Ликвидировать рынок серых SIM-карт

16 марта 2021 года был опубликован проект постановления Правительства РФ «Об утверждении состава, порядка и сроков предоставления операторами подвижной радиотелефонной связи информации, необходимой для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя».

 

Борьба с серыми SIM-картами

Так называемые «либеральные» СМИ России сразу же завопили о том, что Роскомнадзор, якобы, вводит тотальную слежку за переговорами и передвижениями всех россиян. На самом же деле, Правительство РФ просто заботиться о своих гражданах, чтобы избавить россиян от растущей волны мошеннических операций со средствами связи. Как пояснил представитель Роскомнадзора в ответ на поступивший запрос от РБК, сбор данных об абонентах необходим регулятору для выявления пользователей SIM-карт, оформленных на других лиц и использующихся нелегально.

Операторы связи по существующему закону и так обязаны самостоятельно проверять достоверность сведений об абоненте, однако эти требования не соблюдаются, поскольку сейчас в России «отсутствует система проверки соответствия сведений, указываемых в договоре об оказании услуг связи, данным реально использующего SIM-карту человека».

Согласно пояснительной записке к проекту постановления, документ направлен на борьбу с серыми SIM-картами, которые оформляются на юрлиц и ИП, после чего «бесплатно раздаются в местах массового скопления людей и используются в различных схемах мошенничества». Как результат – тысячи граждан становятся жертвами мошенников, использующих чужие паспортные данные при приобретении сим-карты. Это создает препятствия при проведении оперативно-разыскных действий, так как затрудняет идентификацию абонента.

По закону абонент – это тот, кто купил на свое имя SIM-карту, но один человек может покупать сколько угодно SIM-карт и впоследствии перепродавать их или передавать другим людям. Перечисленные в проекте сведения нужны, чтобы выявлять таких абонентов. Например, если Роскомнадзор выявит, что за короткий промежуток времени осуществлялись звонки с нескольких SIM-карт, оформленных на одного человека, и исходили из разных концов города, то пользователи этих SIM-карт окажутся под подозрением.

 

Данные – нефть XXI века

Согласно тексту проекта постановления, Роскомнадзор сможет запрашивать у операторов строго ограниченный объем информации об абонентах.

2.1.      Информации о способах подтверждения сведений и результатах проведенных проверок достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя:

2.1.1 Информация о факте подтверждения или неподтверждения достоверности имеющихся у оператора подвижной радиотелефонной связи сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя при осуществлении оператором подвижной радиотелефонной связи проверки способами, указанными в пункте 6 статьи 44 Федерального закона «О связи».

2.1.2. Указание способа осуществления оператором подвижной радиотелефонной связи проверки достоверности имеющихся у оператора подвижной радиотелефонной связи сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

2.2. Сведениям об абонентах и сведениям о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя:

2.2.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность (наименование, серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, код подразделения), – для физического лица.

2.2.2. Наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, адрес место нахождения – для юридического лица.

2.2.3. Фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность (наименование, серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, код подразделения), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика – для индивидуального предпринимателя.

2.2.4. Фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность (наименование, серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, код подразделения) пользователя услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

2.2.5. Сведения об используемом абонентом и пользователем услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи.

2.2.7. Дата заключения, изменения или расторжения договора об оказании услуг связи с абонентом.

2.3. Сведения об используемом абонентами и пользователями услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании):

2.3.1. Об идентификаторе пользовательского оборудования (оконечного оборудования).

2.3.2. Данные идентификационного модуля и сопоставляемый с ним абонентский номер, позволяющие идентифицировать абонента или пользователя услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя, и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в сети связи оператора подвижной радиотелефонной связи, включающие в себя:

— абонентский номер в международном формате;

— идентификатор абонента в сети подвижной радиотелефонной связи, используемый при оказании услуг связи.

2.3.3. Сведения о факте замены пользовательского оборудования (оконечного оборудования) абонента или пользователя услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя, имеющего идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования).

2.4. Информации о функционировании идентификационных модулей, используемых абонентами и пользователями услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя:

2.4.1. О факте замены идентификационного модуля на пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) абонента или пользователя услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

2.4.3. О факте изменения информации в идентификационном модуле, используемом в пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) абонента или пользователя услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

2.4.4. О дате и времени оказания услуг связи абоненту или пользователю услугами связи абонента – юридического лица или индивидуального предпринимателя.

2.4.5. О видах соединений, совершенных абонентом или пользователем услугами связи абонента – юридического лица или индивидуального предпринимателя посредством услуг сети подвижной радиотелефонной связи.

2.4.6. О факте передачи голосовой информации посредством сети подвижной радиотелефонной связи.

2.4.7. О факте передачи голосовой информации посредством сети передачи данных.

2.4.8. О факте передачи данных посредством сети подвижной радиотелефонной связи.

2.4.9. О факте передачи данных с использованием промышленных устройств, оборудования, датчиков, сенсоров, систем управления технологическими процессами.

2.4.10. О факте передачи коротких текстовых сообщений и мультимедийных сообщений.

2.4.11. Об абонентском номере вызывающего абонента.

2.4.12. О дополнительном номере вызывающего абонента или пользователя услугами связи абонента – юридического лица или индивидуального предпринимателя.

2.4.13. О вызываемом абонентском номере.

2.4.14. Об абонентском номере, на который осуществляется переадресация вызова.

2.4.15. Об объеме переданных абонентом или пользователем услугами связи абонента – юридического лица или индивидуального предпринимателя данных.

2.4.16. Об объеме принятых абонентом или пользователем услугами связи абонента – юридического лица или индивидуального предпринимателя данных.

2.4.17. О факте подключения и (или) отключения абонента или пользователя услугами связи абонента – юридического лица или индивидуального предпринимателя к сети передачи данных.

2.4.18. Об идентификаторе базовой станции вызывающего абонента или пользователя услугами связи абонента – юридического лица или индивидуального предпринимателя.

2.4.19. Об идентификаторе базовой станции вызываемого абонента или пользователя услугами связи абонента – юридического лица или индивидуального предпринимателя сети подвижной радиотелефонной связи.

 

Тайна связи остается

Представители Минцифры, подготовившего этот проект постановления Правительства, заверили агентство ТАСС, что в случае его принятия тайна связи будет строго соблюдена, поскольку содержимое сообщений, звонков абонентов операторы не будут предоставлять Роскомнадзору.

«В России тысячи граждан становятся жертвами мошенников, которые используют чужие SIM-карты, в том числе корпоративные, зарегистрированные на чужие паспортные данные, – рассказали CNews в Министерстве. – Роскомнадзор наделен полномочием по осуществлению мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента-юрлица. Предусмотренные законодательством сведения будут передаваться в Роскомнадзор в соответствии с принятым 533-ФЗ. Ведомство сможет блокировать корпоративные SIM-карты, подлинность владельцев которых не будет подтверждена. Применение норм закона позволит навести порядок на рынке «серых» SIM-карт и снизить количество случаев мошенничеств».

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку