На космических просторах океана

Евгений Буйдинов, заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации систем связи, ФГУП «Космическая связь»

Михаил Глинка, директор департамента продаж операторских и корпоративных решений, ФГУП «Космическая связь»

 

Прокладка линий ВОЛС и повсеместное проникновение покрытия сотовой связи ужесточают конкуренцию на привычном для спутниковых операторов связи рынке, поэтому они ищут новые перспективные области применения технологий VSAT, одной из которых безусловно является спутниковый ШПД на морских судах. Эту область нельзя назвать новой, однако если раньше спутниковая связь на кораблях решала весьма ограниченный круг технических задач, то с появлением спутников нового поколения с высокой пропускной способностью наши морские суда получили возможность приобщиться к современным спутниковым сервисам на качественно ином уровне. В России немалая заслуга в продвижении этих услуг морского VSAT принадлежит оператору ГП КС.

 

18 октября 2018 г. во Владивостоке прошел семинар «Инновации в спутниковой связи и навигации», который был организован ФГУП «Морсвязьспутник» при партнерской поддержке ГП КС. Участниками этого семинара стали представители судоходных и рыболовецких компаний – существующие и потенциальные пользователи систем спутниковой связи на морских объектах Дальнего Востока.

От ФГУП «Космическая связь» на этом мероприятии выступили с докладами Евгений Буйдинов, заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации систем связи, и Михаил Глинка, директор департамента продаж операторских и корпоративных решений. Они рассказали о перспективных проектах ФГУП «Космическая связь» для организации связи на подвижных объектах, а также поделились опытом предоставления услуг спутниковой связи на морских судах.

 

Спутниковый ШПД на подвижных объектах

Как отметил Михаил Глинка, в настоящее время в спутниковой сети VSAT оператора ФГУП «Космическая связь» работает уже более 230 морских судов различного класса и назначения. На них предоставляется доступ к сети Интернет, корпоративным ЛВС, современным сервисам VoIP-телефонии, получению картографической информации, в отдельных случаях возможен и прием телерадиопрограмм.

Безусловно, одним из главных объектов внимания ГП КС на море является сегодня трасса прохождения судов по маршруту Северного морского пути. Основная зона обслуживания сети VSAT формируется здесь космическими аппаратами серии «Экспресс-АМ» и покрывает 95% Северного морского пути.

Особо стоит отметить, что наличие мощной орбитальной группировки и полноценной сети наземных хабов позволяет ФГУП «Космическая связь» обеспечивать автоматический межспутниковый роуминг (бесшовную связь) на всем протяжении пути.

Главными компонентами корабельной станции спутниковой связи являются: антенна с системами наведения и стабилизации (специальная система способна контролировать положение спутниковой антенны относительно плоскости как горизонта, так и истинного севера, в любой момент времени она нацеливает ее на спутник, обеспечивая постоянный прием и передачу сигнала) и радиопрозрачный купол для защиты от ветровых нагрузок и других факторов внешней среды; блок управления; система приема GPS-координат; спутниковый модем iDirect X5.

Спутниковый ресурс посредством шлюза раздается на корабле по следующим сегментам: сегмент владельца судна (VoIP, Wi-Fi, PC и пр.); сегмент фрахтователя судна; сегмент экспедиции; сегмент, оплачиваемый пользователями – пассажирами и членами экипажа (проще говоря, это классический доступ в Интернет для физических лиц).

Когда сигнал со спутника приходит на хаб iDirect, он посредством шлюза доставляется по наземным выделенным каналам в офисы экспедиции, владельца судна и фрахтователя судна, а также подключается к Московской междугородной телефонной станции № 9 (см. рисунок).

Рисунок. Функциональная схема организации услуг связи на судне

Сеть VSAT ФГУП «Космическая связь» построена на базе трех центральных коммутационных станций (ЦКС) iDirect Evolution. Технология VSAT Direct позволяет корпоративным пользователям быстро и с минимальными затратами организовывать каналы связи, обеспечивающие все сервисы, работающие по IP-протоколам.

В настоящее время ФГУП «Космическая связь» в акватории Северного морского пути обеспечивает современными услугами спутниковой связи важнейшие морские объекты:

  • пять научно-исследовательских судов ФГБУ «Северное УГМС» и ФГБУ «Государственный океанографический институт имени Н.Н. Зубова», а также ФГБУ «Арктический и Антарктический НИИ «Росгидромета»;
  • ледокол Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» «Капитан Драницын»;
  • научно-исследовательское судно ООО «Лоран» «Петроградский»;
  • четыре многопрофильных судна ледового класса ООО «Софтинтех» – «Помор», «Норманн», «Полярный Певек» и «ЭРРИ»;
  • атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот» – «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр» и «Севморпуть».

На этих судах предоставляется: доступ к сети Интернет и корпоративной ЛВС, VoIP-телефония, получение картографической информации, прием ТВ-программ (только в отдельных случаях).

Разумеется, интерес ГП КС к морскому VSAT не ограничивается маршрутом Северного морского пути. В последние годы российский спутниковый оператор связи все больше внимания уделяет развитию современных услуг для своих заказчиков в акватории дальневосточных морей. Так, уже сегодня в акватории Берингова, Охотского и Японского морей в морском сегменте сети VSAT iDirect насчитывается более 230 судов.

Судовые земные станции спутниковой связи (ЗССС) iDirect работают через российские высокопроизводительные спутники «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-А4». Выделенная для заказчика максимальная групповая скорость спутникового канала составляет 35 Мбит/с на прием данных и 13 Мбит/с на отдачу. Среднемесячный суммарный объем потребляемого IP-трафика от всех судовых ЗССС доходит до 7,5 Тб.

Стоит ли говорить о том, что спутниковые сервисы, предлагаемые ГП КС и созданные на основе отечественных решений, вызвали у российских моряков, которые и были главной целевой аудиторией семинара во Владивостоке, неподдельный интерес.

 

Спутниковая связь на высоких широтах

ФГУП «Космическая связь» обладает очень мощной орбитальной группировкой, которая включает в себя современные высокопроизводительные спутники связи. Тем не менее ограниченная видимость геостационарных спутников в северных широтах не позволяет обеспечивать надежную спутниковую связь на подвижных объектах и на территориях со сложным рельефом Российской Федерации.

Решить эту проблему призвана новая система «Экспресс-РВ» – именно она должна создать благоприятные условия для получения современных услуг спутниковой связи на всей территории России, включая Арктический регион. Многофункциональная система связи с использованием космических аппаратов связи «Экспресс-РВ» на высокоэллиптических орбитах (ВЭО) была в фокусе внимания второго ключевого докладчика – Евгения Буйдинова.

Космический сегмент новой системы будет состоять из четырех космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах, наземного комплекса управления КА, автоматизированной системы мониторинга и измерений. Срок активного существования КА – десять лет.

Система «Экспресс-РВ» сможет обеспечивать устойчивой спутниковой связью на всех широтах (100% территории Арктической зоны и Северного морского пути) подвижные объекты, включая пассажирские и транспортные морские суда.

Совместное использование космических аппаратов на геостационарной орбите (ГСО) и на ВЭО, как ожидается, не менее чем в три раза повысит пространственную доступность спутниковых услуг.

В заключение необходимо отметить, что система «Экспресс-РВ» располагает неплохим потенциалом и на международном рынке: с ее помощью станет возможным обслуживание зарубежных потребителей в Канаде, США, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии и Дании.

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку