Мифы и реалии российской радиоэлектроники

На ElectronTechExpo Online обсудили стратегию российской радиоэлектронной отрасли

В рамках мероприятий программы электронных выставок ExpoElectronica и ElectronTechExpo Online состоялся вебинар «Российская электроника сегодня: современное состояние и прогнозы развития. Взгляд отрасли», на котором обсуждалось возможности использования продукции российской радиоэлектронной продукции для развития других отраслей. К трансляции, длившейся три часа и включившей выступления 7 докладчиков, подключился 271 зритель. Генеральным спонсором трансляции стала группа компаний «Глобал Инжиниринг». Модератором встречи выступила заместитель генерального директора АНО развития радиоэлектронной отрасли «Консорциум «Вычислительная техника» (АНО «ВТ») Татьяна Львова.

Светлана Легостаева

В своем выступлении генеральный директор АНО «ВТ» Светлана Легостаева рассказала о деятельности консорциума и призвала избавляться от стереотипного мышления. Она напомнила, что мы входим в весьма узкий список стран, наравне с США, Китаем, Южной Кореей и Германией, способных разрабатывать и производить собственную электронику, и выразила уверенность, что это может стать одним из факторов, делающих отечественную индустрию привлекательной для новых работников. Ключевым показателем развития российской радиоэлектронной отрасли она назвала доведение до 2024 года доли российской вычислительной техники до 44%, а доли отечественных процессоров и контроллеров в составе российского обордования – до более 50%.

Сейчас же по данным Светланы Легостаевой общий объем российского рынка вычислительного оборудования составляет 480 млрд руб., из которого 274 млрд руб. приходиться на госзакупки. При этом доля российских производителей на рынке составляет 12,9%, а в госзакупках она увеличена до 22,1%. В то же время в состав консорциума входит три российских производителя вычислительной техники – «Депо», «Аквариус» и «Крафтвей», которые совместно могут выпускать до 2,6 млн компьютеров, что может покрыть 50 – 70% потребностей российских покупателей, однако потребители не торопяться покупать российское не из-за технических характеристик продукции, но по привычке – из-за мифов, возникших в момент разрушения советской микроэлектронной промышленности. Однако сейчас ситуация изменилась, но доказать это клиентам оказывается очень сложно.

Гульнара Хасьянова

Генеральный директор АНО «Консорциум «Телекоммуникационные Технологии» (АНО ТТ) Гульнара Хасьянова проанализировала состояние российской телеокммникационной отрасли и кратко представила деятельность своей организации. Она определила два круга задач, решением которых занимается консорциум: увеличение объема продаж производителей, уже присутствующих на рынке, и созданием новых цепочек поставки и сегментов, которых в стране пока нет. По ее оценкам российский рынок телекоммникационного оборудования составляет более 400 млрд руб. в год. При этом на российское оборудование приходиться всего 32 млрд руб., то есть около 8%. При этом сейчас в мире развивается порядка 50 телекоммуникационных технологий, но российским разработчикам не стоит использовать их все. Нужно выбрать наиболее перспективные из них и сконцентрировать свое внимание на их развитии. Сейчас разработан проект стратегии развития российсикий телекоммуникационных технологий, который получил наименование «Телеком-прорыв» и сейчас проходит согласование этого документа со всеми заинтересованными сторонами. Цель этой стратегии в том, чтобы локализовать цепочки поставок комплектующих внутри России.

Одной из выжных отраслей, где есть большая потребность в радиоэлектронных компонентах, является автомобильная промышленность, и здесь России также имеет определенные наработки. Положение дел с внедрением российской электроники в автопроме раскрыл в рамках вебинара  генеральный директор Кластера автомобильной промышленности Андрей Крайнов. Он задался вопросом, готова ли российская промышленность к автопрому. Российский автопром занимает не самую большую долю мировой промышленности, однако ежегодно поставляет около 1,4 млн локально собранных легковых авто. В России электроника сейчас используется в 10-15% производимых автомобилей, но к 2025 году планируется увеличение этой доли до 20-25%. В автомобиле существует порядка 40 различных систем, в которых может использоваться электроника, а это означает большой потенциал для сотрудничества электронных производителей с компаниями автопрома. Отрасль с 2015 года развивается по постановлению правительства №719, где строго сформулированы критерии российского происходения продукции. В январе 2020 года в него были внесены изменения, и Андрей Крайнов обсуждал влияние электронных компонент, которые приходиться устанавливать в автомобили, на оценку “российскости” готовой продукции. Автопроизводители крайне заинтересованы в локальзации всех компонент, а их рынок может составить в 2020 году ещё 520 млрд руб. Таким образом, формирование российской отрасли радиоэлектронной продукции скажется и на активизации развития множества российских отраслей, таких как производство вычислительной техники, телекоммникационного оборудования и даже легковых автомобилей.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку