Облака в условиях турбулентности

Генеральный директор M1Cloud, входящей в Stack Group, Алексей Данильянц поделился своим экспертным мнением по поводу перспективы развития рынка облачных услуг в России по результатам пандемии коронавируса. В своем обзоре он отмечает: «…роль ИТ и автоматизации резко увеличивается, а облачные сервисы становятся своеобразной антикризисной панацеей, которые позволяют чувствовать себя более свободно, брать столько инфраструктуры у сервис-провайдера, сколько необходимо под проекты и отказываться, если потребуется коррекция».

Он также отмечает, что во время текущего кризиса все бизнес-структуры столкнулись со следующими  проблемами:

  • информационная безопасность в условиях удаленной работы, когда классический защитный периметр организации разрушается и сотрудниками приходится работать за его пределами. Часть проблем решает связка VDI и VPN, однако их ещё нужно настроить, а далеко не все сотрудники имеют для этого необходимые компетенции. Поэтому, по словам автора анализа, «мы ожидаем, что за спросом появится предложение, то есть коммерческие ИБ-аутсорсеры в скором времени предложат специализированные решения для эффективной удаленной защиты, для безопасного доступа к персональным данным»;
  • низкая компьютерная грамотность, которая проявилась в условиях кризиса, когда у сотрудников не было возможности получить профессиональную техническую поддержку от корпоративной службы ИТ. Неграмотные действия сотрудников на удалёнке могут привести к проблемами с информационной безопасностью – заражением компьютерными вирусами с последующем их распространением в корпоративную сеть, перехватом учётных данных пользователей или нарушением работы корпоративных информационных систем. «Решений этой проблемы будет два – обучение сотрудников, в том числе на рынке должны появиться специализированные курсы, и услуги системных администраторов по модели аренды», – считает Алексей Данильянц;
  • перегруженность Интернета, которая проявилась во время массового перехода на видеоконференцсвязь из дома. Оказалось, что широкополосные подключения, по которым приходилось одновременно передавать несколько видеопотоков, оказались не такими уж широкополосными. Также не очень хорошо показали себя технологии коллективного использования типа GPON, пропускная способность которых при большой нагрузке падает. Решениями могут быть создание более сложных децентрализованных сетей связи. Вполне возможно, что проблему смогут решить мобильные сети пятого поколения 5G, подключения Wi-Fi 6 и другие, которые увеличат эффективность использования радиочастотного спектра и оптических линий связи. По словам Алексея Данильянца, телеком-операторы уже принимают меры, проблема будет решена, хоть и не сразу».

Несмотря на проблемы, по мнению автора обзора, новые условия работы толкают бизнес активно цифровизироваться. Сейчас даже самые архаичные структуры вынуждены обращаться к информационным технологиям, искать быстроразворачиваемые и надежные решения. Отдельные компании относятся к новым условиям работы как к возможности обкатать новые модели работы, просмотреть эффективность и финансовую целесообразность на будущие периоды. Цифровизация экономики будет продолжаться и даже бóльшими темпами. Доверие к ИТ и облачным сервисам также продолжит расти, будут расширяться их функционал и надежность, соответственно модель развития любого бизнеса будет подразумевать использование технологий и в большем объеме облачных сервисов. То есть на ИТ-аутсорсеров и сервис-провайдеров ляжет серьезная ответственность за предоставление высоконадежных сервисов, по сути, за развитие бизнеса и экономики.

По мнению Алексея Данильянца, ИТ станет основой бизнеса, а не поддерживающей функцией, как сейчас. И облачные сервисы станут бизнесом, обеспечивающим работу всех остальных коммерческих компаний, как сейчас поставщики электроэнергии. Однако в условиях турбулентности облачные провайдеры могут испытать болезни роста и поднять цены. Он считает, что требуются определенные преференции, чтобы избежать резкого роста стоимости многих ИТ-сервисов, включая облачные, который ожидается в размере не менее 20%, так как в связи с изменением курса доллара падает маржинальность.

В то же время может оказаться, что облачные операторы смогут выступить в роли своеобразного демпфера, поскольку часть старых клиентов во время кризиса отказалась от услуг облачных операторов. Это относится, например, к компаниям туристической отрасли, ресторанам, авиакомпаниям и некоторым другим. Но, естественно, появились и новые проекты – образование, медицина, удаленная работа и др. До определенного момента облачные провайдеры могут перераспределить ресурсы и сдержать рост цен на свои продукты.

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку