необходима информация, владельцем которой являются другие ведомства.

Юрий ЦОЙ

Основным преимуществом (и стимулом) внедрения облачных технологий в госорганах является повышение эффективности за счет поэтапного перехода к централизованной модели предоставления типовых ИТ-сервисов и единой государственной ИКТ-инфраструктуры.

Упоминание проблемы обеспечения информационной безопасности в контексте использования облачных технологий уже стало штампом. Насколько проблема действительно болезненна? Какое понимание информационной безопасности можно считать адекватным реально существующей опасности использования облаков в госсекторе?

Александр ГЕРАСИМОВ

Эта проблема чрезвычайно болезненна. А ее решение требует коренного пересмотра самих подходов к обеспечению ИБ, которые сейчас «заточены» исключительно под защиту физических ИТ-ресурсов (рабочих станций, серверов, локальных сетей) и оперируют такими понятиями как, например, «защита периметра». Облачные системы физического периметра не имеют, это сервисы, опирающиеся на глобальные виртуализованные пулы ресурсов, и их защитой могут быть только другие, специализированные облачные сервисы, так называемые SECaaS (Security as a Service, информационная безопасность как облачный сервис).

Более того, развитие Интернета Вещей приводит к исчезновению границ между информационной и физической безопасностью, что делает эту проблему еще более насущной.

Игорь ДРОЗДОВ

Проблема тут не в самой безопасности облачной инфраструктуры. По сути-то ее и не было, что в последнее время подтверждается международными сертификатами, такими как, например, PCI-DSS – стандарт безопасности, которому должна соответствовать финансовая организация, занимающаяся обработкой денежных транзакций.

Проблема, скорее, заключается в специфических требованиях к безопасности и шифрованию. Они строго регламентированы гостами и нуждаются в сертификации.

Вячеслав КОВАЛЕВ

Сегодня обеспечение ИБ в рамках использования облачных технологий является одним из наиболее важных условий для их успешного внедрения в госструктурах. Сегодня значительная часть критически важной информации переводится в цифровой вид за пределы контролируемой зоны. В этой связи ЦОД, предоставляющий облачные услуги, должен будет взять на себя эту роль и обеспечивать защиту информации путем внедрения внутренних сервисов, ограничивающих доступ к информации неавторизованным лицам. Как правило, это многоуровневая защита, включающая в себя: сетевое экранирование, управление доступом, криптозащиту и многое другое.

Ярослав ФАРОБИН

Эксперты в сфере ИБ уже не раз обращали внимание, что ключевой фактор риска – не технологический, а человеческий. От небрежности или злого умысла сотрудников потерь бизнес-информации гораздо больше, чем от «дыр» в информационной защите корпоративных приложений и систем. В недавнем отчете Cisco, посвященном информационной безопасности, говорится, что проникнуть в информационные среды и незаметно заразить компьютеры нарушителям невольно помогают сами пользователи и ИТ-службы. При этом лишь 50% компаний реализовали меры, позволяющие контролировать доступ к данным, отслеживать вторжения, сканировать уязвимости.

Сергей ХАЛЯПИН

Информационную безопасность нельзя рассматривать как нечто неизменное и одинаковое для всех типов пользователей. В контексте облачных технологий, а особенно используемых для госсектора, необходимо разделить ИБ на технологическую составляющую (пароли, шифрование, защита от атак и утечек данных и т.д.) и «политическую» (требования, предъявляемые различными регулирующими органами). При правильном проектировании, внедрении и эксплуатации технологических проблем не должно быть. Но при построении решений для государственных нужд необходимо учитывать вопросы национальной безопасности и защиты персональных данных. И здесь актуальной становится тема импортозамещения предлагаемых технологий.

Как вы оцениваете проект национальной облачной платформы О7? Какие проекты – ведомственные, межведомственные – вы оцениваете как успешные?

Алексей ДЕНИСОВ

Проект О7, несомненно, инновационный для российского ИТ-общества. Сегодня на его базе создаются сервисы, способные обеспечить предоставление услуг гражданам в таких сферах, как образование, ЖКХ, медицина и прочие. Самым первым и, пожалуй, самым успешным российским проектом, связанным с облачными технологиями, стал «Портал госуслуг». Конечно, нет предела совершенству, и портал постоянно дорабатывается, но уже сегодня мы видим результат колоссальных усилий разработчиков, которые позволили получать услуги через интернет гражданам на всей территории России.

Ярослав ФАРОБИН

На наш взгляд, один из последних значимых проектов — внедрение в ФНС информационной системы, проверяющей цепочки сделок при возмещении НДС,. Налоговые органы с ее помощью смогли увеличить сборы НДС сразу на 20% за первый квартал 2015 года. По оценке ФНС, в России в год выписывается около 15 млрд счетов-фактур. Можно только представить, насколько повысится качество взаимодействия между государством и коммерческим сектором, если автоматизировать процесс обмена документами и формирование отчетности. Правительство уже оценило преимущества электронного документооборота и ведет активную работу над его внедрением. Завершить переход на обмен электронными документами госорганы планируют уже до конца 2016 года. В середине июля президент РФ В.В. Путин подписал новый Федеральный закон №263-ФЗ, отменяющий ограничения на использование электронного документооборота между государственными структурами, компаниями и физлицами. Облачные сервисы по обмену юридически значимыми документами, предоставляемые на рынке рядом российских ИТ-компаний, делают этот процесс простым и удобным.

Юрий ЦОЙ

Как известно, облачная платформа O7 до сих пор развивается за счет средств «Ростелекома», который на периодической основе осуществляет модернизацию серверного и сетевого оборудования для контроля и эксплуатации специализированных отраслевых сервисов, размещенных на платформе. Если говорить о сервисах для государственных учреждений, O7 полностью ориентирована на сервисы регионам и муниципалитетам – O7.МФЦ, O7.112, O7.Медицина и др. Сервисы O7 достаточно востребованы в регионах, и «Ростелеком» совместно с партнерами успешно их внедряет.

Из ведомственных проектов с применением облачных технологий можно отметить разработку защищенных облачных технологий в сфере налогового администрирования. Платформа ФНС России включает основные инструменты, свойственные облачной сервисной инфраструктуре, а именно – автоматизацию управления ресурсами и гибкость масштабирования.

Другой пример – Федеральное казначейство. Облачные технологии активно используются в процессе создания федеральной системы «Электронный бюджет» и региональных систем управления госфинансами.

Методические рекомендации (Минздрава России) по применению облачных технологий разрабатывались при создании регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

Насколько оправданно в практическом смысле говорить об импортозамещении в контексте использования облачных технологий российскими госорганами? Что можно заместить в ближайшей перспективе, что нельзя?

Александр ГЕРАСИМОВ

В контексте облачной модели говорить об импортозамещении некорректно, причем не только применительно к самой модели, но и к тем технологиям и решениям, на которых она базируется. Облака, повторюсь, – это не технологии, а технологическая и организационная модель. Что касается технологий и решений, используемых для реализации этой модели, то они также кардинальным образом отличаются от традиционных подходов. Во-первых, разработка таких решений опирается не на вендорских технологиях и продуктах, а на открытых, глобальных сообществах разработчиков. Научно-исследовательские лаборатории, служащие физической базой для отработки таких решений, объединены в глобальные тестовые среды и их федерации, масштаб которых дает возможность отрабатывать в них облачные решения и сервисы до полной их готовности к запуску в коммерческую эксплуатацию.

Во-вторых, в отличие от традиционного подхода, когда внедренное решение или инсталлированное оборудование не подвергается значительной модернизации в течение периода ее эксплуатации, для технологий и решений, служащих базой для реализации облачной модели, используется подход DevOps. Такой подход не разграничивает этапы разработки и эксплуатации, они рассматриваются как единый цикл постоянного совершенствования решения, которое становится адаптивным, интеллектуальным.

Алексей ДЕНИСОВ

Текущие модели серверов, выпускаемые российскими компаниями «Аквариус», Depo Computers, способны обеспечивать предоставление необходимых вычислительных мощностей для обработки данных, с которыми работают ведомства. Процесс полного перехода на отечественное оборудование будет не быстрым, так как практически все информационные системы государственных органов многие годы строились на платформах зарубежных производителей. Думаю, что теоритически большинство компонентов системы облачных решений возможно будет заменить на отечественные аналоги, но это вопрос времени, больших инвестиций и целесообразности подобной инициативы.

Игорь ДРОЗДОВ

Оправданно, если говорить о ПО. Такие проекты с открытым исходным кодом, как Open Stack, позволяют оперативно и относительно недорого создать собственную облачную платформу, при этом провести всесторонний аудит ее безопасности. Что же касается физического оборудования, тут все сложнее. Несмотря на то, что на территории России собирается все большее количество ПК, серверов и т.п., все они состоят из зарубежных компонентов, особенно это касается таких высокотехнологичных комплектующих, как CPU, RAM, HDD, SSD и т.д.

Вячеслав КОВАЛЕВ

К сожалению, полноценной замены западного серверного оборудования и систем хранения данных сейчас нет. Отечественные продукты в данной сфере – это, в лучшем случае, заказные продукты на базе контрактного производства, в котором используется элементная база, изготовленная за пределами России. Конечно, можно допустить, что в ближайшие 5 лет появится соответствующая элементная база и в нашей стране, но мировой опыт показал – для этого требуются более длительный срок и значительные инвестиции. Это же относится и к программному обеспечению. Значительная часть ПО, используемого в облачных сервисах, имеет в своей основе зарубежные разработки. Ситуацию отчасти может исправить использование продуктов с открытым кодом, но и здесь остается проблема технического сопровождения продукта, т.к. основная часть специалистов, включая и русскоговорящих, находится за пределами России.

Ярослав ФАРОБИН

Все чаще бизнес и госсектор обращаются к решениям на базе открытого кода: они развиваются быстрее, не зависимы от конкретных вендоров, а зрелость таких разработок уже вполне позволяет использовать их для крупных проектов. Активно растет российское сообщество OpenStack – одной из наиболее популярных и динамично развивающихся открытых платформ для построения облачных решений.

Сергей ХАЛЯПИН

Говоря об импортозамещении, приходится признать, что полноценно заменить весь стек облачных технологий невозможно. В ближайшей перспективе подлежат замене или уже заменены решения по обеспечению безопасности. Далее правильнее будет вести речь об использовании решений с открытым кодом (например, Cloud Stack и Open Stack), в разработке/доработке которых российские компании должны более активно принимать участие. Такой подход позволит обеспечить построение национальных облачных систем и быть увереннее в отсутствии преднамеренных уязвимостей и «закладок».

Юрий ЦОЙ

Полностью заменить основное оборудование ИТ-инфраструктуры «гособлака» на отечественное нет ни технологической, ни финансовой возможности, с другой, но в этом и нет особой необходимости. Вероятно, что в ближайшей перспективе можно будет заместить СУБД (например, на PostgreSQL – как это планируют сделать Минкомсвязь и Минздрав), отдельные виды телекоммуникационного оборудования и системы защиты информации. Что касается «железа», то альтернативные аналоги мощных серверов и СХД ведущих западных вендоров по оценкам экспертов могут появиться в лучшем случае только лет через 5-7. В качестве «обходного» решения можно рассматривать аттестацию ЦОД и регулирование деятельности поставщиков облачных услуг со стороны ФСБ и ФСТЭК.

С какими техническими проблемами приходится сталкиваться ИТ-компаниям, работающим с российскими госструктурами? Каковы организационные, структурные проблемы российских министерств и ведомств, мешающие внедрению облаков?

Александр ГЕРАСИМОВ

Проблемы связаны с тем, что речь идет не о внедрении отдельных информационных технологий, а о кардинальной организационной и бизнес-трансформации государственных органов.

Алексей ДЕНИСОВ

Одной из основных проблем является недостаточная проработка нормативно-правовой базы, регулирующей способы обмена информацией, а также ее использования при хранении в облаке. Наряду с этим стоит вопрос о выполнении требований ФЗ-152 «О защите персональных данных», которые говорят о максимальной степени защиты программно-вычислительной инфраструктуры, работающей с данными граждан. Что касается госорганов, то главным камнем преткновения является бюджет, который должен быть направлен, в том числе на обеспечение готовности имеющейся инфраструктуры для работы с облачными технологиями.

Вячеслав КОВАЛЕВ

Первая проблема – защита данных. Это одно из требований, которое возникает еще на этапе обсуждения стратегии миграции в облако. Вторая сложность – учет расходов за использование внешних услуг, предоставляемых облачным провайдером.

 

Юрий ЦОЙ

Основные технические проблемы, которые приходится решать ИТ-компаниям при оказании облачных услуг:

  • обеспечение необходимого уровня качества, пропускной способности и сертификации канала связи (в случае использования ресурсов внешнего ЦОД) в целях достижения «абсолютной» доступности информации;
  • сертификация СЗИ/СКЗИ;
  • аттестация системы управления облачными услугами;
  • адаптация существующих программных комплексов к использованию в «облаках»;
  • необходимость создания соответствующего ПО для мобильных устройств и обеспечения их информационной безопасности.

Отдельно выделю одну из важных технических проблем создания «гособлака», которая заключается в переносе всех информационных систем, сегодня разрозненно установленных в госорганизациях, в специализированные дата-центры. Здесь есть свои «подводные камни». В частности, ФЗ-152 «О персональных данных» предусматривает различные классы конфиденциальности и защиты информации. Например, системы, в которых хранится медицинская информация граждан, имеют самый высокий класс конфиденциальности, и не может быть размещена рядом с системой ЖКХ, имеющей более низкий уровень секретности. Это предполагает разные уровни классификации ЦОДов.

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку