Цифровая платформа всероссийского проекта Московского физико-технического института «Наука в регионы» использует нейросети для анализа профессиональных запросов и предметных дефицитов педагогов, работающих в профильных классах. С сентября 2024 года на платформе собрали и обработали данные о работе более 16. тыс. учеников и 4 тыс. учителей из 61 региона России — от Донецкой и Луганской народных республик до Камчатки. На основе этой диагностики формируется адресная методическая помощь.
Первые результаты диагностики выявили неожиданную закономерность: педагоги реагируют на обнаруженные системой дефициты значительно болезненнее, чем их ученики. Учителя воспринимают результаты тестирования как оценку своего профессионализма и начинают переживать, если где-то справились с заданием хуже, чем ожидали. Школьники относятся к диагностике спокойнее — для них это естественная часть учебного процесса, у них еще есть время на работу с выявленными проблемами.
У школьников платформа диагностирует три ключевых параметра: субъектность в образовательном пространстве, готовность к саморазвитию и уровень учебной мотивации. Нейросеть агрегирует результаты тестирования и анализа запросов пользователей, далее идет подбор персонализированного образовательного содержания — от вебинаров до методических материалов и сценариев уроков.
«Наша задача — чтобы это была адаптивная персонализированная система, которая подстраивается под потребности конкретного участника. Нейросеть предлагает решения, соответствующие конкретным дефицитам, что значительно сокращает время на решение образовательных проблем», — рассказала руководитель проекта «Наука в регионы», руководитель Центра образовательных инноваций и технологий МФТИ Юлия Андреева.
По словам педагогов школьники попадают в профильные классы по разным причинам. Иногда выбор делают родители или педагоги, которые видят у ребенка способности к математике и рекомендуют идти в технологический профиль. Иногда ребята делают выбор “по дружбе”, ориентируясь на устойчивые социальные связи. Однако у того же ученика могут быть хорошие результаты по географии или химии, но он следует совету учителя, не желая его обидеть. «Про устойчивость этой мотивации — это еще вопрос. В целом, конечно, в профильные классы идут дети с несколько более высокой мотивацией, чем в обычных классах, но насколько это их собственный выбор — сказать затрудняемся», — отмечает руководитель проекта.
Платформа выявляет корреляцию между пониманием образовательных перспектив и учебной мотивацией. Школьники, которые четко представляют возможности региональных вузов — новые лаборатории, современные программы, развитие кампусов — демонстрируют более высокую готовность к изучению сложных предметов. «Очень многие не знают вообще про то, как меняется вуз, какие программы открываются, как меняются лаборатории, материально-техническое оснащение. Перед ребятами на самом деле открывается большое количество возможностей, про которые они не вполне понимают», — говорит Юлия Андреева.
Для работы с этим дефицитом в проекте создан инструмент «дневник-навигатор». Школьники отвечают на вопросы о содержании, которое демонстрирует вуз, и одновременно изучают себя: какие у меня интересы, что дается проще, стоит ли тратить время на освоение сложного направления. При этом платформа не навязывает решения — финальный выбор остается за человеком. Один ученик может решить развивать очевидный талант, другой — работать с дефицитами в области, которая ему интересна для будущей профессии.
«У педагогов ощущение, что они, имея диплом на руках, должны быть уже всё знающими, всё понимающими. Но мы понимаем, что на самом деле это не так, и мы находимся в ситуации постоянного профессионального развития», — объясняет Юлия Андреева. Для снижения тревожности педагогов в проекте проводятся встречи с экспертами, которые разбирают темы профессионального выгорания и непрерывного образования.
Система позволяет администрации школ видеть обезличенную статистику по учреждению. Если результаты показывают, что дети пассивны и не готовы к саморазвитию, это может указывать на проблемы в управлении.
«Если мы видим, что дети пассивные и не готовы к саморазвитию, то, соответственно, нужно что-то добавлять в пространство школы, чтобы такой навык формировать. Он является очень важным и ключевым в современном мире», — подчеркивает Андреева.
После каждого вебинара участники заполняют анкету, где по шкале оценивают доступность, понятность и применимость материала. В открытом вопросе предлагают темы для следующих разборов. Чем больше людей называют конкретную тему, тем выше вероятность появления контента по ней. «Здесь не мы формируем повестку, а мы ее формируем совместно с участниками. Нам важно, чтобы это им откликалось, им это было нужно и это работало на их дефициты», — объясняет руководитель проекта.
Проект «Наука в регионы» реализуется МФТИ с 2024 года при поддержке Министерства науки и высшего образования России. Сейчас в нем участвуют более 1,5 тысяч школ из 61 региона. Помимо школьников, платформой пользуются почти 4 тысячи учителей. Полные результаты диагностики будут опубликованы в конце 2024 года.


