Обеспечение жителей труднодоступных и малонаселенных пунктов Республики Коми услугами связи

Михаил Порядин, руководитель Администрации Главы Республики Коми

Развитие отрасли связи в Республике Коми сегодня характеризуется высокой степенью охвата сетями связи крупных населенных пунктов и в то же время отсутствием инвестиционной привлекательности строительства объектов связи на территории малочисленных и труднодоступных населенных пунктов. Такая тенденция характерна не только для Коми, но и для многих других регионов, имеющих схожие территориальные особенности – большую протяженность, низкую плотность населения.

Операторы мобильной связи развивают сети нового поколения в городах и крупных районных центрах республики, операторы фиксированной связи совершенствуют свои услуги только на территориях, имеющих потенциально прибыльную абонентскую базу. На небольшие населенные пункты операторы «закрывают глаза» из-за невозвратности инвестиций. Ситуацию усугубляет не только высокая стоимость строительства линий связи, но и отсутствие необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры в ряде населенных пунктов.

В России реализуется федеральная программа устранения цифрового неравенства. Этой программой охвачены населенные пункты с численностью населения от 250 до 500 человек. В Республике Коми в нее вошли 123 населенных пункта. Около 500 населенных пунктов с численностью населения до 250 человек программой устранения цифрового неравенства не охвачены. Одним не хватило буквально нескольких человек, чтобы попасть в категорию 250+, другие существенно разрослись за последние семь лет, однако программа уже утверждена.

Для решения вопроса по обеспечению связью небольших населенных пунктов региона Глава Республики Коми Сергей Гапликов поставил в конце 2015 г. задачу организовать услуги доступа к сети Интернет, голосовую связь в малых населенных пунктах.

Чтобы не было двойного финансирования работ, сразу были исключены те населенные пункты, которые охвачены федеральной программой устранения цифрового неравенства. Первым этапом для реализации были выбраны самые сложные объекты, где инфраструктура связи полностью отсутствовала, т. е. не было ни сотовой или стационарной связи, ни оптических линий.

Итак, задача для решения: 39 пунктов с численностью от 30 до 250 человек; в часть населенных пунктов можно добраться только по зимнику, отсутствует постоянное дорожное сообщение с районным центром; оптические каналы связи и радиорелейные линии связи поблизости не проходят, энергетическая инфраструктура присутствует во всех точках. Цель – организовать доступ в сеть Интернет и услуги голосовой связи, выделенный бюджет – 30 млн руб. В процессе обсуждения добавилась еще одна задача – обеспечить доступ к просмотру регионального телевизионного канала. Он присутствует в аналоговой сети вещания, перспективы развития которой с введением первого и второго мультиплексов отсутствуют, входит в кабельные сети местных операторов, а также в пакет спутникового телевидения «Телекарта». Аналоговая сеть выбранные 39 пунктов не покрывает, кабельные операторы туда также не заходят.

После многочисленных обсуждений возможных технических решений задачи остановились на использовании спутникового канала связи как основы для функционирования инфраструктуры связи и малой базовой станции сотовой связи (фемтосоты) стандарта 3G в целях обеспечения населения услугами голосовой связи.

Что касается варианта с радиорелейными линиями, то он, к сожалению, был неприемлем из-за отсутствия высотных сооружений в малых населенных пунктах. Так, по расчетам, необходимо было бы построить не менее 39 антенно-мачтовых сооружений для размещения радиорелейного оборудования, причем в ряде населенных пунктов, по результатам исследования, требовалась высота АМС более 72 м, что обусловливает несоизмеримо большие капитальные затраты и сроки реализации и идет в разрез с концепцией применения фемтосот. Кроме того, исходя из предполагаемого количества абонентов в населенных пунктах, операционные расходы на содержание объектов связи превышали бы доходы от предоставления услуг.

В качестве места установки оборудования приняли решение использовать пункты коллективного доступа, преимущественно в центре села – сельский клуб или библиотеку, в которые имеют доступ все жители, и, что очень важно, эти помещения отапливаются. Здесь возникла еще одна сложность: не во всех населенных пунктах такие общественные места есть, поэтому органам местного самоуправления было предложено рассмотреть возможность установки оборудования в частных домах жителей. Таких населенных пунктов не много, но в каждом из них нашлись жители, готовые предоставить место под установку оборудования в своем доме.

Для проверки работоспособности выбранного технического решения первоначально опробовали работу фемтосоты на спутниковом канале малой земной станции спутниковой связи VSAT в лабораторных условиях.

Это лабораторное тестирование заключалось в установке и проверке работоспособности спутниковых терминалов различных диапазонов и на различных платформах в связке с оборудованием сотовой связи. Осуществлялись подключение к спутниковому терминалу фемтосоты сотового оператора, а также ноутбука для доступа в Интернет и проверка прохождения телефонного соединения сотовой связи первым приоритетом, передачи данных по сотовой сети следующим приоритетом и доступ в Интернет через спутниковый канал. В результате проведенных технических изысканий была выбрана оптимальная спутниковая платформа, которая позволила обеспечить все требуемые сервисы с гарантированным качеством.

Позднее, в феврале 2016 г., была создана пилотная зона в одном из 39 населенных пунктов в деревне Нонбург Усть-Цилемского района, где на 89 жителей из средств связи был только таксофон.

Тестирование услуг проводилось как в Ku-, так и в Ka-диапазоне. К сожалению, сервис в Kа-диапазоне, который предоставляет ГП КС через свой спутник «Экспресс-АМ6», не покрывает всю территорию Республики Коми. Поскольку официальные зоны покрытия имеют определенную погрешность в предоставлении информации, был организован выезд бригады монтажников для изучения зоны покрытия Ка-диапазона от ГП КС в Республике Коми. К сожалению, тестирование подтвердило невозможность работы на всей территории Республики в Ка-диапазоне.

Более того, тесты в лабораторных условиях с платформой Ка-диапазона показали, что отсутствует возможность предоставить гарантированный канал и приоритезировать трафик в зависимости от его типа. Основной услугой, которой необходимо было обеспечить труднодоступные малонаселенные пункты, являлась обычная сотовая связь, а не ШПД-доступ в Интернет. Именно поэтому в конечном счете для качественного предоставления услуги была выбрана спутниковая платформа в привычном Ku-диапазоне, позволяющая выделять гарантированные каналы на спутниковом сегменте и приоритезировать трафик в зависимости от его типа. Для передачи данных используется спутник «Ямал-402», который имеет оптимальную зону покрытия над Республикой Коми и высокие энергетические характеристики.

 

Важной задачей было настроить на оборудовании связи приоритезацию голосовых услуг с выделением необходимой полосы пропускания голосового соединения с пропорциональным уменьшением полосы пропускания для доступа к сети Интернет, чтобы жители могли гарантировано принимать звонки по мобильному телефону, даже если канал связи загружен интернет-трафиком. Высокий профессионализм экспертов, участвующих в пилотном проекте, позволил добиться выполнения этой задачи. Проект получил положительную оценку жителей пилотного населенного пункта, и было принято решение о его реализации.

Далее наступил этап юридической основы реализации проекта, что также потребовало много сил и времени. В частности, были внесены изменения в закон «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми», чтобы обеспечить субсидирование из республиканского бюджета части затрат, связанных с организацией связи на территории труднодоступных и малонаселенных пунктов. Инвестору возмещается 98% затраченных средств на закупку основных средств, накладных расходов, субсидируется первый год операционных затрат на поддержание каналов связи.

В конце сентября 2016 г. конкурсный отбор инвестиционных проектов был завершен, определен исполнитель проекта – спутниковый оператор связи группа компаний AltegroSky. Из всех операторов подвижной связи готовность к сотрудничеству и взаимодействию выразила компания ПАО «МТС», которая на уровне Республики имеет наибольшую зону покрытия.

 

По результатам конкурсного отбора стоимость проекта составила 28,039 млн руб., из них расходы на оборудование – 6,982 млн (примерно 180 тыс. руб. на один объект), на доставку, монтаж, пусконаладку и сдачу узла в эксплуатацию – 13,262 млн руб. Стоимость канала связи в год на 39 населенных пунктов − 7,794 руб., может, млн??????? или 16 655,1 руб. в месяц на один населенный пункт. Совокупные затраты на один населенный пункт − 718 967,20 руб. Все цифры нужно проверить!

Работы по установке оборудования связи в отобранных населенных пунктах начались в октябре 2016 г. В связи с тем, что большинство населенных пунктов являются труднодоступными, необходимо было учитывать оптимальный способ доставки специалистов и оборудования. С отдельными населенными пунктами транспортное сообщение возможно только по реке, с другими − по зимнику, в некоторые добирались вертолетом.

15 декабря 2016 г. работы были завершены, объекты приняты в эксплуатацию. В результате около 3700 жителей 39 труднодоступных населенных пунктов обеспечены услугами доступа к сети Интернет, сотовой связи и спутникового телевидения с возможностью просмотра республиканского телеканала «Юрган» на базе пункта коллективного доступа.

 

По результатам работы узлов связи в течение уже практически года были оценены и слабые места проекта. Для жителей радиус действия фемтосот 250 м недостаточен. Совместно с компанией ПАО «МТС» проводится работа по улучшению условий приема сигнала и расширению зоны покрытия голосовой связи.

Проект получился очень стремительным и интересным. Мы справились с задачей, поставленной Главой Республики Коми, и работаем дальше над совершенствованием технического решения. Мы благодарны нашим партнерам − группе компаний Altegrosky и компании ПАО «МТС» за безупречную работу и высокий профессионализм. Нашим проектом заинтересовались коллеги из Минкомсвязи России и ряда субъектов России, с которыми мы готовы поделиться опытом и наглядно продемонстрировать работу нашего технического решения.

 

 

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку